Директор Всемирного банка утверждает, что Украина движется в правильном направлении, новая власть имеет амбициозные цели и хорошие инициативы. Сейчас темп экономического роста ускорился. По прогнозу Кахконен, он увеличится до 3,4%.

«Если Украина сможет удержать экономический рост на уровне 3-4% в год, ей понадобится около пятидесяти лет для того, чтобы догнать нынешний уровень развития Польши. Если темпы снова снизятся, то этого времени не хватит», — заявляет Сату Кахконен.

По ее словам, экономика Украины все еще очень зависит от экспорта сырья. В периоды глобальной стагнации сырьевая экономика всегда уязвима, потому что мировые цены на сырье начинают снижаться.

Именно поэтому важно, чтобы обменный курс не находился в ручном управлении, а соответствовал реальному положению внешних торговых процессов. Это защитит Украину от существенных рисков, которые она уже переживала в прошлом.

Читайте также: Украина заняла 58 место среди самых богатых стран мира

Как удержать инвестора

Больше всего иностранных инвесторов отпугивает коррупция, неравные условия и монополизация сектора. Государство должно гарантировать бизнесу невмешательство в его работу в рамках законодательства — так можно удержать инвестора.

«Иностранные инвесторы оценивают инвестиционный климат в стране. Они ищут экономической и политической стабильности, которая гарантировала бы им длительную работу. Они рассчитывают на определенный уровень предсказуемости — ищут страны с верховенством права, достойной защитой прав собственников, стабильным исполнением контрактов», — отмечает Сату Кахконен.

Готовность инвесторов доверять власти основывается именно на практических моментах: выполняются ли контракты и законодательство, соблюдаются ли требования, сохраняется ли здоровая конкуренция, наказывают ли нарушителей, беспристрастное ли судопроизводство.

Читайте также: Звездный час украинских еврооблигаций: что будет дальше

Что не так с инвестиционными программами

Административные препятствия в Украине просто непреодолимы. До сих пор существует огромное количество порядков, процедур и экспертиз чуть ли не с советских времен, которые требуют больших объемов «бумажной» работы и невероятного количества подписей под каждой бумажкой на всех этапах выполнения.

Таких сложных бюрократических практик в большинстве стран мира уже нет — остались только на постсоветском пространстве. Они почти никогда не помогают выполнению проектов, но гарантированно мешают, потому что забирают очень много времени.

«Из-за бюрократии и коррупции правительство Украины ежегодно не использует миллиарды долларов от инвестиционных проектов. Деньги, которые уже согласованы международными партнерами и за которые можно было бы строить дороги, обновлять водоканалы и строить больницы, не приходят в Украину», — рассказывает Сату Кахконен.

Всемирный банк нетолерантен к коррупции: как только становится известно о таких правонарушениях, проект приостанавливается и начинается расследование. Такое происходит довольно часто, особенно на этапе закупок, и тормозит реализацию инвестиционных проектов.

Читайте также: Государственный долг и риски бюджета

Государственные банки

По словам директора Всемирного банка, из всех украинских государственных банков лучших результатов на пути преобразований достиг Укргазбанк. Пока что три других государственных банка не готовы к приватизации. Им надо решить проблемы с неработающими кредитами, которых на балансах этих трех банков очень много.

«Уровень неработающих кредитов у Ощадбанка, Приватбанка и Укрэксимбанка слишком высок — в среднем 65-70% от общего кредитного портфеля. Потенциальные инвесторы, которые могли бы войти в капиталы этих банков, не заинтересованы в приватизации банков с кредитными портфелями такого качества», — отмечает Сату Кахконен.

Для того, чтобы сдвинуть с места решение вопроса с неработающими кредитами, правительство должно принять постановление, которое по сути развязало бы руки руководству государственных банков в работе с этим кредитным портфелем и позволило бы им использовать все возможные инструменты для решения этой проблемы.

Читайте также: В Нацбанке рассказали, что мешает продать Ощадбанк

Земельная реформа

Основная задача земельной реформы — высвободить потенциал, ускорить экономический рост, трансформировать сельскохозяйственный сектор. По мнению Сату Кахконен, мораторий вредит владельцам земли, потому что их право собственности ограничено: они не могут использовать свою землю как банковский залог, не могут ее продать.

Читайте также: ЕБРР готов предоставить Украине деньги на земельную реформу

Однако реформу нужно провести правильно. Главное предостережение — это то, что землю будет покупать только ограниченное количество людей, что приведет к большим концентрациям земельных банков. Очень важно, чтобы, кроме закона, который отменит мораторий на продажу земли, были созданы другие нормативно-правовые предохранители концентрации земель.

Предохранительные механизмы предусматривают создание института земельного омбудсмена, который обеспечивал бы защиту прав землевладельцев и противодействовал бы рейдерству. А также:

  • открытые данные относительно цен;
  • открытый доступ к земельному кадастру и его прозрачность;
  • открытые сведения относительно показателей сельскохозяйственных предприятий и их владельцев.

Читайте также: Зеленский: вопрос продажи земли иностранцам решится на референдуме

Есть еще одна крайне важная сфера — кредитование под покупку земли. Понятно, что коммерческие банки будут ориентироваться на работу с крупными и средними агропромышленными компаниями, а не на мелких фермеров.

«Мелкие фермеры — наиболее уязвимая группа заемщиков. Мы обсуждали с правительством разные варианты того, как обеспечить малым фермерам доступ к кредитам, среди прочего обсуждалась схема частичного гарантирования кредитов, использования сельскохозяйственных субсидий и их трансформации», — говорит Сату Кахконен.

Главная задача этой реформы — трансформация сельскохозяйственного сектора, которая заключается не только в изменении форм хозяйствования в АПК от латифундий к фермерским хозяйствам, а и в стимулировании перехода от выращивания и сбыта сырьевых товаров к производству товаров с большей добавленной стоимостью.

Культуры, которые дают большую добавленную стоимость, такие как фрукты или ягоды, не требуют для выращивания больших площадей и обеспечивают хороший заработок. Сельскохозяйственные субсидии должны направляться на стимулирование производства продукции с большей добавленной стоимостью малыми и средними хозяйствами.