Примеры успешного выхода мобильных операторов на рынок финансовых услуг в мире уже есть, хотя и немногочисленные. Вопрос в том, удастся ли повторить успех в Украине.
Не одними разговорами
«Мобильный счет абонента Киевстар станет транзакционным. Платеж можно будет проводить непосредственно с мобильного счета абонента без создания мобильного кошелька», — с таким заявлением недавно выступил директор департамента мобильных финансовых услуг Киевстар Сергей Коптик.
Операторы уже несколько лет развивают сервисы мобильных кошельков, к которым можно привязывать банковские карты. И они добились заметных результатов.
Приложением от Vodafone уже воспользовалось более 300 тысяч человек, еще более популярен сервис Киевстар — более 1 млн клиентов.
Сейчас мобильные операторы готовы пойти дальше — для финансовых транзакций банковский счет или отдельный мобильный кошелек нужны не будут.
По словам Сергея Коптика, с мобильного счета можно будет заплатить за проезд в общественном транспорте или такси, совершать покупки в сети, а на сайтах магазинов появится кнопка «Оплатить Киевстар». Основным преимуществом нового сервиса может стать отсутствие платы за транзакции, которая предусмотрена при обслуживании банковских карт. Кроме того, имея огромную клиентскую базу, мобильные операторы могут изучать их предпочтения.
Поддерживает такие начинания и Нацбанк, который готовит изменения в законодательство для дерегуляции рынка платежей.
Технический прорыв
Еще одно подспорье для мобильных операторов — растущий интерес к техническим новшествам, безналичной и бесконтактной оплате. По данным НБУ, в I полугодии 2019 года объем безналичных транзакций в Украине превысил 823 млрд грн., что на 44% больше, чем за аналогичный период 2018 года. А количество безналичных транзакций составило более 1,9 млрд операций – прирост 35%. Эксперты не сомневаются, что эти показатели и дальше будут только расти.
«В течение ближайших пяти лет произойдет миграция в цифровые кошельки, 70-80% карт будет токенизовано», — убежден заместитель главы правления Ощадбанка Антон Тютюн.
Читайте также: Банки-невидимки — банки будущего
Возможно, глядя на эту тенденцию, руководители мобильных операторов и сделали вывод, что, если все больше платежей проходит с помощью смартфона, то и финансовые посредники в виде банков не нужны.
Пришли к успеху
Самым известным примером успеха в этой сфере является оператор мобильных денег M-Pesa. Он был создан в Кении телекоммуникационной компанией Safaricom еще в 2007 году. Его услугами активно пользуется практически все взрослое население страны.
Эта система позволяет делать мгновенные переводы средств с номера на номер, оплачивать коммунальные услуги и покупки во всех магазинах, а также обналичивать деньги через развитую сеть «агентов» компании. Есть возможность и получить кредит на свой мобильный кошелек, а многим «на телефон» переводят зарплату.
По словам обозревателей, до появления M-Pesa в стране было небольшое количество пользователей банковских карт (10% населения), но эта доля постоянно увеличивалась. Сейчас же проникновение банковских карт сильно замедлилось, хорошая динамика сохранилась только у кредитных карт премиум сегмента. Большинству же хватает для решения своих финансовых задач и мобильных телефонов.
Успех в Кении подтолкнул развитие мобильных платежей в соседних странах, что превратило Восточную Африку в мирового лидера по развитию мобильных платежей.
Деньги «на телефоне» даже вытесняют наличные в Сомали. Здесь эта технология позволяет уменьшить риски ограбления и не носить увесистые пачки денег в условиях неконтролируемой инфляции.
Также широкое распространение получили мобильные кошельки в Китае. В Поднебесной множество покупок происходит через мессенджер Wechat, который считывает QR-код с адресом получателя денег. Таким образом многие жители КНР покупают даже овощи на рынке. Однако, чтобы использовать этот кошелек, нужно иметь карту UnionPay или счет в банке. Поэтому здесь мобильные платежи стали результатом симбиоза мобильных технологий и банковских услуг, а не отдельным явлением.
Читайте также: UnionPay выпустит три миллиона карт в Украине к 2022 году
Свободного места мало
Успех африканских коллег может вдохновлять мобильных операторов в Украине, но повторить их результаты им будет сложно. В Африке мобильные платежи запускались в условиях слабо развитой банковской системы.
В Украине же финансовых учреждений хватает. К тому же их проникновение достаточно высоко.
64% украинцев в возрасте от 16 лет имеют банковские карты.
В этих условиях даже без особого участия мобильных операторов активно растет количество платежей с помощью смартфонов и токенизированных карт. По словам Антона Тютюна, в 2019 году количество токенизированных карт выросло втрое.
«Минфин» поинтересовался мнением банкиров о перспективах развития мобильных платежных сервисов в Украине. В целом финансисты высказывались по поводу инициатив мобильных операторов скептически. «На наш взгляд, это нишевый продукт, который может быть интересен только клиентам банков, у которых нет современного мобильного приложение и интернет-банкинга. Он не создаст на рынке серьезной конкуренции — клиентам выгоднее держать деньги на картах и проводить платежи прямо с них, без посредников», — поясняет экс-заместитель председателя правления Форвард Банка Константин Кошеленко.
Начальник управления развития карточного бизнеса и перекрестных продаж ОТП Банка Евгений Грубый также считает планы мобильных операторов занять долю рынка платежей несущественным фактором для финансового сектора. По его словам, мобильные деньги могут быть интересны тем клиентам, которые хотят иметь быстрый доступ к средствам, но не желают идентифицировать себя при открытии банковского счета.
«Для серьезной конкуренции с банками нужно, чтобы у клиентов была мотивация переводить свои денежные ресурсы с банковских счетов на мобильные, пока же картина обратная: мобильные счета пополняются по необходимости», — убеждена руководитель направления карточных продуктов Банка Кредит Днепр Дарья Прилуцкая. По ее словам, fintech-проекты мобильных операторов могут быть востребованы в тех сегментах, где нужна быстрая оплата мелких сумм: транспорт, билеты на мероприятия, онлайн-игры и так далее. Хотя и здесь проникновение банковских технологий оставляет мало места для маневра.
Выбирайте депозиты со ставкой до 17,5% и дополнительным бонусом
Наибольшую же выгоду мобильные операторы могли бы получить от корпорации с банками, убеждены в финучреждениях. «Мы считаем перспективным сегмент мобильных платежей, когда у клиента будет возможность связать платежную карту с балансом мобильного номера. В таком случае, клиент сможет использовать для платежей уже имеющуюся инфраструктуру, построенную банками и платежными системами», — поясняет директор по развитию электронной коммерции и инноваций Альфа-Банка Украина Александр Беззубов.
Читайте также: Карты, деньги, телефон: как мошенники крадут деньги с банковских счетов
Скорее всего, мобильные операторы будут параллельно развивать два направления: сотрудничество с банками, и запуск «независимых» проектов. В любом случае любое повышение конкуренции пойдет на пользу клиентам, заставив как банковский сектор, так и мобильных операторов искать и внедрять новые технологии.
Алексей Писарев