«Минфин» поговорил с финансовыми аналитиками и юристами о возможных сценариях развития событий вокруг Приватбанка.
Большинство экспертов уверено, что точку в деле о Приватбанке должен поставить суд. Какой-либо внесудебный меморандум сейчас видится маловероятным.
Президент Владимир Зеленский, премьер-министр Алексей Гончарук или другие лица в руководстве страны вряд ли возьмут на себя ответственность за решение по Привату. Показательно, что недавно Алексей Гончарук дал интервью влиятельнейшему изданию Financial Times, в котором рассказал о переговорах по Приватбанку между Администрацией Президента и Игорем Коломойским. При этом свою роль в деле Привата премьер постарался свести к минимуму, заявив, что правительство в переговорах не участвует.
Любопытно, что поиск компромисса идет на фоне потока новостей об экс-главе НБУ Валерии Гонтаревой, которая сыграла ключевую роль во время национализации Привата. 30 августа экс-глава НБУ сообщила, что ее сбил автомобиль в центре Лондона, где она живет и преподает в Лондонской школе экономики. Гонтарева предполагала, что к аварии причастен олигарх Игорь Коломойский, но эта версия не нашла подтверждения. В ночь на 5 сентября в Киеве сгорел автомобиль, зарегистрированный на имя невестки экс-главы НБУ. А в ночь на 17 сентября неизвестные сожгли дом Гонтаревой в поселке Гореничи под Киевом.
Цепь этих фактов сократила возможность внесудебного компромисса по банку. События вокруг Гонтаревой могут расцениваться как месть за национализацию Привата. Соответственно, Запад не одобрит соглашение с людьми, которые действуют такими нецивилизованными методами. Хотя достоверно неизвестно, кто на самом деле виноват в событиях вокруг экс-главы НБУ.
Сценарий №1. Банк вернется экс-собственникам
Сценарий с возвратом банка Игорю Коломойскому возможен. Но главный вопрос — условия, на которых Приват вернется к экс-владельцам.
«Не исключено, что во время национализации банка были допущены ошибки. В этом случае любой суд— в США или Великобритании, может признать ее незаконной», — говорит основатель ИГ «Универ» Тарас Козак.
Такое развитие событий едва ли одобрят международные кредиторы Украины. Они тщательно оценивают, на что украинское правительство тратит заемные средства, и насколько эффективно распоряжается ими. «Наши западные партнеры – ЕБРР, Евросоюз, МФВ – вряд ли примут сценарий, по которому Коломойский ничего не платит», — говорит аналитик из компании Concorde Capital Александр Паращий.
Если суд решит, что национализация была незаконной, государству придется вернуть банк экс-акционерам, но при этом оно заберет 155 млрд грн., влитых в банк для восстановления его платежеспособности.
Читайте также: Суд признал незаконной национализацию Приватбанка
В этом случае экс-собственникам придется искать кругленькую сумму для капитализации Приватбанка. «При этом сценарии Игорь Коломойский возвращает в банк порядка 120 млрд гривен, и получает долю в Привате. Однако, по всем оценкам, активов Игоря Коломойского, включая недвижимость в США, не хватит для покрытия этих долгов», — говорит Тарас Козак.
«Такой сценарий несет огромные репутационные потери, сильное охлаждение в отношениях Украины с МВФ и возможный риск для финансовой стабильности в стране. Приватбанк остается крупнейшим украинским банком. Если ОВГЗ, заведенные в его капитал, вернутся государству, новым-старым собственникам придется немедленно вливать в банк свежие средства, либо гасить старые долги — ведь пруденциальных нормативов решение суда никак не отменяет. А, значит, банк с портфелем проблемных кредитов и без капитала будет признан неплатежеспособным. Такая ситуация невыгодна никому. Ее, скорее всего, постараются избежать. Если лица, принимающие решения на стороне государства, настроены пессимистично – будут попытки договориться», — допускает заместитель директора Центра экономической стратегии Мария Репко.
Сценарий 2. Мировое соглашение и снятие обвинений с экс-собственников
В этом случае банк, скорее всего, останется в собственности государства. Более сотни судебных споров между НБУ, Приватбанком и экс-акционерами, могут быть остановлены. Для бывших собственников это также шанс восстановить свою репутацию. Возможно, будет обсуждаться и вопрос финансовой компенсации.
Если власть решится на мировую с экс-собственниками Приватбанка, то такое решение должно быть принято судом. Так как часть судов идет в Лондоне, по правилам английского правосудия, договорившиеся стороны должны предъявить мировое соглашение судье, а тот — признать его справедливым и подлежащим к исполнению.
Впрочем, есть иски, которые не могут быть аннулированы мировым судебным решением. А именно — криминальные обвинения Игоря Коломойского в финансовых махинациях. Этот иск подал против него сам Приватбанк. Речь идет о выдаче миллиардных кредитов малоизвестным компаниям, дружественным Игорю Коломойскому.
Читайте также: В США обнародовали иск Приватбанка к Коломойскому
«Против Коломойского в судах находятся дела по взысканию крупной суммы проблемных кредитов, дела рассматриваются в Украине, в Великобритании, в Швейцарии и в США. Он заинтересован во-первых, избежать уплаты по долгам, во-вторых, восстановить свою репутацию в Украине», — говорит Мария Репко.
Юристы полагают, что эти иски также могут быть отозваны, если истец (Приватбанк) предъявит доказательства того, что расследовал вопрос повторно и не нашел доказательства вины. Но такое заявление может иметь последствия для истцов. В этом случае прежние обвинения в махинациях могут быть классифицированы как клевета, и Игорь Коломойский получит возможность подать иск на компенсацию.
Сценарий №3. Компенсация из бюджета в пользу Игоря Коломойского
Один из возможных вариантов — выплата компенсации Игорю Коломойскому из госбюджета при сохранении Привата под контролем государства. Такой сценарий весьма вероятен, если суды признают национализацию незаконной. И олигарх довольно прозрачно дал понять, что этот исход его вполне устроит. Ведь, как отмечалось выше, возврат банка в собственность может стать для него не победой, а «головной болью».
«Нас интересует Приватбанк, но если этот процесс урегулирования — большая сложность, и это может вызвать некую турбулентность на финансовом рынке, то ничего страшного, мы можем отказаться от этого. Все продается и все покупается в бизнесе», — отметил Игорь Коломойский в интервью на программе «Свобода Слова с Савиком Шустером».
Ранее олигарх даже назвал сумму, которую хотел бы получить от государства за потерянный банк — 2 миллиарда долларов. «Мне не нужен Приватбанк. Но там лежало два миллиарда долларов капитала. Пусть вернут, и нет вопросов», — заявил Коломойский в одном из интервью.
Этот сценарий эксперты считают наихудшим из возможных.
«Это будет означать, что из бюджета нужно будет достать еще несколько миллиардов гривен — речь идет либо о 28 млрд грн капитала по состоянию на декабрь 2015, либо о большей сумме, если в периметр попадут депозиты связанных с бывшими собственниками лиц. При этом взыскание кредитов с компаний Игоря Коломойского будет идти в судах своим чередом, то есть медленно и тяжело, со слабой надеждой на прогресс в Лондоне, Швейцарии или США. Проще говоря, граждане, которые каждый год отдают миллиарды гривен на проценты по гособлигациям в уставном капитале национализированного банка, отдадут Игорю Коломойскому еще несколько миллиардов», — объясняет Мария Репко.
Сценарий №4. Комплексное соглашение с решением по Укрнафте
Еще один вероятный сценарий — пакетное решение, которое будет включать договоренности между Украиной и Игорем Коломойским по Привату и «Укрнафте». «Вспомним, что Коломойский подал иск по «Укрнафте» на 5,4 млрд долларов против Украины, из-за продаж газа по заниженным ценам. Если будет вынесено решение по Укрнефте на 5 млрд долларов в пользу Игоря Коломойского, у него появится предмет для торговли», — говорит Александр Паращий.
Первый раунд слушаний по этому делу состоялся в Лондоне в апреле 2019 года. Следующий — уже «на носу»: его назначили на 18 октября 2019 года. Окончательное решение может быть принято в 2020 году. И тогда экс-собственники Привата получат дополнительный козырь. По мнению аналитиков, у Игоря Коломойского есть все шансы выиграть иск по «Укрнафте». И этот факт наверняка будет учтен при мирном урегулировании дела Приватбанка.
Маргарита Яковлева