«Минфин» изучил главные вводные документа и попробовал оценить их последствия для рядовых граждан и бизнеса. 

Инфляция

Как и прежде, главная  задача регулятора — снизить уровень инфляции. 

«Целью денежно-монетарной политики остается поддержание инфляции в среднесрочной перспективе на уровне 5% с допустимым диапазоном отклонений ± 1 п. п.».  

Вот уже пять лет, как Нацбанк переориентировался с политики стабильного курса гривны на инфляционное таргетирование. Теперь зона ответственности НБУ — показатели инфляции. Но за все это время чиновникам практически ни разу не удавалось достичь декларируемых ими годовых показателей инфляции. 

Вот и в этом году пока показатели инфляции превышают запланированные. Прогноз НБУ на этот год — 6,3%. Но по итогам августа потребительская инфляция в годовом измерении уже составила 8,8%. 

И это при том, что уровень мировых цен на энергоносители низкий, цены на основные статьи нашего экспорта достаточно высокие. Курс доллара, который закладывается во все импортные товары и влияет опосредованно на все ценники в стране, достиг трехлетнего минимума. А впереди — осень и зима — сезон, когда потребительские цены начинают расти быстрее.

Читайте такжеОбвалится ли доллар ниже 24,50 гривен 

Снизить инфляцию в 2020 году практически почти в 2 раза (расчетный коридор, который НБУ установил на следующий год — от 4 до 6 %) и закрепить ее на этом уровне на ближайшие несколько лет — очень сложная и вряд ли выполнимая задача для Нацбанка.

Дело в том, что уровень мировых цен на энергоносители, металлургию и сельхозпродукцию — вещь очень переменчивая. Большое число разного рода популистских идей  способно быстро менять экономическую обстановку в стране. И на эти инициативы правительства у НБУ нет возможности влиять.

По оценкам «Минфина», при существующих ценах на энергоносители и действующем налогообложении, коридор по инфляции в 7,0-8,2% на 2020 год выглядит более реалистично.

Спасти чиновников может быстрая приватизация земли и части гособъектов, анонсированная правительством в 2020 году. В этом случае интерес к гривне со стороны иностранцев и местных инвесторов вырастет — ведь им нужно будет покупать  эти активы. Это опосредованно приведет к частичному снижению цен на те товары, которые попадают в расчет показателя инфляции. Но заслуги НБУ в выполнении прогноза практически не будет.  

Периодические перекосы в денежно-кредитной политике будут вынуждать НБУ применять весь арсенал имеющихся инструментов — и учетную ставку, и депозитные сертификаты, и интервенции на валютном рынке, и «вербальные интервенции», чтобы пытаться удержать в узде показатели инфляции.

Курс 

«Нацбанк будет продолжать придерживаться политики плавающего курса, поскольку монетарная политика не направлена на достижение определенного уровня или диапазона обменного курса»

Пиковые внешние выплаты 2020 года и необходимость соблюдать показатели объемов золотовалютных резервов, согласованные с МВФ — не дадут Нацбанку полноценно влиять на курсовые тренды межбанка рыночными методами.

В моменты ситуативных перекосов на валютном рынке, при превышении предложения над спросом, регулятор будет выкупать излишек доллара на межбанке.  Это не даст гривне укрепляться до тех пределов, которые были бы возможны без вмешательств НБУ.

Если же курс будет расти из-за недостатка предложения, Нацбанк будет крайне неохотно тратить резервы на сглаживание валютных колебаний. Из-за этого котировки периодически будут скакать. 

Экономика и учетная ставка

“В 2020 году НБУ будет использовать гибкость режима инфляционного таргетирования, способствуя не только возвращению инфляции к цели, но также заботясь о влиянии монетарных решений на экономический рост. При снижении инфляционного давления и улучшении ожиданий,  НБУ будет смягчать монетарную политику, способствуя таким образом экономическому росту".

В Основных принципах денежно-кредитной политики отмечается, что учетная ставка в реальном выражении будет постепенно снижаться в последующие годы до «нейтрального уровня». Также будут снижаться и номинальные процентные ставки банков.

В НБУ понимают, что политика «дорогих денег» и высокая учетная ставка становятся тормозом для дальнейшего развития экономики. Это идет вразрез с заявлениями нового правительства о том, что реальному сектору нужны дешевые кредиты. При предыдущей власти высокие ставки по депсертификатам НБУ, ОВГЗ и другим финансовым инструментам были очень выгодны определенным кругам заинтересованных лиц. Но сейчас НБУ не хочет выглядеть в глазах новой президентской команды как камень преткновения для развития страны. Поэтому, вероятно, регулятор начнет активнее снижать учетную ставку, а вместе с ней — и доходность по своим депсертификатам и другим подобным инструментам.

Депозиты от топ-банков с бонусом от «Минфина». Выбрать 

В конечном итоге это приведет к снижению ставок по депозитам для населения, а для бизнеса — к снижению ставок по кредитам. Но депозиты будут дешеветь быстрее и больше, чем ставки по кредитам.

В начале банки будут снижать ставки по привлеченным ресурсам — депозитам и вкладам, и лишь затем — постепенно уменьшать ставки по кредитам, сохраняя свою маржу по доходным операциям.

Еще одной «больной» темой для регулятора является вопрос явного или скрытого финансирования дыр госбюджета. Предыдущая власть активно использовала все механизмы изъятия денег у регулятора, включая перечисление прибыли НБУ в бюджет или выкуп Нацбанком части ОВГЗ, выпущенных правительством.  В настоящее время на Институтской открыто об этом говорят и не хотят продолжать эту опасную практику. Это отражается в заявлениях топов НБУ. 

«Национальный банк будет продолжать придерживаться своего обязательства избегать любых форм фискального доминирования над монетарной политикой, в том числе прямой или косвенной поддержки бюджетных расходов», — написал глава Набсовета НБУ Богдан Данилишин в своем заявлении на Facebook.

Подковерная борьба Министерства финансов и Нацбанка в этом вопросе продолжится и в 2020 году.