В конце октября Bloomberg, который отслеживает состояние самых богатых людей в реальном времени, сообщил о существенных изменениях в рейтинге. На пятое место, неожиданно для многих, вышел Стив Балмер. Бывший подчиненный Билла Гейтса в Microsoft, по подсчетам аналитиков, владеет активами примерно в $127 млрд, что всего на $3 млрд меньше, чем у легендарного основателя Microsoft.
Позади Балмер оставил основателя Facebook Марка Цукерберга, основателей Google Лари Пейджа и Сергея Брина, и основателя Berkshire Hathaway Уоррена Баффета.
Балмер выглядит лишним в первой десятке самых богатых людей планеты. Все, кроме него, самостоятельно создавали компании, которые принесли им богатство. Стив всю свою карьеру построил, как наемный работник.
Одним из самых богатых людей мира Балмер стал благодаря сочетанию трех факторов.
Первый фактор: немного удачи
Стив Балмер родился в семье евреев-мигрантов. Его отец переехал в США из Швейцарии в 40-е годы. А дед по материнской линии сбежал из российской империи во время Первой мировой войны.
Семья Стива не бедствовала. Отец работал бухгалтером в автомобильной корпорации Ford, благодаря чему мог обеспечить хорошее образование сыну — учился он в частной школе. Еще с 8 лет Балмера-младшего целенаправленно готовили к вступлению в Гарвард.
Мечта родителей сбылась, и высшее образование Стив получил именно в Гарварде, изучая математику и экономику. Но чистым технарем он не был, в студенческие годы работал в местной газете и писал для литературного журнала. После учебы пытался даже сделать карьеру голливудского сценариста, но на этом поприще успеха не добился.
Поэтому будущему миллиардеру пришлось пойти в более приземленную сферу: в Procter&Gamble он занимался продажей смесей для кексов, а затем поступил в Высшую школу бизнеса Стэнфордского университета.
Основным достижением Балмера в Гарварде стало то, что он познакомился с Биллом Гейтсом — они жили на одном этаже общежития. В отличие от Стива, Гейтс не получил высшего образования — его отчислили со второго курса. Вместо того, чтобы сидеть за партой, он со своим другом Полом Алленом начал разрабатывать программное обеспечение.
Во время летних каникул в Стэнфорде Балмер посетил своего друга в Сиэтле, где уже базировалась его компания Microsoft. Стив надеялся получить работу на несколько месяцев, но Гейтс убедил его устроиться на полную ставку.
По разным источникам, Балмер стал или 30-м, или 24-м работником молодой технологической компании. Во всяком случае — одним из первых. Стив не был программистом, но умел распознать технический талант, поэтому сначала исполнял обязанности рекрутера. Вскоре его полномочия значительно расширились: пока «технари» Гейтс и Аллен занимались программным обеспечением, Балмер взял на себя всю организационную работу.
«Ботаник» Гейтс и коренастый Балмер легко нашли общий язык.
В 1981 году партнеры пересмотрели свои доли в компании: Гейтс получил 53% акций, Аллен — 35%, а Балмеру достались 8%.
Гейтс и Балмер долгое время близко дружили. Стив был даже свидетелем на свадьбе основателя Microsoft.
Рассказывая о факторах, которые позволили ему добиться успеха, Балмер называет не только математические способности, трудолюбие и усердие.
«Тебе должно повезти. Я ненавижу, когда люди говорят: „О, я работал больше всех, и я умнее всех“. На самом деле, вам нужно немного удачи», — отмечает он, намекая, что и в его карьере имело место стечение обстоятельств.
Второй фактор: безоговорочная вера в Microsoft
Никто из тройки так не верил в Microsoft, как Балмер. Аллен покинул компанию и начал избавляться от своих акций еще в 80-х годах. Вырученные деньги он удачно инвестировал и благодаря этому попал в сотню самых богатых людей мира.
Гейтс поэтапно распродавал свою долю в компании и перевкладывал деньги в разнообразные активы. В результате, в его капитале в размере $131 млрд Microsoft занимает незначительную долю: ему принадлежит лишь 0,5% акций техногиганта. У Гейтса значительная доля в компании по переработке отходов Republic Services, производителя сельхозтехники Deere & Co, сети отелей Four Seasons и многих других бизнесах.
Если бы Гейтс сохранил за собой хотя бы 10% Microsoft, его состояние сейчас оценивалось бы в $280 млрд, что сделало бы его самым богатым человеком мира со значительным отрывом от Маска.
Балмер соблазнился на деньги только в 2003 году, продав половину своих акций чуть меньше чем за миллиард долларов. Остальные акции он сохранил, а также понемногу получал опционы на руководящих должностях. Сейчас у него почти 4,5% акций Microsoft, большая доля лишь у инвестиционных холдингов Vanguard и BlackRock.
Всю свою трудовую карьеру Балмер строил в Microsoft. Хотя руководителем компании долгое время был Гейтс, он разделял со Стивом ряд ключевых обязанностей. Со стороны это походило на какой-то симбиоз умов, как говорили в компании, они словно думали одновременно, а посторонние не могли понять их диалоги.
В конце 90-х годов Microsoft достигла вершины своего могущества, став самой дорогой компанией мира, а Гейтс был самым богатым человеком мира. Однако, компания сталкивалась со все большим давлением со стороны правительства США, из-за обвинений в нарушении антимонопольного законодательства, и атаками конкурентов.
Как рассказывает американский журналист Марк Лейбович, Гейтс был на грани нервного истощения, он сильно похудел, его раздражало отсутствие творческой работы и необходимость вместо этого управлять огромной корпорацией.
«Поэтому в начале 2000 года самый богатый человек мира сделал себе подарок. Он вернулся к статусу „ботаника“, покинув должность генерального директора Microsoft, и приняв звание главного архитектора программного обеспечения», — писал о том периоде Лейбович.
На место генерального директора и фактически руководителя компании Гейтс предложил именно Балмера. «Слава Богу, он готов сделать это для меня», — говорил об этом решении основатель Microsoft.
Балмер принялся с энтузиазмом решать кучу стоящих перед компанией проблем. В первую очередь, он согласился пойти на ряд уступок для урегулирования антимонопольных претензий.
Некоторое время Гейтс оставался № 2 в компании, но с 2006 года оставил и руководство разработками. После этого Балмер стал единоличным руководителем Microsoft.
Период руководства Балмера продлился до 2014 года. Этот период неоднозначен для компании. С одной стороны, Стив сохранил и приумножил достижения Гейтса: доход корпорации вырос почти в три раза, а прибыль удвоилась. За 14 лет конкуренты так и не смогли помешать доминированию флагманских продуктов: Windows и Office. Также именно во время правления Балмера у компании появилось сверхважное игровое подразделение Xbox, она приобрела Skype, усилила свои позиции в корпоративных продуктах.
У Балмера всегда был взрывной характер. Из-за частого крика ему даже делали операцию на голосовых связках.
Но инвесторы, похоже, все меньше верили в Microsoft. Когда Балмер возглавил его, акции компании стоили дороже, чем по итогам его руководства. Отчасти это можно объяснить кризисом обрушивших весь технологический сектор доткомов. Но Apple восстановилась до показателей начала нулевых уже через 4 года, Amazon — через 7, даже неповоротливому IBM хватило 10 лет, а вот Microsoft и 14 лет оказалось мало.
С каждым годом усталость от деятельности Балмера росла как внутри компании, так и у внешних обозревателей. В 2012 году Forbes опубликовал колонку под названием «Пять генеральных директоров, которых уже должны были уволить» — Стив не просто вошел в этот список, но и возглавил его. «Несомненно, господин Балмер — самый плохой генеральный директор крупной публичной американской компании сегодня», — писало издание. Вошел Балмер и в список худших руководителей, который в 2013 году составил BBC.
Читайте также: Дэвид Бекхэм: миллионы долларов на хобби, вино и убыточный модный бизнес
В первую очередь, Балмера упрекали, что он проспал революцию мобильных устройств. С появлением iPhone и Android рынок ПК начал сворачиваться, а системы Microsoft для смартфонов отставали от конкурентов. Балмер пытался спасти ситуацию астрономическими финансовыми вливаниями, самым громким из которых было приобретение Nokia. Но спасти ситуацию это не помогло: Microsoft могла, в лучшем случае, повторить судьбу Intel, а в худшем — Kodak.
Несмотря на то, что компания медленно шла ко дну, Балмер продолжал верить то ли в нее, то ли в свой управленческий талант и слабость конкурентов. Стив публично заявлял, что iPhone провалится и никто дорогие телефоны не будет покупать. А Android он предрек гибель из-за чрезмерной сложности, мол, чтобы им пользоваться, нужно быть «специалистом по информатике».
Читайте также: Сладкая семья Марс: как создать миллиардную корпорацию и (не) стать врагами
Возможно, именно пренебрежение к конкурентам и удержало Балмера от распродажи собственных акций даже в самые тяжелые времена для компании.
Третий фактор — своевременное увольнение
Сколько бы над Балмером ни сгущались тучи, он цеплялся за свой пост и заявлял, что будет руководить Microsoft «еще 10 лет». Однако, удержаться в кресле не удалось. После увольнения Стив прекратил общаться с давним другом Гейтсом, который то ли не помог ему в корпоративной войне, или даже тайком поддерживал увольнение Балмера.
Новым руководителем компании стал Сатья Наделла, который руководит ею до сих пор. Сегодня для Microsoft рынок ПК не является приоритетным, а заработки от Windows теряются в годовых отчетах на последних строчках. Корпорация переориентировалась, прежде всего, на обслуживание корпоративных клиентов и облачные технологии.
Стратегия оказалась удачной, при правлении Наделлы стоимость акций Microsoft взлетела более чем в 8 раз. И тут сработал предыдущий фактор — как бы Балмер не обижался на увольнение, акции он продолжал держать, а потому и его собственное состояние выросло в 8 раз. Не говоря уже об около $10 млрд, которые он получил в виде дивидендов от успешной компании.
Чем занимается на пенсии
Всю жизнь Балмер любил спорт, и особенно баскетбол. Высокий и коренастый, он был в баскетбольной команде Гарварда, затем играл с коллегами из Microsoft перед работой. Конечно, разбогатев, он заинтересовался профессиональным спортом.
Еще руководя Microsoft, Стив несколько раз пытался приобрести команду НБА, чтобы перевезти ее в Сиэтл, где базировалась корпорация. Однако, каждый раз терпел неудачу.
Купить клуб удалось только после ухода на пенсию. В 2014 году он отдал $2 млрд за «Лос-Анджелес Клипперс». В то время это было самое дорогое приобретение баскетбольной команды в истории. Одной из первых реформ Балмера в команде стал запрет планшетов Apple.
Читайте также: Майкл Джордан: сколько стоит и на чем зарабатывает самый богатый баскетболист мира
Болельщики довольны новым владельцем клуба. Он щедро тратит деньги на игроков и строит новую арену. Удачными оказались и инвестиции — по оценкам экспертов, клуб подорожал примерно в два раза.
Как активный инвестор, Стив на пенсии себя не проявляет. Последние успехи Microsoft на ниве искусственного интеллекта вполне могут позволить ему уже в ближайшее время обойти по состоянию Гейтса. Вполне возможно, что, в конце концов, он станет даже самым богатым человеком мира, сполна получив награду за веру в родную компанию.