Очень вероятно, что в ближайшее время история B2B Jewelry не закончится. Больше месяца основатели нашумевшего проекта B2B Jewelry Николай и Елена Гонты находятся под домашнем арестом. Их подозревают в финансовых махинациях, отмывании денег и главное – создании финансовой пирамиды.

Но несмотря на громкие обыски силовиков, которые проходили в офисах проекта в конце августа, спустя месяц B2B Jewelryпродолжает работать: салоны B2B в центре Киева и десятках других городов по всей Украине по-прежнему принимают клиентов обещая им баснословные доходы в сотни процентов годовых. 

За что на B2B Jewelry завели уголовное дело

Утром 27 августа СБУ, Генпрокуратура, Нацполиция и ГНС провели сразу несколько десятков обысков в магазинах и офисах B2B Jewelry в разных городах Украины. Поводом стало расследование о финансовых махинациях и отмывании денег на $250 млн и 600 тыс. потенциальных пострадавших.

Читайте также: Как сохранить деньги в пандемию: 5 советов от Уоррена Баффета

Официально силовики не называли имени компании, о которой идет речь, зато выложили фотографии: на них были видны «подарочные сертификаты» и частично – офисы B2B Jewelry. Позже пазл сложился окончательно: ГПУ вручила подозрение Николаю и Елене Гонтам – основателям проекта, который, по данным следствия, может быть чрезвычайно крупной финансовой пирамидой.

О том, что бизнес малоизвестных винницких ювелиров разросся до поразительных масштабов, украинские СМИ писали еще в феврале этого года: тогда речь шла также о $250 млн, а количество клиентов B2B превышало 400 тыс. человек, писала Liga.net.

Прокуратура не просто подтвердила эти цифры (хотя и проверить правдивость данных не представляется возможным), но и уточнила, на что основатели B2B Jewelry тратили полученные деньги.

Часть шла на финансирование точек продаж компании, часть – выводилась на сторонние счета, через которые Гонты приобрели десятки элитных автомобилей стоимостью от $100 тыс, дорогую недвижимость и даже остров (!) в Днепропетровской области. Часть – «уходила» из салонов наличными в черных полиэтиленовых мешках, что удалось заснять журналистам Bihus.info.

В начале сентября трое из двадцати подозреваемых по делу B2B получили по 60 дней домашнего ареста. Среди них – Николай и Елена Гонты. По словам источника «Минфина», присутствовавшего на одном из заседаний, в эти дни (процессы проходили с 1 по 3 сентября) около здания Печерского райсуда можно было увидеть сразу несколько очень дорогих Mercedes и Land Cruiser, у которых дежурило четыре охранника.

Читайте также: Украинцы «подарили» организаторам финансовых пирамид свыше $1 млрд

Сами Гонты, как и их адвокаты, не комментируют обстоятельств своего дела. Единственная реакция бизнесменов была такой: в начале сентября основатель B2B Jewelry выпустил видео, где угрожал судебными исками СМИ, которые после обысков СБУ и Генпрокуратуры написали о блокировке его проекта.

Как работает B2B Jewelry и что с ней сейчас

Новости о том, что силовики заблокировали B2B Jewelry, действительно были неправдой. Салоны проекта – во всяком случае в Украине – не останавливали свою работу, хотя и количество клиентов после карантина заметно просело.

В чем же феномен B2B Jewelry и почему ее считают финансовой пирамидой? В салонах B2B (в Украине их больше сотни) продаются два вида продукции: ювелирные изделия и подарочные сертификаты, которые можно обменять на серебро или золото соответствующей стоимости. Сам Гонта сравнивал их с обычными сертификатами, которые, например, можно купить у ритейлера косметики Brocard.

Но на этом сходство B2B с другими сетями масс-маркета заканчивается. Самое интересное, что и свой основной товар, и сертификаты Гонта обещал отдать не просто бесплатно, но и заплатить от 200 до 400% годовых дохода (чистая прибыль, как минимум, в 2-4 раза превышает первоначальный вклад). Единственное условие: деньги – от 1000 грн – нужно заплатить ювелирам сейчас, тогда как баснословную доходность они обещают отдать в течение года, разбив ее на 52 еженедельных выплаты.

Такая бизнес-модель вызвала настоящий ажиотаж, в том числе, среди десятков тысяч малообеспеченных граждан, пенсионеров, особенно в регионах. В докризисных репортажах СМИ писали об огромных толпах покупателей в салонах B2B, о чем свидетельствуют и многочисленные фото из соцсетей проекта.

Читайте также: Похоже на B2B Jewelry. НКЦБФР предупреждает украинцев о рисках инвестирования в проект Exlimited

Особого импульса «B2B-истерии» добавила система сетевого маркетинга: за каждого дополнительного клиента Гонта платил вкладчикам отдельные «реферальные» бонусы. По этой системе можно было дослужиться до статуса «диаманта», что означает покупки всех членов этой локальной сети в B2B Jewelry на невероятные $100 млн.

По словам клиента проекта из небольшого райцентра, где нет салона B2B, до карантина в город регулярно приезжали «сетевики» из более крупных населенных пунктов, которые перепродавали сертификаты Гонты десяткам местных жителей, устанавливая контакты, например, через сотрудников детских садов и школ.

Еще зимой руководители B2B Jewelry заявляли, что собираются выходить на европейский рынок, прежде всего в Польшу, где, как известно, работает много украинцев. Но карантин сильно подпортил их планы: весной Гонта объявил о заморозке выплат. Проценты по старым сертификатам с тех пор больше не начислялись.

Читайте также: Осторожно! Фонд гарантирования сообщил о мошенничестве со стороны финкомпаний

По словам одного из вкладчиков B2B Jewelry, который согласился поговорить с «Минфином» на правах анонимности, проект позволяет использовать начисленные до кризиса проценты только на покупку новых сертификатов. Но сначала их придется разморозить: для этого нужно «обновиться» в статусе инвестора B2B и купить еще один сертификат на сумму от 1000 грн.

Второй вариант – обменять старый сертификат на «ювелирку». Но это также не так просто: в салонах действует правило «один сертификат – одно изделие». Это значит, что владельцам «карточек» на тысячу придется доплатить приличные суммы наличными, поскольку стоимость изделий в салонах B2B начинается от 2-3 тыс. грн.

Что стоит за вывеской B2B Jewelry

История B2B Jewelry действительно впечатляет: всего два года назад бизнес-активы семьи Гонт состояли из ювелирной мастерской «Шарм» (сами предприниматели называют ее «заводом») в Ладыжине Винницкой области и нескольких локальных магазинов с «ювелиркой».

Несмотря на внешнюю провинциальность, «Шарм» имеет очень интересный бекграунд: Николая Гонту и его предприятие подозревали в сбыте контрабанды. Завод якобы занимался перебивкой проб на ювелирных изделиях, а фирменные магазины – реализацией продукции из Турции стоимостью в десятки миллионов. По данным следствия, в конце нулевых через «Шарм» прошло около 600 тыс. или более тонны ювелирных изделий. Несмотря на такие подробные материалы, расследование в итоге развалилось.

Примечательно, что в нем фигурировал также Геннадий Мазур, экс-замглавы местной налоговой, областной депутат и бывший помощник губернатора Винничины и экс-депутата «регионала» Николая Джиги. Официально оба не имеют к B2B Jewelry никакого отношения.

Могут ли салоны Гонты до сих пор сбывать контрабанду? Текущее расследование не дает ответа на этот вопрос, зато проливает свет на то, как B2B Jewelry устроена изнутри. В целом ничего экстраординарного винницкие бизнесмены не придумали: их салоны формально зарегистрированы на физлиц-предпринимателей, а львиная доля денежных потоков проходит через благотворительный фонд «Зимородок», которым управляет Елена Гонта.

По словам управляющего партнера адвокатского объединения Тарасюк и Партнеры Сергея Тарасюка, именно система ФОП и большая разветвленность сети B2B Jewelry – основная причина, по которой силовики так и не смогли заблокировать детище Гонты.

«Практически каждая «финансовая пирамида» организована на зыбкой организационно-правовой платформе не имеющей особого отношения к гражданскому праву. Рассматривая наш случай как сеть ФОПов, можно сказать, что главная сложность для правоохранителей заключается в объеме вовлеченных лиц – как со стороны «пирамиды», так и желающих заработать», – отмечает Тарасюк.

Он считает, что в деле B2B есть все признаки мошенничества: Гонта привлекает средства под видом инвестирования (хотя у него нет на это лицензии, как должно быть по закону), а из открытых данных следует, что инвестиций как таковых не происходит. Как предполагает Тарасюк, деньги частично присваиваются, частично – идут на выплату процентов новым адептам.

Читайте такжеФискалы нацелились на заграничные счета и бизнес украинцев

По словам одного из официальных потерпевших по делу о мошенничестве семьи Гонт, новостей о расследовании спустя месяц ареста нет. Собеседник «Минфина» в правоохранительных органах говорит, что следователи ожидали большего информационного урона B2B Jewelry после вручения подозрений ее основателям: следователи не исключали «эффекта домино» и автоматического падения «пирамиды».

Стоит ли ожидать, что расследование против винницких ювелиров развалится, как произошло в 2013 году? Пока говорить об этом рано, но точно утверждать можно только одно: семь лет спустя ресурсов и возможностей у Гонты и его партнеров стало значительно больше.