«Минфин» подготовил обзор о перестановках в Народном рейтинге в декабре и собрал самые интересные отзывы пользователей о банках.
Сильные лидеры
Первое место в Народном удерживает monobank, который остается лидером уже более года. За ним следует Альфа-Банк Украина.
В последний месяц зимы удача вновь улыбнулась Ощадбанку — он поднялся с 4 на 3 строчку, вытеснив из топ-3 Таскомбанк Сергея Тигипко.
Улучшили свои позиции в Народном и два других финучреждения: Кредобанк поднялся с 8 на 6 место, а Приватбанк, который долго находился на предпоследней, 19-й строке, поднялся на 17 -ю позицию.
Напомним, что в Народный рейтинг попадают только те банки, о которых клиенты оставили на «Минфине» 100 и больше подтвержденных отзывов. Сейчас таких насчитывается 20.
Рейтинг формируется на базе оценок, которые ставят финучреждениям читатели «Минфина». Количество баллов, которые присваивают банкам пользователи, отражает их мнение об уровне сервиса в том или ином учреждении и не имеет отношения к финансовым показателям.
Подробней с методикой подготовки Народного рейтинга можно ознакомиться здесь.
На что жаловались клиенты банков в декабре
Любой читатель сайта может не только рассказать о своей проблеме, но и оставить на «Минфине» заявку на ее решение. Она будет перенаправлена в банк и, вполне вероятно, финучреждение отреагирует на жалобу. Ведь каждая решенная проблема дает банкам дополнительные баллы, а, значит, повышает их место в рейтинге.
В декабре читатели «Минфина» оставили на сайте 274 такие заявки. Финучреждения решили 80 проблем клиентов.
Наибольшую активность проявил Приватбанк: за декабрь его клиенты пожаловались 84 раза. Банк успел рассмотреть 29 заявок.
В числе лидеров также Ощадбанк и Альфа-Банк, каждый из которых отреагировал на 12 жалоб клиентов. Но у Альфы показатель оказался лучше — банк успел рассмотреть каждую третью заявку (всего в декабре их было 37). А вот Ощадбанк смог «разрулить» только каждую пятую проблему. В декабре на госбанк пожаловалось 66 клиентов.
В конце года пользователи жаловались на необоснованные проценты по кредиту и загадочную комиссию по переводу денег из-за границы. Делились сложностями при получении валюты с собственного счета, а также сетовали на излишнюю бюрократию — в банках свирепствуют отделы финмониторинга.
«Минфин» выбрал самые интересные отзывы. Надеемся, что они будут полезны нашим читателям.
Читайте также: Лучший отзыв декабря: Нюансы бесплатной карты в британских фунтах от ПУМБа
«Моя прелесть»: как снять доллары со счета в Альфа-Банке
Автор отзыва под ником mike123 получал доход как ФОП. Кроме того, он зарабатывал на инвестициях в ОВГЗ. На заработанные деньги он покупал доллары через приложение Альфа-Банка. Неприятности начались, когда mike123 попытался снять американскую валюту с текущего счета.
«Мне надоело, что $18 тыс. лежат в Альфе на текущем счете под 0.2% годовых уже несколько месяцев. И я решил найти им более разумное применение — переложить в Ощад под 2%», — рассказывает он.
На первый взгляд — пустяковое дело: просишь в кассе выдать «наличку», и деньги у тебя в кармане. Но не тут-то было. Менеджер в отделении устроила mike123 настоящий допрос. Мол, зачем вы к нам деньги переводили, зачем сейчас выводите, почему держали именно в нашем банке и вообще покажите документы.
В обязательном пакете документов оказалось ни много, ни мало: налоговая декларация, договора с контрагентами, справка об уплате налогов, договор с брокером.
«Пока Альфа-Банк месяцами бесплатно пользовался моими деньгами — и они приходили, а не уходили — никого ничего не волновало», — пишет пользователь. По его словам, ему раньше не задавали в банке таких вопросов, хотя были операции на гораздо большие суммы.
Клиент Альфа-Банка все же пришел в отделение с целой пачкой документов. Сотрудники их отсканировали и пообещали, что финмониторинг ответит через час. Вердикт получил на следующий день — Альфа-Банк все доллары не выдаст, потому что операция по выплате купонного дохода от ОВГЗ является непрозрачной.
«Эту часть долларов на сумму, полученную от брокера, мне предложили обратно им продать или вывести их по безналу», — делится mike123. В продолжение этой удивительной истории запросили еще больший список документов.
Альфа-Банк до сих пор не решил проблему. Автор отзыва признается: «Буду теперь искать банк, для которого человек с легальными доходами под 200 тыс. грн в месяц — не проблема, а желанный клиент».
Читайте также: Народный рейтинг в ноябре: месяц Приватбанка
По стопам monobank: роуминг и сбой сервера
Опыт другого пользователя — Виталия — может стать полезным для путешественников.
Виталий — клиент monobank, и он недавно побывал за границей. Случилось так, что роуминг в мобильном телефоне был отключен, и аппарат не видел мобильную сеть. Автоперевод часового пояса тоже был неактивным.
«Приезжаю в отель, надо заплатить за номер. И тут сюрприз: платеж отклонен. Хотя уже не раз платил картой в разных странах. На всякий случай повторил попытку — результат тот же. Благо, была карта местного банка, заплатил ею за один день», — пишет Виталий.
Уже в номере он открыл приложение monobank. Причина отмены операции — оплата за границей. «Телефон не видит мобильной сети и, наверное, приложение monobank не знает, что я уже не в Украине», — пришел к выводу клиент. Он переставил sim-карту, включил автокоррекцию часового пояса — и все заработало.
Служба поддержки мобильного банка подтвердила, что monobank, действительно, определяет, где вы находитесь, благодаря платежам через терминал и расположению вашего смартфона по GPS. Такую опцию можно активировать в приложении.
Но система не всегда работает безупречно.
Как легко вылететь из грейс-периода
Chajnik — обладатель кредитной карты Форвард Банка. Автор отзыва внимательно ознакомился с условиями получения кредита. Поэтому полагал, что про лишние траты и высокие проценты можно забыть.
Все просто, как дважды два. Расчетный период длится месяц. Дата открытия счета считается началом первого периода. Каждый последующий расчетный период в новом месяце стартует с той даты, когда был открыт счет.
Но клиент обратил внимание: если дата окончания расчетного периода приходится на праздничный, нерабочий, выходной день, погасить кредит можно в первый рабочий день после того.
Пользователь под ником Chajnik открыл счет 25 числа, исходя из этого, он платил деньги ежемесячно 24 числа. Таким образом, кредитная карта оставалась в грейс-периоде (бесплатном) и проценты за использование кредитных средств начислялись по ставке 0.001%.
Каково же было его удивление, когда плата за кредит резко выросла. Он копнул глубже и нашел проблему. Благодаря выпискам ему удалось найти два спорных момента.
Во-первых, программа не учитывает условие по переносу окончания расчетного периода на первый рабочий день. «Особенно показательна выписка за август, где день окончания погашения кредита не только выходной, но и праздничный, поэтому первый рабочий день- вторник 27-е. В строке «Дата оплаты» должно стоять «до 28», но по-прежнему стоит — «до 25», — говорит клиент Форвард Банка.
Во-вторых, минимальный платеж может включать 6 составляющих. 5 из них можно оплачивать, как указывает строка «Дата оплаты», в последний день расчетного периода. Но одна составляющая — «Плата за обслуживание кредитной задолженности» — должна быть оплачена в предпоследний день расчетного периода. «Так что существующая форма выписки может ввести клиента в заблуждение и, вероятно, ее следует изменить», — делится мыслями пользователь.
Автор отзыва под ником Chajnik подтвердил, что банк уже решил его вопрос — на карточку перевели деньги для погашения начисленной задолженности. Несмотря на это, он просит банк принять во внимание его пожелания о работе программы с кредитами.
Открывай депозит и получай бонус от «Минфина» к основной ставке
Деньги потерялись в пути
Клиент ПУМБа под ником zap7 рассказал, как пытался найти оптимальный способ для перечисления денег из Великобритании в Украину. Увы, поиски не увенчались успехом.
Выбор zap7 пал на карту ПУМБа. Сравнив условия банка с предложениями конкурентов, клиент подумал, что нашел идеальный вариант: бесплатный выпуск карты, бесплатное открытие счета и его обслуживание, никаких комиссий на «входе» и «выходе» средств.
«Счет открывается в английских фунтах. И я могу два раза в месяц снять наличными английский фунт через кассу банка без комиссии», — поделился пользователь.
Кроме того, к банковскому счету можно привязать другую карту. Эта «фишка» показалась очень удобной автору отзыва. Он на тот момент работал в Великобритании и рассчитывал, что деньги, перечисленные из-за границы, будет снимать его жена.
Якобы бесплатная дополнительная карта обошлась zap7 в 50 грн. Вроде пустяковая сумма. К тому же, договор с банком уже был подписан. Чтобы развеять сомнения насчет бесплатности других услуг, осторожный клиент ПУМБа решил для начала перечислить небольшую сумму и снять ее в кассе банка.
Автор отзыва отправил 205 фунтов: 5 фунтов — неснижаемый остаток, а 200 были предназначены для того, чтобы снять их со счета. Согласно условиям банка, комиссию за отправление платит отправитель средств, а за получение — получатель. В данном случае получилось, что это одно и то же лицо.
«На следующий день приходит сообщение — вам зашли деньги в сумме 192.03 GBP. Где-то по пути потерялись 12.97 GBP. Тут же делаю запрос в свой Английский банк и получаю отчет — отправлено 205 фунтов, сумма комиссии (не важно). Все это в виде стэйтмента (официального отчета) со всеми деталями», — рассказывает клиент.
zap7 позвонил на горячую линию ПУМБа, чтоб выяснить, куда пропали деньги. В ответ — ожидайте 14 дней.
Когда нетерпеливый пользователь пришел в банк, там попытались во всем обвинить отправителя денег и посоветовали позвонить в британский банк, чтобы прояснить ситуацию.
Автор отзыва немедленно сообщил о том, что он и есть отправитель. Когда показал официальный отчет об операции со всеми деталями, аргументы менеджера закончились. Начальника отделения на месте не оказалось.
Инцидент произошел еще в октябре. Но пользователь под ником zap7 до сих пор ждет ответы на свои вопросы. Банк пообещал проверить, что произошло. Но результаты проверки остались тайной.
«Украденная сумма действительно смешная и не стоит внимания, но если бы я перечислил не 205, а 20500 фунтов? Исчезло бы 1297. А это уже существенно», — резюмирует пострадавший.
Читайте также: Привет, 2020! Как изменился «Минфин» за последний год
«Кручу-верчу, запутать хочу»
Курьезный случай произошел с witex. Он открыл валютный депозит в Ощадбанке на сумму $20 тыс. и спустя несколько дней узнал, что банк снизил депозитную ставку без его ведома.
Автор отзыва рассказал, что выбрал программу «Мій пенсійний депозит» от Ощадбанка со ставкой 4,5% годовых. Первых два дня все было в порядке, но на третий день, заглянув в Ощад24, он заметил, что ставка вдруг снизилась до 4,25%.
Раздраженный вкладчик позвонил на горячую линию и услышал в ответ, что проценты по депозиту остались прежними. Решил пойти в отделение. Там сотрудники банка спокойно заявили, что ставка действительно упала на 0,25%.
Вразумительного ответа, на каком основании поменяли ставку по депозиту после заключения договора, witex не получил. «Дорогий Ощадбанк, якщо ми живемо за законами України, то маємо знати, що договір депозиту і його істотні умови змінюються за згодою сторін. В іншому випадку — можуть бути розірвані», — отстаивает законные права клиент Ощадбанка.
Автор отзыва продолжает ждать решения проблемы. Банк пообещал проверить ситуацию.
Получить карту ПУМБа «МожуВсе» могут не все
Клиент, зарегистрированный как ohisego, поведал историю о том, как пытался получить кредитную карту ПУМБа. Странные проверки и потраченное впустую время, а в результате — отказ банка. Обо всем по порядку.
По словам автора отзыва, ему пришлась по душе кредитная карта ПУМБа. У него была хорошая кредитная история и он решил позвонить в банк. Там его заверили, что желаемый кредитный лимит предварительно одобрен и назначили встречу в отделении.
Клиент пришел на следующий день, принес паспорт и идентификационный код, ответил на все стандартные вопросы о работе и прочем, подписал документы. Ему сообщили, что кредит одобрен, и выдали карту, но окончательное решение еще нужно подождать.
На руках физическая карта и дважды «одобрен» кредитный лимит. Но, как бы странно не было, менеджер спустя два дня говорит по телефону, что контактные данные близких людей почему-то не годятся. Позже оказалось, что им даже никто не звонил.
Второй поход в отделение увенчался повторной бюрократической процедурой с документами. И опять ожидание. Только через два дня пришло sms-сообщение с отказом.
Пользователь под ником ohisego утверждает, что не имеет претензий к банку, ведь тот имеет право принять любое решение на свое усмотрение. Но вопрос — зачем проводить столько физических операций и вводить клиентов в заблуждение, остается открытым.
«Девушка позже еще раз перезвонила, чтобы уточнить, что по заявке пришел отказ, и документы будут уничтожены. Я поверил ей на слово и надеюсь, что потом не окажется, что у меня в ПУМБе есть непогашенный кредит», — пишет автор отзыва.
Делитесь отзывами о вашем банке: автор лучшего отзыва месяца получит 5 000 гривен от «Минфина»
Светлана Тартасюк