Миллионам наших сограждан, которые не «потянули» заем, новая процедура поможет разобраться с кредиторами. Десяткам, а то и сотням мошенников — откроет новые схемы для заработка.
Алиментщикам не место среди банкротов
Кодекс по процедурам банкротства вступит в силу 21 октября — через шесть месяцев после официального опубликования. Именно с этой даты граждане смогут воспользоваться новым инструментом защиты от кредиторов. Инициировать процедуру банкротства в отношении себя сможет только физлицо, в том числе и частный предприниматель, – его кредиторы такого права лишены.
Скорее всего, главной причиной большинства будущих обращений в суд будут проблемы с обслуживанием банковских кредитов. Некоторые виды долгов в процедуре банкротства не могут быть списаны. Например, задолженность по уплате алиментов, возмещению ущерба, причиненного жизни и здоровью других граждан, уплате взносов в государственные фонды соцстраха. Сама задолженность должна быть значительной и накопленной давно: необходимая сумма стартует с 30 зарплатных минималок ( в этом году — 125,19 тыс грн), при этом долг не должен обслуживаться больше двух месяцев.
Чтобы стать банкротом, физлицо должно официально подтвердить, что, во-первых, не в состоянии дальше обслуживать свой долг. Во-вторых, что у него нет имущества, на которое можно обратить взыскание в счет погашения долга.
Банкротство дает должнику несколько сиюминутных выгод. «Процедура банкротства, особенно на ее начальном этапе, всегда была весьма привлекательна для должника: он получал мгновенную защиту от обращения взыскания на свое имущество, плюс дополнительно бонусом – прекращение начисления процентов, штрафов, пени, другой неустойки, любых финансовых санкций. То есть дальше, конечно, предстоит длительная и сложная процедура, но вот в момент, кода за тобой гонятся по следу кредиторы, это такое хорошее временное (а иногда и постоянное) убежище», — поясняет адвокат АФ «Грамацкий и Партнеры» Андрей Трембич.
Такая «передышка» открывает перед должником и другие возможности. Как показывает опыт, уже наработанный бизнесом, как только предприятие заявляет о своем намерении обанкротиться, кредиторы становятся более сговорчивыми. В случае с физлицами это означает, что тот же банк может, к примеру, предложить более привлекательные условия реструктуризации проблемного кредита. К тому же, пока физлицо находится в процедуре банкротства (а она может длиться годами), законодатели могут ввести очередной мораторий на взыскание долгов и т.д.
Читайте также: Банкротство физлиц: важные нюансы нового Кодекса
Банкротом быть неплохо
Андрей Трембич сформулировал основные «плюсы» для человека, решившего избавиться от долгов через банкротство.
Долгов много — дело одно
С момента открытия производства по делу о неплатежеспособности все требования кредиторов могут происходить только в рамках данного процесса. А это еще один уровень защиты: больше неоткуда ждать проблем, теперь все рассматривается в одном деле одним судом, что упрощает защиту на порядок. Особенно, если, скажем, кроме кредита в банке есть еще непогашенные долги перед ломбардом, по коммуналке и т.д.
К слову, как только открывается дело о банкротстве, срок исполнения всех денежных обязательств должника считается наступившим. То есть, если у должника есть еще кредиты, то срок их исполнения наступает досрочно. Но об этом не всякий кредитор может узнать. А значит, их шансы получить свое могут быть сведены к нулю.
Точно также, только в рамках данного производства может арестовываться имущество должника или вводиться другие ограничения на распоряжение его имуществом. Предварительно наложенные аресты и ограничения могут быть сняты. Отдельно закрепляется та же, по сути, гарантия: никаких взысканий или арестов вне процедуры банкротства – все теперь происходит только внутри этого дела.
Кредитные каникулы
С момента открытия производства по делу о неплатежеспособности прекращается начисление штрафов и иных финансовых санкций, а также процентов по обязательствам. Т.е. должник на неопределенный срок получает кредитные каникулы. Еще одна хорошая новость: налоговый долг, возникший в течение трех лет до дня вынесения решения об открытии производства по делу о неплатежеспособности должника, признается безнадежным и списывается в процедуре реструктуризации долгов.
Мораторий на удовлетворение требований кредиторов
Именно это является главным бонусом запуска банкротства: теперь никто не посмеет обидеть должника или взыскать с него деньги или имущество – все будет рассматривать в рамках этой единой процедуры банкротства (спойлер: долго).
Читайте также: Новый Кодекс о банкротстве: что важно знать должникам
Что грозит должнику
Теперь о неприятных моментах. А их тоже есть немало.
- Должнику придется предоставить суду полную информацию о своем финансовом состоянии и иных источниках погашения своей задолженности на условиях утверждённой реструктуризации (если до этого дойдет). Производство по делу тут же закроют, если суд выявит, что потенциальный банкрот банально хочет оставить с носом кредиторов. Например, перед подачей в суд заявления о признании банкротом должник переписал имущество на членов семьи.
— О свободном распоряжении собственным имуществом на период банкротства можно забыть. Отдельным решением суда может быть также установлен запрет на выезд за границу. Кроме того, нужно быть готовым к раскрытию конфиденциальной информации, как о доходах, счетах, так и о членах семьи. Самый безболезненный сценарий развития событий – договориться с кредиторами о реструктуризации и начать погашать долги.
— Как только суд признает должника банкротом, начнется распродажа имущества для погашения долгов. Не тронут только жилье, в котором проживает должник: квартира не более 60 кв. м общей площади или не более 13,65 кв. м на каждого члена семьи должника либо жилой дом не более 120 кв. м общей площади. Да и то, если она не в залоге. С молотка пойдет и имущество, принадлежащее должнику на праве совместной собственности. В таком случае доля банкрота от продажи такого имущества пойдет кредиторам, остальные деньги возвратят совладельцам.
Читайте также: Где продавать имущество банкротов? «За» и «против»
Правда, кое-что сохранить все же можно. «Одной из главных опасностей Кодекса о банкротстве является территориальная юрисдикция и отсутствие у суда возможности реализовать имущество должника, находящееся за пределами Украины. Таким образом, у должника будет легальная возможность показать отсутствие активов в Украине, добиться списания долгов, при этом абсолютно законно вывести из под угрозы активы, находящиеся на территории других государств», — предупреждает партнер юридической компании «Волхв» Виктор Дубовик.
Новые схемы заработка на банкротстве
Ухищрения в процедуре банкротства, на которые могут идти заемщики, чтобы не рассчитываться с кредиторами, — лишь верхушка айсберга. Как показывает практика других стран постсоветского пространства, которые раньше Украины дали возможность признавать неплатежеспособными физлиц, новая система породила новые схемы заработка.
Схема 1: Банкротство под ключ
Как только физлица получают законодательную возможность признавать себя банкротом, появляются т.н. специализированные юрфирмы, которые обещают избавить любого гражданина от долга, вне зависимости от его суммы, за вознаграждение. При этом гарантируют, что должник сохранит все свое имущество. Мошенники играют на том, что далеко не все должники представляют последствия и нюансы процедуры банкротства.
Если сумма долга невелика, предлагают обзавестись новым кредитом, добрать до 125,19 тыс грн, с которых можно открывать производство по делу о признании физлица неплатежеспособным. С этого нового кредита якобы должник может рассчитаться за юридические услуги. После получения денег мошенники скрываются или долго кормят своего клиента пустыми обещаниями. Итог такого «сотрудничества» один – потеря денег и имущества, которое пойдет в счет погашения долгов.
Схема 2: Профессия банкрот
В этой схеме используется физлицо, изначально не имеющее ликвидного имущества. На такого человека оформляется максимально возможное количество беззалоговых кредитов, которые обычно выдаются под огромные проценты. Поэтому требуемая сумма, с которой может открываться судебное производство, набегает очень быстро. Не исключено, что в такой схеме могут участвовать и сами кредиторы. Гражданин признается неплатежеспособным. Полученный доход делится между организаторами аферы – арбитражным управляющим (он распоряжается имуществом должника пока тот находится в процедуре банкротства), кредиторами и организаторами схемы. Подставной заемщик получает плату за свои услуги.
Схема 3: Родственники в помощь
В этой схеме центральная фигура – зажиточный псевдобанкрот с крупными займами. Перед инициированием процедуры признания финансовой несостоятельности он банально переоформляет все свое имущество на родных и близких. В результате у должника просто нечего взять, что приводит к списанию долговых обязательств в законном порядке.
Но есть и подводные камни — в фиктивном (преднамеренном) банкротстве должны принимать участие все заинтересованные лица, включая арбитражного управляющего и самих кредиторов. В противном случае, все сделки с родными, заключенные в течение последних трех лет перед инициированием банкротства, будут аннулированы.
По словам советника Юридической группы LCF Александра Бирюкова, разработчики Кодекса о процедурах банкротства постарались максимально уменьшить риски мошенничества. Но полностью избежать его не удастся. «Поэтому большие надежды возлагаются на судей, которые должны будут следовать, прежде всего, целям такого законодательства. Иначе, такая система не будет выполнять свою основную функцию – помогать честным, но оказавшимся в сложной жизненной ситуации, лицам разрешить временные трудности», — прогнозирует он.
Тамара Зверухо