Сторонники идеи перехода на тот же евро говорят, что, рано или поздно, Украине придется пойти на такой шаг, и рассуждают так: отсутствие собственного «печатного станка» заставит страну жить по средствам. А кроме того, лишит чиновников соблазна постоянно снимать девальвационную ренту со всего населения и бизнеса страны, и приструнит их аппетиты в части разворовывания бюджета. Поскольку показатели и затраты главной финансовой сметы страны будут, хоть и косвенно, но все же контролироваться и согласовываться с ЕС.

Не стал исключением и недавний кратковременный взлет курса доллара на наличном рынке: в соцсетях и на страницах некоторых СМИ снова стала обсуждаться тема отказа от нацвалюты. Поэтому в этой статье решил поговорить об этом отдельно на примере евровалюты, так как Украина стремится максимально быстро стать членом Евросоюза после окончания войны.

Скажу сразу мое мнение: для Украины, как любой независимой страны, будет лучше сохранить собственную валюту — гривну, и независимую монетарную политику под контролем национального эмиссионного центра — Нацбанка.

Греция и Португалия: в еврозоне и с проблемами

Безусловно, монетарная политика нашего регулятора не идеальна. Взять хотя бы длительное удержание высокой учетной ставки на уровне 25% годовых при том, что инфляция замедлялась, и даже активнее прогнозов. Но Нацбанк, тем не менее, учитывает специфику местного рынка, он более информирован, и более оперативно принимает решения, в сравнении с тем, сколько времени потребовалось бы для их согласования в немецком Франкфурте-на-Майне, где находится штаб-квартира ЕЦБ.

Украине же и сейчас, и после войны решения надо принимать оперативно, а вот процедура европейской утряски и согласования любого «чиха» в монетарной политике будет только тормозить и без того вялый рост украинской экономики.

Возьмем для наглядности опыт стран, которые уже присоединились к ЕС. В качестве классических примеров, можно привести, с одной стороны, подходы Греции и Португалии, с другой — позицию Чехии и Польши.

Греция и Португалия быстро перешли на евро, почти сразу же столкнулись с серьезными проблемами в монетарной сфере и были вынуждены для закрытия своих бюджетных дыр занимать значительные суммы на внешних рынках. Это, в свою очередь, создало им большие долговые проблемы, которые негативно сказались и на жителях этих стран.

Дефолт Греции в 2015 году (страна официально его не объявляла, но из-за невыполнения долговых обещаний — в частности, отказа перевести МВФ транш в размере 1,54 млрд евро в рамках погашения задолженности, технический дефолт был признан ее кредиторами) и очень непростая ситуация с бюджетной сферой Португалии после перехода на евро достаточно показательны.

ЕЦБ так и не смог вовремя отреагировать на специфические проблемы этих стран, нюансы их экономики, менталитета и формирования бюджета.

В итоге, большинство граждан этих стран оказались не способны адаптироваться к быстрому росту цен на продукты, товары и услуги после перехода на евро, что привело к необходимости увеличения социальных расходов в этих странах. А пенсионная реформа по общеевропейскому варианту и «выравнивание» внутренних цен в евро с ценами более богатых Франции и Германии окончательно «добили» уровень жизни большинства греков и португальцев.

Даже после экстренных мер практически силами уже всего Евросоюза ситуация в той же Греции или Португалии остается до сих пор очень непростой. Например, сохранился значительный уровень госдолга у Греции — 168,3% ВВП, а на пике проблем он достигал 206% ВВП.

При этом, к примеру, в декабре 2022 года он составлял 171,3%, то есть греки пытаются снизить долговую нагрузку, согласно дорожной карте с ЕС и ЕЦБ. Госдолг Португалии хотя и снизился со 135,2% ВВП в 2020 году до 127,4% ВВП в 2021 году, но все равно остался высоким, и в 2022 году составил 114% совокупного национального продукта. И это в странах без военных шоков.

Для сравнения: госдолг Украины в военном 2022 году увеличился на $13,4 млрд — до 78,5% ВВП с 48,9% ВВП на конец 2021 года. Правда, он продолжает быстро расти, и по состоянию на 31 июля 2023 года достиг 4 860,59 млрд грн или $132,92 млрд в эквиваленте, что является самым высоким показателем в истории независимой Украины. По расчетам МВФ, на конец этого года госдолг нашей страны может увеличиться до 98,3% ВВП.

Но это все равно пока не сравнимо с показателями «мирных» Греции и Португалии.

Читайте также: ЕС хочет отказаться от «золотых виз»: почему их продолжают выдавать пачками

Польша и Чехия не торопятся спешить

В то же время, Чехия и Польша еще лет десять назад декларировали переход на евро, однако не стали спешно отказываться от кроны и злотого, и подошли к этому процессу более осторожно. В результате, их банковская и финансовая система оказались более устойчивыми ко всем вызовам, чем системы тех же Греции и Португалии.

В итоге, этим двум восточноевропейским странам не пришлось активно накапливать долги. В той же Польше государственный долг к ВВП упал до 49,1% в 2022 году, а в Чехии — составил 42,9% ВВП, хотя и несколько вырос в прошлом году.

Неоднозначный опыт быстрого вхождения стран в зону обращения евро заставил все страны Восточной Европы стать еще осторожнее. Последнее расширение зоны евро произошло 1 января 2023 года за счет вхождения в нее Хорватии, по факту — это первое расширение еврозоны с 2015 года, когда к ней присоединилась Литва.

После вхождения в зону евро события в Хорватии развивались по уже классическому сценарию: валютные риски страны снизились, но цены и общая стоимость жизни значительно выросли, что вызывает недовольство местных граждан.

Да и инфляционные процессы в других странах Евросоюза через евро моментально экспортировались в Хорватию, что также делает страну более зависимой от общего положения дел в целом по Европе. А показатели европейской инфляции остаются высокими.

Поэтому запуск евровалюты в Украине вместо гривны, как предлагают периодически отдельные эксперты, — это как раз тот случай, когда спешить надо медленно. Даже после победы и возможного быстрого прохождения всех процедур вступления в Европейский Союз (помечтаем, хотя средний период между кандидатством и членством в ЕС составлял 7 лет) Украине не стоит сразу же переходить с гривны на единую европейскую валюту.

Читайте также: Единороги, злотый или кавалерка: как заработать на Польше

Какие сценарии могут сложиться дальше

После войны Украина получит шанс на быстрое развитие экономики как за счет международных вливаний — тот же план восстановления на 50 млрд евро от ЕС, репараций от россии, так и за счет синергии уже окончательной идентификации украинцами своих европейских целей, которые они сейчас отстаивают в войне с агрессором.

То есть психологически — это уже будут другие украинцы со значительно более низкой терпимостью к коррупции и чиновничьему произволу, что всегда ранее было «ахиллесовой пятой» Украины. И вот тогда, и только тогда, по мере приближения сознания украинского общества к Европе, возможно будет вести разговор о переходе на евро.

По моим расчетам, адаптация украинской экономики к новым реалиям и восстановление после войны займет не менее 5−7 лет. Вот после этого срока и можно будет говорить о сознательном, а не в угоду тем или иным политическим амбициям, переходе на евро.

Тем более, что, если за этот период Украина еще окончательно не интегрируется в Евросоюз, — то ей никто не запретит ввести евро, как свою единственную денежную единицу. Как сейчас это, например, делает та же Черногория, хотя и не является членом ЕС.

Вот именно тогда и может понадобиться дополнительный контроль над расходами бюджета, так как при модели хождения евровалюты в Украине у чиновников не будет возможности запуска «печатного станка» на покрытие дефицита бюджета.

Тем более, что значительный, но достаточно ситуативный и кратковременный в исторических масштабах приток больших международных инвестиций в Украину может сыграть злую шутку с гривной, приведя ее к существенной ревальвации. И в итоге, снизит и без того пока низкую конкурентоспособность украинской продукции.

Возможен и другой негативный сценарий для нашей экономики и гривны — когда в условиях этого ситуативного и кратковременного, по историческим меркам, прилива валюты в страну, Нацбанк «напечатает» под нее значительные объемы гривны.

И когда объем инвестиций снизится, а это всегда цикличный процесс, возможна резкая девальвация гривны, так как за этот период часть ЗВР Украины пойдет на погашение накопившихся и сейчас отсроченных внешних долгов. Тогда у НБУ просто не будет возможности за счет резервов сглаживать данные перекосы на валютном рынке, что приведет к скачкам курса и большим потерям для рядовых граждан и бизнеса.

И вот тогда, для минимизации курсовых рисков и валютных потерь, история с введением евро в Украине вместо гривны может получить свое практическое продолжение.

Читайте также: Сколько зарабатывают в разных странах мира: рейтинг 2023 года

По какому бы из двух перечисленных сценариев не пошло развитие событий после победы, нужно понимать, что вопрос замены гривны на евровалюту должен быть решен только в угоду национальным интересам, а не превращаться в политическое шоу. И это действительно тот случай, когда спешить надо медленно.

Понимают курсовые риски по евро и в Нацбанке. Не зря, несмотря на рост товарооборота Украины со странами ЕС в евро, наши чиновники уже много лет не спешат особо менять валютную структуру наших ЗВР в пользу роста объемов евровалюты в резервах.

Если на 01.01.2019 года доля евро в структуре резервов была в пределах 13,5% от всех резервов, то на 01.01.2022 года этот процент снизился до 7,1%, а на 01.08.2023 составил уже 6,7%.

Виной всему не только сама структура внешней торговли Украины со странами ЕС и государствами, ведущими расчеты в долларах США в этот период, и даже не последствия пандемии и войны, а еще и поведение пары евро/доллар, которая очень волатильная в последние годы.

Евро/доллар с 2019 по август 2023 года

Существенные скачки пары в этот период от 0,96 до почти 1,23 доллара за евро — это глобальные валютные риски по евровалюте, которые наши чиновники Нацбанка брать на резервы страны не готовы. Хотя, при этом они и констатируют, что удельный вес расчетов в евро со странами Евросоюза все время растет. Что должно было бы увеличивать их интерес держать больший объем ЗВР в евровалюте, чего в реальности не происходит. То есть Нацбанк при формировании своих резервов делает пока ставку на доллар.

При этой глобальной мировой волатильности, при положительном решении вопроса о введении евро вместо гривны в Украине, — такая турбулентность также имеет и эту существенную сторону, которая делает украинскую экономику зависимой от поведения евровалюты на международных рынках. Особенно в тех случаях, когда расчеты с украинскими контрагентами идут в евро, а им потом надо рассчитываться со своими партнерами в долларе.

Поэтому повторюсь: мое мнение, что для Украины, как любой независимой страны, тем более, в условиях войны и дальнейшего послевоенного восстановления, будет лучше пока сохранить собственную валюту — гривну, и независимую монетарную политику под контролем своего национального эмиссионного центра — Нацбанка.