Январское восстание
Январь — традиционно «сонный» месяц с точки зрения клиентской активности. Однако в этот раз январь стал уникальным из-за событий на финансовом рынке. Гривна обновила минимум почти за 7 лет.
Такая встряска не могла не повлиять на активность клиентов: одни досрочно расторгали гривневые депозиты и срочно покупали валюту, в том числе через банковские приложения. Другие, наоборот, продавали валюту и вкладывались в новострои, несмотря на военную угрозу.
По данным НБУ, первых в долларовом эквиваленте было на $254 млн больше.
Читайте также: Какие банки и как подпортили новогодние праздники своим клиентам
На кого жаловались
Повышенная январская активность отразилась на количестве клиентских жалоб на банки на сайте «Минфина». В первом месяце года их поступило 277, что даже больше чем в традиционно активном декабре (266).
Банки оказались не совсем готовы к столь резвому старту года. Показатель разрешения проблем упал: если в декабре 2021 года в среднем было улажено 55% конфликтных ситуаций, то в январе — только 50%. При этом среди банков наблюдался значительный разброс этого показателя.
Так, лидер Народного рейтинга monobank получил в январе 39 новых обращений, уладив лишь 12 из них, то есть менее 31%.
Традиционный лидер по популярности — Приватбанк — получил 89 заявок, разрулил две трети из них. Ощадбанк получил 48 новых жалоб, разрешил конфликт с клиентом лишь в 9 случаях (менее 20 %).
Для сравнения: ПУМБ из 18 обращений среагировал на 17!
Что поменялось
Тем не менее, перестановок в Народном Рейтинге произошло немного:
- Кредобанк опередил банк «Пивденный» и вышел на 11-позицию;
- Идея Банк поднялся на две строчки до 16 места, обогнав Укрэксимбанк и Банк Кредит Днепр;
- ПУМБ также улучшил свой показатель на 2 позиции — до 19 места.
Что волновало клиентов банков в январе:
- Несанкционированные списания средств с карт;
- Проблемы с покупкой акций через приложения;
- «Неприятный» курс конвертации валюты;
- Непонятные вычеты из депозитов;
- Закрытие недавно открытых счетов в одностороннем порядке;
- Необходимость двойного визита VIP-клиента для идентификации;
- Неожиданные потери на кредитах.
С карт Привата продолжают воровать деньги
Пользователь под ником vinka03 рассказала, как на третий день нового года с ее карты Привата исчезло почти 30 тыс. грн.
«Эти деньги собирались всеми неравнодушными людьми на лечение онкобольного. Ситуация сносит голову…», — негодует vinka03. По ее словам, сотрудников банка не смутил тот факт, что три раза в «Приват24"присылался запрос на CVV код. «В приложении клиента они ничего этого не видят. Это как??? С такой службой безопасности скоро у всех на картах будет по 0 грн», — возмущается клиентка.
Пресс-служба Привата на запрос «Минфина» сообщила, что «запрос на возврат средств передан на рассмотрение МПС» и уточнила, что рассмотрение может занимать до 120 дней.
Инвестор не смог купить акции через новинку Альфа-Банка
Пользователь под ником sashafunny решил протестировать новый сервис Альфа-Банка по покупке акций иностранных компаний.
«Узнал, что можно это сделать через чудо-приложение … зарегистрировался через Дию, мне дали карту Хамелеон. Разблокировать карту получилось только через чат поддержки», — рассказывает потенциальный инвестор.
В чате ему сообщили, что для покупки акций нужно активировать 2 карты пакета услуг «White».
«Но нужно идти в офис… не вопрос, сходил, паспорт, код и т.д… активировали мне эти карты (доллар и гривна)… закинул денег на карту, жду 16:30, начала торгов… нажимаю «купить», а мне — ошибка!!!))) пишу в чат, всё! Больше никто тебе не отвечает там!!!», — делится неудачным опытом клиент.
Более того, когда он решил перевести деньги обратно себе на карту, возникла комиссия. Хотя в банке уверяли, что везде будет ноль.
«Короче, это не банк — это контора!!! Не вздумайте здесь даже акции покупать!!!», — призвал раздосадованный sashafunny.
«Действительно, мы зафиксировали техническую ошибку — именно из-за нее клиент не смог купить акции с первого раза. Уже позже клиент и приобрел, и продал акции. Мы становимся лучше благодаря клиентскому опыту, как в этом случае», — прокомментировали в пресс-службе Альфа-Банка.
Завышенный курс конвертации А-Банка
«При покупке за доллары гривневой картой они мне посчитали по какому-то никому не известному курсу», — пожаловался пользователь VADIM2809. С его слов, на сайте банка указывался курс продажи 28,01 грн/$, а ему конвертировали по курсу 28,22 грн/$.
«В приложении, на сайте, через бота в Вайбер курс у них один, но, оказывается, при оплате в долларах гривневой картой курс совсем другой», — констатирует клиент.
В ответ на его обращение оператор сообщил, что нужно смотреть не курс онлайн, а уточнить перед покупкой у оператора специальную формулу расчета курса. Оператор уточнила, что при расчетах гривна сначала конвертируется в злотые, потом в евро, а уже потом в валюту расчета…
«Новшество отличное! Раньше, помню, банки наоборот ограждали своих клиентов от двойных конвертаций, а сейчас ноу-хау: тройной обмен валюты за несколько секунд, ну супер, ничего не скажешь», — иронизирует VADIM2809.
«Сумма средств, списанных с карты банка, отличалась от ожиданий клиента, так как расчеты через систему Mastercard банк производит в евро», — прокомментировали «Минфину» в А-Банке, уточнив алгоритм расчетов.
Сайт отправляет запрос в Mastercard (далее — МПС) в долларах. По курсу МПС доллар конвертируется в евро и запрос на расчет в банк поступает в евро.
По карточному курсу банка на день запроса евро конвертируется в гривну для списания с карты клиента. Именно поэтому курс, который клиент видит на сайте/в приложении, отличается от фактического при списании.
«Во избежание подобных недоразумений клиентам с картами Mastercard рекомендуем выбирать валюту для расчета на сайте «евро» или «гривна», — рекомендовали в А-Банке.
Кредобанк и Индустриалбанк не доплачивают по депозитам?
Вкладчик Кредобанка под ником SerhiyShubalyy рассказал свою депозитную историю:
«У Кредобанку мав 9 депозитів на 12 міс із щомісячним нарахуванням процентів „Оптимальний“ з можливістю достроково закрити депозит по 100000 грн кожен, відповідно на суму 900000 грн. У суботу 15 січня вирішив усі 9 депозитів закрити. 19 січня ранком прийшли 9 смс про зарахування кожного депозиту на мій рахунок. У підсумку я мав отримати 900 000 грн але отримав 881812,67. Банк не дорахував 18187,33 грн!!!»
В комментарии под жалобой журналист «Минфина» предположил, что из-за досрочного расторжения депозитов проценты были пересчитаны по пониженной ставке, а недостача вычтена из тел депозитов. В свою очередь представитель Кредобанка обещал разобраться в ситуации ещё 20 января. На момент написания материала в статусе заявки значится, что проблема решена.
С похожей проблемой столкнулся вкладчик Индустриалбанка «Володимир Гоцик». С процентного дохода по его депозиту банк якобы удержал не только налоги, но и непонятную сумму.
Как оказалось, это произошло из-за технического сбоя в системе. Но пока это выяснилось, наш читатель успел получить от «Минфина» приз за лучший отзыв января.
Читайте также: Будьте бдительны: банки начали удерживать с депозитного дохода не только налоги
Ощадбанк самовольно закрывает недавно открытые счета
Клиент Ощадбанка под ником «Lyovius» рассказал такую историю: «1-го января 2022 года заказал карту (электронную) через телеграмм-бот. За пару следующих дней успешно ее активировал и установил пин-код. Проблем в процессе особо не испытывал (кроме немного „глючного“ телефонного робота). А сегодня (19.01.2022) позвонил менеджер и сообщил, что мой счет закрыт „по техническим“ причинам, и если я хочу новый, мне нужно приехать в отделение и там его открыть».
Клиент считает, что банк не имеет права закрывать счет в одностороннем порядке без видимых причин.
В Ощадбанке ситуацию никак не прокомментировали.
Випы Укрсиба вынуждены являться на идентификацию в любом состоянии
Предприниматель под ником combo5 — держатель премиальной карты «Deluxe» — напомнил, как сложно в Укрсибе проходить повторную идентификацию.
«Пришла СМС от Сиба о необходимости переидентификации. Я находился дома после операционного вмешательства, в связи с чем мне даже из дома было трудно выходить, не говоря о каких-то поездках по городу в ближайшие 2 недели», — рассказывает клиент.
Он позвонил на «горячую» линию «729» и спросил, будут ли заблокированы счета или наложены какие-то ограничения на деятельность ФОПа?
Представители банка отстранились от решения проблемы: дескать, мы ничего не знаем, ничем помочь не можем, обращайтесь к своему персональному менеджеру.
Попытки решить вопрос дистанционно не увенчались успехом.
«Пришлось через неделю заклеенным повязками на такси тащиться в отделение, так как у меня ожидались поступления на счет ФОП», — говорит клиент, которого через 2 месяца снова пригласили в банк на переидентификацию.
«Я говорю, что недавно уже проходил, спрашивают „а на каком отделении вы проходили“? И говорят, что лучше бы снова подъехать туда, если не трудно. Я, конечно, отказался», — закончил историю combo5.
В Укрсиббанке не стали комментировать свой сервис для премиум-клиентов.
Клиентки А-Банка и Мегабанка пострадали от нежеланных кредитов
Анастасия Садова 18 декабря ошибочно через мобильное приложение оформила в А-Банке кредит на 50 тыс. грн. Однако воспользоваться ими не смогла, так как для этого нужно было пройти видео идентификацию.
«Спустя дней 5 мне перезвонили с банка с предложением пройти идентификацию, чтобы деньги стали активны. Я оператору сказала, что ошибочно их оформила не буду пользоваться кредитными деньгами. Попросила, чтобы кредитные деньги аннулировали», — рассказывает автор отзыва. По ее словам, в банке обещали аннулировать заявку, но спустя еще пару дней повторно позвонил оператор с таким же предложением. Диалог был аналогичным.
«А спустя месяц мне приходит смс, что я должна оплатить 2300 грн. У меня вопрос: за что я должна платить? По факту деньги лежат на моей карте, и они заблокированы, так как по политике банка кредитные средства свыше 40 тыс. грн зачисляются только после видео-идентификации», — возмущается Анастасия. Ни один оператор не сказал ей, что кредит может быть активирован даже без прохождения видео идентификации.
В А-Банке «Минфину» сообщили, что пошли навстречу клиенту, закрыв договор без каких-либо потерь для него. «Благодаря отзыву нашли неточность во внутреннем процессе и исправили его, перед клиентом извинились», — уточнили в банке.
В продолжение кредитной темы «Минфин» не смог обойти искренне наивный отзыв пенсионерки под ником «Julietta83», которая разместила на депозит в Мегабанке 50 тыс. грн, то есть 25 своих пенсий.
Вот что случилось, когда она решила проверить состояние вклада через банкомат.
«На экране вижу под словом „ДЕПОЗИТ“ написана сумма 10000 грн. „Да не, ну не может быть!!! За месяц такие проценты??? Вот это МЕГАБАНК!“ В голове закрутились цифры, уже начала представлять, куда смогу потратить эти деньги. Думаю, а ну-ка сниму сначала 1000 грн для проверки: бац — и первая тысяча вышла! Потом вторая, третья, пока, в конце концов, я уже держала 10000 в руках», — эмоционально описывает свои приключения вкладчица.
Буквально через несколько минут выяснилось, что она снимала кредитные деньги с комиссией в 4% от суммы.
«Стою и чуть не плачу, вот это обман на ровном месте, 400 гривен улетели в трубу, там ни слова не было сказано о кредите!!!», — уверяет пенсионерка, которая после этого случая больше не хочет иметь дел с кредитными картами.
В Мегабанке уверяют, что при снятии наличных всегда можно проверить баланс. При этом сумма доступных кредитных средств отражается отдельной строкой.