О чем говорит закон
Согласно нормам закона, иностранные компании, которые предоставляют украинским пользователям доступ к контенту через интернет, должны будут провести регистрацию в Украине и платить НДС 20%.
В частности, речь о таких услугах:
- загрузка электронных книг, фильмов, журналов;
- доступ к базам данных;
- доступ к телеканалам;
- доступ к электронным ресурсам;
- услуги по удаленному обучению;
- облачные услуги;
- поставка программного обеспечения;
- услуга рекламы в интернете.
Речь идет об электронных услугах, которые предоставляются напрямую физлицам, отмечается в документе. Например, это подписки на Netflix, YouTube Premium, покупки приложений в AppStore и Playmarket, а также игр в Steam или Epic Games, платные места в облачных хранилищах, таких как Google Drive и так далее.
Регистрироваться и платить налог должны все, кто предоставил на территории Украины услуг суммарно на 1 млн грн и выше.
Читайте также: Рада приняла налог на Google и Facebook
Следующий шаг — создание специального электронного сервиса, через который техкомпании смогут общаться с налоговой удаленно. Налоги они смогут платить в долларах или евро на выбор.
Документ преследует две цели. Основная — наполнение бюджета. По ожиданиям авторов документа, благодаря новой норме, бюджет от одной только рекламы получит дополнительно 3 млрд грн в год. Кроме того, уверяют авторы, новый закон поможет уравнять в условиях компании с украинской и иностранной пропиской.
«Большая часть нерезидентов, именем которых называют этот закон, являются монополистами в своих нишах, и украинские компании в принципе не могут полноценно с ними конкурировать, — отмечает СЕО Admixer Алексей Болтивец. — Если, например, говорить о Netflix, то этот закон уравнял его с нашими ОТТ-сервисами».
Читайте также: Google вошел в топ-25 крупнейших налогоплательщиков в Украине
Реакция рынка: плюсы и минусы
В экспертном сообществе мнения об эффекте от закона разошлись.
Следствием внедрения норм закона, скорее всего, станет подорожание электронных услуг компаний-нерезидентов для украинских потребителей на эти самые 20%, отмечала ранее Юлия Маркуц из Киевской школы экономики.
К тому же, это может усложнить жизнь малого бизнеса, поскольку чаще всего именно он пользуется рекламными сервисами YouTube и Facebook. И если Google (как владелец YouTube) и Facebook начнут платить 20% НДС за рекламные услуги, это может привести к подорожанию.
Алексей Болтивец видит в принятии закона позитив. «Государство приводит к равным условиям по НДС украинские и зарубежные компании, что вполне логично и является стандартной практикой в цивилизованном мире. А «хейт» этого закона в соцсетях, считаю, происходит от общего низкого уровня знаний экономики и какого-то комплекса «меншовартості», — отметил он.
По его мнению, новации не обязательно приведут к подорожанию услуг — все решит рынок. А тот факт, что ранее в Украине не было НДС для глобальных корпораций, говорит лишь о слабости государства и непонимании, как с ними работать.
Для приложений и сервисов в AppStore, Playstore и других площадок действительно может произойти подорожание, но, во-первых, не сразу, во-вторых, не обязательно пропорциональное, полагает СЕО WebPromo Юрий Копишинский.
Читайте также: В ВР подсчитали, как «налог на Google» пополнит бюджет Украины
Что касается рекламы, тут все сложнее. Google уже зарегистрирован в Украине, поясняет Копишинский, и большинство крупных заказчиков услуг рекламы оплачивают их услуги через юридическое лицо, через агентства или напрямую. Для них все налоги уже учтены и изменений после вступления в силу закона не будет.
Есть другая сторона — малый бизнес, который мог платить с личных карт за услуги больших технологических компаний, например, за рекламу в соцсетях, и эти платежи были частью оптимизации затрат для малого бизнеса.
«Когда закон заработает полностью, возможно подорожание для таких небольших плательщиков. В таком случае, конечно, могут подорожать товары и услуги, которые предоставляют небольшие компании или малый бизнес», — отмечает Копишинский.
Стоимость рекламы в диджитале уже кардинально менялась несколько раз. Одна из существовавших ранее моделей монетизации Google в поисковой рекламе имела геометрическую прогрессию по росту стоимости клика, и 5−6 лет назад цена достигала заоблачного уровня, который стал неинтересен бизнесу, вспоминает Копишинский.
Затем модель изменилась, став выгоднее для всех. Подорожание в этом сегменте произошло, когда крупные компании начали активно исследовать диджитал, а потом поняли, что это — основной канал продаж товаров и услуг, и стали вкладываться в него. «Рост цены на клик не будет связан с изменениями законодательства, разве что с конкуренцией в определенных нишах», — уверен он.
Читайте также: Налог на Google по-украински. Пострадают все
Мировые тенденции
Обложить налогами Big Tech пытаются не только в Украине. Разговоры об этом начались после кризиса 2008 года, когда Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) подняла вопрос о необходимости изменений и 135 стран начали диалог: как учесть главные особенности новой экономики, в которой присутствуют большие технологические компании.
Переговоры об этих изменениях ведутся до сих пор и должны закончиться в середине 2021 года, а тем временем страны постепенно вводят налоги для BigTech-компаний. И они сильно отличаются как по уровню ставки, так и по тому, что конкретно облагается налогом — реклама, стриминговые сервисы, передача данных, поисковики
По данным КШЕ, подобный налог уже введен в более чем 60 странах.
Несмотря на то, что во многих странах есть такой налог, в Украине его ввели преждевременно, считает основатель Netpeak Артем Бородатюк. «На данный момент эти „цифровые продукты“ нужны нашей стране больше, чем наша страна нужна этим продуктам», — отмечает он.
Следствием, по его мнению, может стать уход некоторых продуктов с украинского рынка. «Не исключаю, что кто-то просто закроет доступ к продукту для нашего рынка. У бизнесов, где выручка из Украины составляет доли процентов, проще просто закрыть доступ, чтобы не разбираться, что им надо сделать по какому-то там новому закону», — говорит Артем Бородатюк.