Разброд и шатания

Крупнейшие нефтедобытчики обвалили цену на нефть. 6 марта в Вене состоялось заседание ОПЕК+. Группа стран, которые играют ключевую роль на рынке нефти, планировали договориться о сокращении добычи нефти. Из-за коронавируса на рынке оказался избыток предложения, что грозило сказаться на ценах. 

Заговор не удался из-за Москвы. Российская делегация отказалась поддержать план и покинула заседание. В результате с 1 апреля на рынке не останется никаких ограничений.

Читайте также: Почем будет доллар в Украине в эпоху дешевой нефти

В понедельник цена на нефть полетела вниз. Стоимость марки brent опустилась более чем на 31% — крупнейшее падение с 1991 года. Цена этой марки нефти остановилась в пределах $31 за баррель. По мнению аналитиков инвестиционного банка Goldman Sachs, это еще не предел – цена может упасть и до $20.

Почему сорвались переговоры достоверно неизвестно. Согласно одной из теорий, Москва сделала это намеренно, чтобы ударить по сланцевой добыче в США.

Как бы то ни было, и Россия, и Саудовская Аравия уже отчитались, что планируют повышать объемы выкачки «черного золота». Последняя еще и пообещала рекордные за 20 лет скидки.

Итоги заседания ОПЕК+ подытожил российский телеграмм-канал Незыгарь: «Нефтяной Орден» объявил войну сланцевикам и России. Россия объявила нефтяную войну Саудовской Аравии и сланцевикам. Коронавирус объявил войну всем».

Мир летит в пропасть, Россия следом

Падение цен на нефть затмило в информационной повестке даже коронавирус. В понедельник, 9 марта, новость подкосила все мировые рынки:

  • один из главных фондовых индексов Японии Nikkei 225 потерял 5%;
  • важнейший индекс Лондонской фондовой биржи FTSE 100 — 7%;
  • немецкий DAX потерял 8%;
  • фондовый индекс Италии упал сильнее других в Европе — на 12%;
  • американский промышленный индекс Dow Jones снизился на 7,79%.

Читайте также: Богатейшие люди планеты за сутки потеряли свыше $238 миллиардов

Но сильнее прочих пострадали российские компании. В понедельник в РФ был выходной и фондовая биржа не работала. В результате под первую волну попали те, кто торговал своими акциями за рубежом. На лондонской фондовой бирже Роснефть потеряла 22,5%, Таттнефть – 19%, Лукойл –17,3%. Пострадали и компании, не связанные с добычей ресурсов: котировки «Магнита» рухнули на 17%, X5 Retail Group — на 14%. Обе компании занимаются продовольственным ритейлом.

Вторая волна накрыла российские компании во вторник, когда открылась Московская биржа. Ее индекс сразу же рухнул на 8,22%. Закономерно, что больше других просела стоимость нефтедобывающих компаний. Также 13% потерял Сбербанк, и почти 12% Аэрофлот.

В то же время мировые индексы во вторник уже начали понемногу расти. Увеличилась и стоимость нефти. Цена барреля brent составила около $37. 

Рубль не отстает от акций

В понедельник рубль на зарубежных биржах обновил четырехлетний минимум, достигнув отметок 75 руб./$ и 86 руб./евро.

По состоянию на вторник курс уже успокоился: 72,77 рублей за доллар и 82,45 за евро, а в течение дня еще немного укрепился. Для сравнения: в пятницу, 6 марта, за доллар давали 68 рублей, а за евро – 77.

Кремль пытается показать, что готов к нефтяной войне. «Экономика России обладает необходимым запасом прочности, чтобы пережить волатильность на рынке нефти, сокращение спроса прогнозировалось заранее», — заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Действительно, Россия успела накопить весьма солидные валютные запасы. Международные резервы РФ по состоянию на 1 марта достигли $570 млрд. К тому же, в госбюджете заложена цена нефти $40 за баррель. Если она поднимается выше, дополнительные доходы идут «в кубышку».

Финансовая система также должна выстоять. Как заявила первый зампред правления Центробанка РФ Ксения Юдаева, на рынке нет откровенно слабых банков — все кредитные учреждения успели накопить запасы капитала и ликвидности.

Из общего оптимистического хора выбиваются только представители нефтерынка. По подсчетам вице-президента Лукойла Леонида Федуна, провал переговоров с ОПЕК будет стоить России $100-150 млн в сутки.

А нам-то что

На первый взгляд, обвал нефтяных котировок и проблемы соседа должны обернуться выгодой для Украины. Однако экономика так не работает. Проблемы на мировых рынках не обойдут стороной Украину.

«Планета должна столкнуться с астероидом. Астероид размером с Нью-Йорк, по расчетам, врежется в Землю где-то в Подмосковье. Причин для радости в таком случае было бы примерно столько же, сколько сейчас есть поводов радоваться шоку нефтяных цен», — считает специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital Сергей Фурса.

Как поясняет директор консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн, вместе с нефтью обычно валятся рынки важных для нас экспортных позиций – металлургической и аграрной продукции. «Приток валюты в страну уменьшается и это толкает курсы валют вверх», — отмечает он. Как результат, в Украине даже бензин не подешевеет.

Но «нефтяная война» может закончиться также стремительно, как и началась. По мнению члена Совета НБУ Виталия Шапрана, то что сейчас происходит на рынке нефти – воспитательная работа, которую Саудовская Аравия проводит в отношении России. Благодаря низкой себестоимости добычи, они могут себе это позволить.

«Обратите внимание на динамику цен на газ. Обычно, она коррелирует с мазутом, но на этот раз, если нефть brent просела на 19%, а мазут на 12,84%, то газ — только на 1,1%. Такая разница указывает, что игроки на энергетическом рынке не ожидают, что период низких цен на нефть будет очень длительным», — отмечает Шапран.

К сожалению, даже не слишком длительное падение цен на нефть может иметь существенные последствия для ослабленной коронавирусом мировой экономики. И еще более — для ослабленной внутренней нестабильностью экономики Украины. 

Алексей Писарев