Украинские депутаты планируют обложить НДС электронные услуги, которые  предоставляют иностранные компании, незарегистрированные в Украине. Соответствующий законопроект №2634 уже готовится к рассмотрению в Верховной Раде.

Как законодательная инициатива может отобразиться на обычных налогоплательщиках, а также повлиять на инвестиционную привлекательность страны, «Минфину» рассказал юрист, адвокат, управляющий партнер юридической компании «Grishakov Law Company» Александр Гришаков. 

Налогообложение по полной

В пояснительной записке к проекту закона говорится, что компании, работающие в сфере цифровой экономики, не имеют постоянного представительства на территории Украины и работают «без надлежащего налогообложения». Однако, по мнению авторов документа, они должны платить НДС 20%. Сторонники инициативы кивают на европейский опыт.

Действительно, такой налог существует — он называется GAFA – по первым буквам названий Google, Apple, Facebook, Amazon. Франция приняла подобный закон в 2019 году. Но он вступает в силу только в 2021 и ставка налога составляет 3%. Более того, французский вариант предполагает налогообложение от местной выручки, то есть, скорее, налог с оборота, а не НДС.

Читайте также: Франция отложила введение налога для Google, Amazon и Facebook

В украинском же варианте предлагается обложить компании-нерезиденты, которые предоставляют электронные услуги, 20% НДС. Но с какой стати компания, у которой нет даже представительства на территории страны, обязана регистрироваться плательщиком НДС и платить налог?

  1. Во-первых, такой резкий скачок — с нуля до сразу 20% — может вызвать закономерное возмущение собственников таких компаний. В результате предоставление услуг может быть ограничено, их станет меньше, набор существующих сервисов хуже, а о появлении новых можно будет забыть.
  2. Во-вторых, это достаточно затратно. В переходных положениях к законопроекту утверждается, что его реализация не повлечет дополнительных расходов из госбюджета и даже наоборот – наполнит его. Да, в перспективе, может, и наполнит, но сначала необходимо инвестировать сотни тысяч долларов в программное обеспечение для создания электронных сервисов «НДС для нерезидентов». Ведь опыта у нас такого нет. Да и для того, чтобы заработали механизмы получения налоговых уведомлений нерезидентам, подачи упрощенных деклараций, тоже нужны большие вливания.
  3. В-третьих, если закон вступит в силу, то Google, Apple, Netflix и остальные компании-нерезиденты, обремененные НДС, несомненно заложат эти 20-% в стоимость своих услуг. А, значит, их расходы лягут на обычных налогоплательщиков. Понравится ли это украинским пользователям, которых около 90% населения от 18 до 45 лет?

Читайте также: Привет, Google. Почему в Украине планируют ввести цифровой налог

Плохой пример заразителен

Не хочется сгущать краски и предрекать, что на второй день после принятия закона мировые гиганты уйдут с украинского рынка, а с нами перестанут здороваться европейские и американские партнеры. Но тот факт, что за основу украинского законопроекта взят российский аналог, не может не настораживать. В России подобным законом созданы дискриминационные условия для иностранных компаний, которые успешно работают и имеют официальные представительства на территории Евросоюза.

То же самое будет и у нас в случае принятия законопроекта. Логика авторов понятна: если субъект хозяйствования зарабатывает деньги на территории одной страны, а получает в другой, он, несомненно, должен платить налоги в бюджет той страны, в которой их зарабатывает. Но уверен: можно найти для этого другие механизмы и уж точно меньшую ставку. 20% нет нигде – только в странах бывшего СССР.

Нам важно не спугнуть компании-гиганты, а дать им возможность продолжать инвестировать, предложив им упрощенную налоговую систему. В противном случае Google, Netflix, Facebook или Youtube просто уйдут из страны, где их права пытаются ограничить на государственном уровне.

Читайте также: Налоговая реформа: какие новшества нас ждут в 2020 году