На аукционе, который состоялся на прошлой неделе, ставки по ОВГЗ сроком обращения около 3,5 года снизились до 9,88% годовых. Мало кто ожидал такой активности от иностранцев сразу после новогодних праздников. Однако спрос на бумаги втрое превысил предложение, и правительство получило самый низкий процент по своему долгу.

Повышенный спрос подстегивали январские погашения Минфином старых бумаг: их было два с 8 числа — на 5,8 млрд и 3,6 млрд грн. Значительную часть этих сумм инвесторы перевложили в новые выпуски гособлигаций. Это разогревало спрос и играло на снижении доходности по ОВГЗ.

Финансисты даже устроили тотализатор, предсказывая ставки по следующим выпускам гособлигаций. Самым интригующим размещением Минфина в январе-2020 должны стать ОВГЗ на 7 лет. Правительство еще ни разу не размещало долговые бумаги на столь продолжительный срок, и будет впервые пробовать свои силы на такой «длине». Это укладывается в глобальную стратегию по удлинению госдолга, о которой не раз говорили в Минфине.

Такое предложение Украины выглядит привлекательно для инвесторов. Ведь на мировом рынке держатся очень низкие ставки по суверенным долгам — в районе 3% годовых. Поэтому иностранцы активно интересуются развивающимися рынками, где еще можно заработать на гособлигациях больше. 

Есть уже первые прогнозы по размещению 7-летних ОВГЗ, которое должно состояться 28 января.

Самый оптимистический для правительства — 8,5% годовых, самый пессимистический — 9,2% годовых.

Финансисты предсказывают дальнейшее снижение доходности по гособлигациям, причем независимо от учетной ставки Нацбанка. Рассказывают, что Минфин собирается перейти на независимое от НБУ ценообразование и ориентироваться на цену от рынка.

Читайте также: Больше $4,5 миллиардов. Нерезиденты нарастили вложения в ОВГЗ в 18,5 раз за 2019 год

ОВГЗ проигрывает депозитам

Прогнозы по ОВГЗ станут ключевой новостью Минфина в этом месяце. Однако окончательно убьют интерес к госбумагам со стороны отечественных покупателей.

Украинские инвесторы перестали интересоваться гривневыми бумагами Минфина еще в конце декабря. Тогда ставки в ходе новых размещений опустились сначала в область 11% годовых, а затем — 10%. 

«Интерес резидентов к ОВГЗ с доходностью ниже 10% практически отсутствует. Есть другие, более доходные инструменты, хотя и не такие длинные. На вторичном рынке цены корректируются в зависимости от цен последнего проведенного аукциона — идут вниз к ценам первичного рынка», — подтвердил «Минфину» начальник департамента по работе на международных рынках и денежного обращения Радабанка Сергей Гнездилов.

Посмотреть депозиты от топ-банков. До 16,5% годовых плюс бонус от «Минфина»

Против ОВГЗ играет 2 фактора: 

  • Покупка гособлигаций влечет за собой массу накладных расходов, связанных с комиссиями финучреждений. Они лишь частично перекрываются за счет налоговой льготы, которая освобождает доход по ОВГЗ от налога на прибыль. 
  • Доходность минфиновских бумаг серьезно уступает классическим банковским депозитам. Последние значительно дешевле и проще открыть, а платят по ним заметно больше. Не только частным, но и корпоративным вкладчикам.

«Ни для розничных, ни для корпоративных клиентов гособлигации по таким ставкам Минфина не интересны. По состоянию на 14 января средняя ставка по новым долгосрочным депозитам юрлиц составляла 14,5%, физлиц — 14,8% годовых. Не интересно это и банкам, которые имеют возможность вложить ресурсы в депозитные сертификаты Нацбанка под 13,5% годовых», — объяснил «Минфину» начальник отдела по работе с инвесторами Банка Кредит Днепр Андрей Приходько.

Читайте такжеДепозитные ставки продолжают таять

Одно время покупатели пытались перекупать гособлигации старых выпусков на вторичном рынке. Однако он развит крайне слабо, не имеет открытой площадки, и держится на личных связях казначейств. Далеко не всегда там можно заключить выгодную сделку.

«Так как вторичный рынок ОВГЗ все еще не очень ликвиден, существует значительный спред между ценой покупки и ценой продажи, который может сделать реальную доходность еще ниже, чем на первичном рынке. Также нужно учитывать и накладные расходы, комиссии торговца и депозитария», — заметил Приходько.

Как иностранцы на ОВГЗ зарабатывают

Главная проблема украинских покупателей гособлигаций в том, что они всегда работали с гривной. Им доступен только один источник прибыли — ставка по купону. У иностранцев в этой части больше возможностей  —  перед покупкой бумаг они конвертируют свой доллар в гривну. Потому имеют возможность зарабатывать на курсовой разнице. Конечно, они берут на себя курсовой риск, но все же. Зарабатывают они немало: 2019 год начинался в январе межбанковскими ценами в районе 27,60-27,75 грн/$, а завершался в декабре возле 23,50 грн/$.

Те, кто погашал бумаги в прошлом месяце, могли заработать больше 4 гривен на каждом долларе. Конечно, это без учета комиссий и разного рода издержек, но все равно неплохо. Далеко не в каждой стране у них была такая возможность  — ведь гривна была признана одной из наиболее динамичных по части укрепления в 2019-ом.

Читайте также: Гривна в 2019 году укрепилась относительно всех мировых валют — НБУ

Финансисты любят говорить о сложности многоходовых сделок, которые проворачивали для нерезидентов.

«Чтобы зафиксировать курсовую разницу на стоимости самой облигации, нужно реализовать бумаги на вторичном рынке до срока погашения или дождаться погашения. И опять-таки — затем приобрести и (желательно) вывести валюту. И только тогда посчитать доходность», — рассказал «Минфину» главный менеджер по макроэкономическому анализу казначейства Райффайзен Банка Аваль Михаил Ребрик.

Тем не менее, иностранцы вовсю зарабатывают на разнице курсов и открыто заявляют об этом. Говорят, что на закрытом совещании первичных дилеров гособлигаций в Минфине, которое проходило 13 января, представители нерезидентов уже открыто заявили, что им недостаточно ставки по купону. Они рассчитывают на заработок на курсовой разнице — то есть надеются на активное укрепление гривны.

Что будет с курсом гривны 

После заседания чиновников с первичными дилерами по рынку активно поползли слухи, что гривну снова могут укрепить в масштабах до 4 гривен - то есть так же, как и в 2019 году.

По некоторым прогнозам, до конца первого квартала 2020-го  официальный курс может снизиться до 22 грн/$, а до конца этого года — вообще до 20 грн/$.

Таким образом власти смогут добиться нескольких целей:

  • поддержать низкий уровень инфляции, о котором постоянно говорит Нацбанк;
  • сохранить привлекательность нашего долгового рынка для иностранцев;
  • пополнить золотовалютные резервы. Страна остро нуждается в валюте, поскольку будет до 2024 года платить огромные суммы по госдолгу, внешнему в том числе. 

Однако есть сомнения, что доллары будут беспрестанно течь на украинский рынок.  Ведь иностранцы уже вложили в Украину более $4 млрд и их капиталы в нашей стране стали активно оборачиваться по кругу. Объемы завода доллара в Украину уже постепенно сокращаются.

Читайте также: Консенсус-прогноз — 2020: курс гривны, инфляция, ВВП

«Например, в первом квартале 2020 года ожидается погашение ОВГЗ на 57 млрд грн. Нерезиденты могут в январе-марте заводить меньше валюты под покупку новых гособлигаций. Вместо этого они могут перевкладывать полученные от погашения средства в новые выпуски. Это выльется в снижение притока нового капитала от нерезидентов на межбанк. Кроме того, негативные тенденции по снижению экспорта, ставшие заметными в конце года (в ноябре экспорт товаров сократился на 3,4%, по сравнению с ноябрем 2018 г.) могут привести к некоторому сокращению поступлений валютной выручки и в первом квартале», — проанализировал ситуацию Андрей Приходько.

В такой ситуации Нацбанку придется балансировать между своей потребностью в выкупе доллара и нуждой иностранцев в укреплении гривны. Нерезидентам будут стараться угодить, поскольку страна уже крепко сидит на «валютной игле». Хотя не все уверены, что у регулятора получится соблюсти баланс интересов.

Потому многие относятся к прогнозу об укреплении гривны до 22-20 грн/$ скептически. Мнения разделились. 

«В 2020 году будет два ключевых фактора, которые будут стимулировать потоки денег иностранных фондов на развивающиеся рынки. Первый и основной — это продолжение вливаний в рынки очередных порций ликвидности крупнейшими мировыми регуляторами. Второй — постепенная нормализация торговых отношений между Вашингтоном и Пекином, которая будет способствовать росту интереса со стороны нерезидентов к украинским ОВГЗ. И, как следствие, служить драйвером укрепления гривны, которая в течение 2020 года может прийти к 20 гривнам за доллар», — спрогнозировал «Минфину» аналитик ГК «Финам» Сергей Дроздов.

Однако с этим не все согласны.

«Если курс опустится до 20 грн/$ — многие получат колоссальную прибыль, но данный курс должен быть на моменте выхода из ОВГЗ. В выигрыше окажутся те, кто купил более доходные или более короткие бумаги. Чтобы достичь такого курса без нерезидентов и ОВГЗ – экономике, и особенно экспорту, нужно показать просто недостижимые результаты. Поэтому курс 20 грн/$ — маловероятен. Скорее всего будет 25,0-26,0 грн/$», — считает Сергей Гнездилов.

Как минимизировать валютные риски

Резкая девальвация гривны и продолжительная фиксация низкого курса нацвалюты — это то, чего нельзя допускать Минфину и Нацбанку. Ведь это ночной кошмар для иностранцев, которые сейчас массово скупают наши ОВГЗ и берут на себя курсовые риски. Как только они поймут, что не только не заработают на курсовой разнице, а даже потеряют на ней — очень быстро свернут свои лимиты на Украину и покинут наш рынок.

А это чревато новым обвалом для гривны. «Я сейчас не готов поручиться, что при «массовом бегстве» капитала регулятор и госбанки будут оперативно перекупать ОВГЗ у тех же нерезидентов. Если Минфин и НБУ будут проводить «согласованную политику», значительную часть рисков можно будет сгладить. Пока держатели видят готовность государства обслуживать свои долги. Как будет меняться ситуация в периоде 3-5 лет — не знаю», — отметил в беседе с «Минфином» директор департамента управления проектами рейтингового агентства IBI-Rating Виктор Шулик.

Больше всего проблем возникнет с долларом.

«С выплатами долгов по ОВГЗ проблем не будет. Гривна найдется. Но на межбанковском рынке возникнет довольно сильный спрос на валюту, и станет ли НБУ продавать ее так же при дефиците, как сейчас откупает — это вопрос», — отметил Сергей Гнездилов.

Если на бегстве капитала возникнет серьезный валютный дефицит, то курс гривны может упасть на дно любой пропасти. И ранее обсуждаемая цифра в 40-50 грн/$ может оказаться еще оптимистическим сценарием.

Потому-то финансисты уже сейчас призывают власти создавать в Украине альтернативные инструменты. Например, активнее развивать рынок муниципальных облигаций, доходности по которым выше, чем по ОВГЗ. Может соблюдаться баланс интересов: держатель долговой бумаги может получить гарантию местных властей и более привлекательную ставку, а местные власти — такое необходимое финансирование местной инфраструктуры.

Одновременно чиновников давно просят выстроить и сделать привлекательным для иностранцев украинский фондовый рынок. Да в целом активнее поддерживать экономику и инвестиционные проекты в стране. Чтобы у нерезидентов не возникало желание вывести капиталы из Украины.

«Нужно создавать условия, при которых как внутренние инвесторы, так и внешние будут заинтересованы в инвестициях не в государственные долговые бумаги, а в реальный сектор экономики», — подчеркнул «Минфину» заместитель директора финансового департамента Укргазбанка Виктор Пастернак. 

Как экономике выживать при крепкой гривне

Решаясь на укрепление и любые реформы, властям нельзя забывать о ключевой категории — об отечественных производителях. О наполнителях госбюджета и создателях рабочих мест. Нужно делать все для того, чтобы восстановить промышленное производство и активнее наращивать ВВП.

Для этого очень важно выверять финансовую политику и очень аккуратно укреплять гривну.

«Сценарий укрепления гривны до 20 грн/$ к концу года является крайне негативным для промпроизводства и реального сектора в целом, который практически никак невозможно компенсировать. Украинская промышленность недостаточно конкурентоспособна по сравнению с экономиками ЕС, Китая и других стран, как в части применения современных технологий в производстве, так и в доступности финансирования для модернизации. Возможная ревальвация гривны с 24 грн/$ до 20 грн/$ на протяжении 2020 года приведет к потере почти 15% экспортной выручки», — спрогнозировал Андрей Приходько. По его словам, в результате мы получим резкое падение прибыльности украинского экспорта, так как бизнес не сможет быстро сократить гривневые расходы — фонд оплаты труда, тарифы естественных монополий и др. Такая шоковая ревальвация приведет к тому, что бизнес начнет оптимизировать дорогие гривневые расходы, в том числе, сокращать персонал и сворачивать капитальные инвестиции. 

Читайте также: Об ОВГЗ, пирамидах, крепкой гривне и пользе стабильности

Картина вырисовывается не очень радужная. Не понятно — что может поддержать производство. Ведь активизации банковского кредитования, о котором много говорит новое правительство и на которое рассчитывает бизнес, скорее всего, не будет. Банкиры это признают.

«Даже при существенном снижении процентных ставок и при наличии резерва ликвидности у банков, мы не ожидаем интенсивного наращивания корпоративного кредитования. Падение объемов производства и ухудшение ожиданий экономической активности наблюдается в большинстве ключевых отраслей экономики. Это негативно отразиться как на платежеспособном спросе на кредиты, так и на желании (в силу снижения маржинальности) и возможности банков (в силу снижения качества заемщиков и заставного имущества) их предоставлять», — подтвердил Михаил Ребрик.

Потому властям придется на протяжении 2020 года менять госбюджет, а также корректировать свою налоговую и тарифную политику. При этом не допускать резких раскачек курса на валютном рынке.

«Сбалансировать рынок возможно, не допуская чрезмерные (15% в год это чересчур в любую сторону) колебания курса. Это даст бизнесу понимание своего развития и роста, а бюджету — наполнение», — резюмировал Сергей Гнездилов.

Сбалансировать ситуацию будет несказанно сложно. Однако сделать это очень нужно — без этого не удастся удержать экономику страны от потрясений.

Ирина Тимофеева