О том, как себя стоит вести бизнесу в условиях плавающего курса, на своей странице в Facebook написал министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства Тимофей Милованов.
Читайте также: Милованов: Доллар по 20 — это фантастика
Уже почти 6 лет страна живет в условиях плавающего обменного курса. К сожалению, переход от фиксированного курса к плавающему из-за стремительной девальвации гривни в 2014-2015 годах был очень болезненным и стал следствием глубокого финансово-экономического кризиса.
В настоящее время отечественные производители испытывают другую боль по причине обратных процессов – существенное укрепление национальной валюты уменьшает их доходы и делает их менее конкурентоспособными.
Читайте также: НБУ объяснил, почему плавающий курс является правильным для Украины
Что делать экспортерам и другим производителям в таких условиях?
Путь первый – это пытаться играть на курсовой динамике и угадывать наиболее благоприятный момент на рынке для продажи или покупки валюты. Например, в 2019 году можно было попытаться угадать, как будет меняться курс и угадать, когда продавать валюту. Но такой подход в 2019 для большинства не сработал. Те, кто ожидал, что гривна будет девальвировать, не угадали и проиграли. А как угадать курс в 2020 году? Он усилится и гривна будет стоить дороже? Или наоборот? На этот вопрос никто не может ответить на 100%. Тогда вопрос – насколько успешным может быть не профессиональный валютный спекулянт, а предприятие, для которого игра на валютном рынке не является основным видом деятельности?
Другой вариант – сосредоточиться на своих ключевых бизнесах, а валютные риски просто хеджировать. То есть страховать себя от возможных потерь, связанных с изменчивостью курса.
На практике это реализуется следующим образом. Предприятия, вместо того, чтобы зависеть от рыночной ситуации и курса за определенный период (когда нужно будет проводить операцию покупки или продажи валюты), уже сейчас, с помощью валютного форварда могут зафиксировать для себя этот будущий курс. Таким образом, валютные риски минимизируются, а предприятия заранее знают валютные параметры своих операций в будущем, и могут планировать свой бизнес с учетом этой информации.
Соответствующие инструменты уже доступны для бизнеса, и для большинства стандартных операций их можно и нужно использовать.
По информации НБУ уже около 10 банков предлагают клиентам валютные форварды.
Я верю, что если бизнес будет генерировать спрос на такие инструменты, то соответствующие программы со стороны банков будут только расти. В условиях плавающего курса – хеджирование валютных рисков и фокусировка на ключевых бизнесах – это стандартная практика.