«Минфин» продолжает серию публикаций об успешных украинских бизнесменах — «Правила жизни предпринимателей». В этих материалах мы собираем в открытых источниках высказывания бизнесменов об их принципах ведения бизнеса, взглядах на жизнь и секретах успеха.

Партнер материала

Собственник сети ресторанов Дмитрий Борисов свой бизнес начал в 2010 году, когда открыл первый ресторан домашней европейской и украинской кухни «Барсук». Сейчас он владеет 20 гастрономическими заведениями в Киеве и даже в Варшаве.

Ранее Борисов занимался рекламным бизнесом и недвижимостью. Однажды он увлекся современной украинской кухней и внезапно захотел пойти на пенсию в 29 лет. После кризиса 2009 года он вышел в минус $1,5−2 млн, осталось всего около $50 тыс. «под подушкой». Но Борисов твердо решил воплотить мечту — открыть небольшой ресторанчик и готовить вкусную еду для друзей.

Среди его заведений сейчас: «Остання Барикада», «Oxota na Ovets», «БПШ», «DOGZ&BURGERZ», «Любчик», «РИБАLOVE», «Crab's Burger», «Канапа», «RONIN», «CHICKEN KYIV», «Бессарабія», «CHECK-IN KYIV BAR», «Канапка Бар», «MUSHLYA CAFE», «Білий налив», «PHILADELPHIA», «Ватра» «BABYROCK».

Читайте также: Андрей Худо: «Придумал идею, нашел команду — дави на газ и лети»

Дмитрий Борисов утверждает, что делает все благодаря и ради любви.

«Мне важно сделать гастрономическую историю, а не тусовочную. Основа моего позиционирования — еда, провести время — это уже вторично. У меня планы — двигаться за пределы Украины, в том числе экспортировать украинскую гастрономическую культуру», — говорит Борисов.

Теперь бизнесмен имеет уже другой график и ритм жизни, большую ответственность, поэтому периодически награждает себя. «Говорю: все, ребята, у меня час времени, вот ланч с 13-ти до 14-ти. Я постою, пообщаюсь с гостями, покричу „вільна каса“, „заходите“. Покричать, поржать — это уже как награда, потому что это действительно самое любимое дело», — делится ресторатор.

Читайте также: Правила жизни предпринимателей. Геннадий Буткевич

«Минфин» собрал для читателей 10 полезных советов Дмитрия Борисова о правилах жизни и ведения бизнеса:

  1. Меня часто просят рассказать о моем ресторанном бизнесе, как я его строил. Я говорю, что надо начинать с 11 лет. В 1995 году я был лучшим мойщиком машин на всем бульваре Леси Украинки. Так я зарабатывал пару сотен долларов в месяц.
  2. Пришло понимание, что в один день все «активы», которые находятся где-то виртуально в бумагах, в недвижимости, превращаются в пассивы. Актив — это то, что лежало под подушкой. Под подушкой лежало 40−50 тыс. долл
  3. Не ведись на иллюзию, что твоими деньгами и активами кто-то может управлять эффективнее тебя. Вкладывай только в себя, в свои бизнесы, которые ты чувствуешь руками, а не в ценные бумаги или биткоины.
  4. У всех нас есть мечты где-то в голове: открыть на пенсии маленькое кафе. Я так подумал: пенсия в 29 лет, открою на эти $50 тыс., которые были. Их не хватило, еще кредитовался, у друзей брал, небольшие доли продавал.
  5. Первая строчка — концепция. Под нее покупаете производственную часть, далее заказываете архитектурно-инженерный план. Дизайн — последнее. Многие рестораны делают итальянский интерьер, заказывают дорогие люстры, и в последний момент вспоминают, что нет оборудования и надо найти шефа.
  6. На старте бизнеса я мечтал, что буду только управлять процессами. Но 98% меню совместно с шефом создаю я. История «Разработай мне уникальное меню» не работает. Вы получите очередное меню с «Цезарем», хинкалями и хачапури.
  7. Цена создания ресторана — $1−3 тыс. на один кв. м. Когда мы наконец построим такую страну, которая будет интересна западным инвесторам, тогда может произойти капитализация и можно будет долю продать на IPO.
  8. Во-первых, это должен быть эффективный операционный бизнес, приносящий ежедневный cash flow и дающий необходимую рентабельность. Во-вторых, чтобы бизнес давал что-то городу и людям.
  9. Когда ты планируешь свою аудиторию, то это будет просто твое отражение. К тебе будут ходить те гости, которые по прическе, по внешнему виду, по стилю, по возрасту — просто отражение ресторатора.
  10. «Библия» и «Стив Джобс» — это одно и то же. И это маркетинг, и это маркетинг: со своими символами, своими стратегиями, своей паствой.

* В статье использовались материалы интервью «Экономической правды», MC Today, Ukrainian Retail Association.

Светлана Тартасюк