Преподаватель Эдинбургской бизнес-школы Иван Компан рассказал «НВ», нужна ли земельная реформа, какие риски она скрывает и будет ли эффективной. «Минфин» выбрал самое интересное.
Иван Компан считает, что земельная реформа безусловно нужна. За исключением пяти-шести ортодоксальных режимов, все страны мира разрешают продажу земли. Поэтому Украина идет по правильному пути с точки зрения эволюции экономических отношений.
Даст ли земельная реформа желаемый эффект
В краткосрочной перспективе украинцы может и почувствуют разницу, но с точки зрения стратегического развития — не уверен, что на сельском хозяйстве нужно делать такой акцент и ожидать кардинальных перемен.
Даже в развитых странах, где нет коррупции, аграрную отрасль вряд ли можно считать локомотивом экономического процветания. Опыт очень сельскохозяйственной Аргентины показывает, что экономического прорыва может и не случиться. Рынок земли там есть, но экономического процветания нет. Его съели популизм и коррупция.
Читайте также: МВФ, рынок земли и укрепление гривны
Вместо социальной справедливости и экономического процветания, о которых все твердят, земельная реформа вполне может принести новые плоды коррупции, а вместе с ними и «гроздья гнева». Конечно, в том случае, если внедрят некоторые инициативы, сопутствующие земельной реформе.
Популизм рождает коррупцию
По мнению Ивана Компана, классический популизм — обещание государства раздать кредиты под 3−5% тем, кто будет скупать землю. Откуда взялись эти ставки? Почему не 5−7%, например? Почему не рыночная ставка? Ведь любое отклонение от рынка провоцирует злоупотребления, особенно в среде, где контролирующие органы откровенно слабы и коррумпированы.
Не вдаваясь в детали, получается, что можно взять у государства деньги под 3−5%, а потом одолжить их ему обратно по 15%, купив ОВГЗ. Это же гениально.
Создать схему — это вообще не проблема
Разве у нас нет талантливых «финансовых инженеров», умеющих проложить правильное русло государственному денежному потоку? Вряд ли они уехали на стройку в Польшу или сбор урожая в Португалию, а если и находятся за пределами родины, то где-нибудь в Лондоне или Москве.
Читайте также: Открытие рынка земли: разбор главных мифов
В наш высокотехнологичный век для разработки «схемы» физическое присутствие ее творца в стране вовсе необязательно. Не сомневайтесь, что в процесс включатся «лучшие умы страны», когда речь идет о потоке такой силы.
Сила — немаленькая! Только на покупку одного миллиона гектаров по $2,200, как оценивает Минэкономики, должны выделить $2.2 миллиарда долларов. Разница между рыночной и предлагаемой государством процентными ставками составляет 10−12%.
Другими словами «коррупционный спрэд» только на одном миллионе гектаров земли составляет от $220 до $260 млн. Есть над чем поработать, особенно учитывая, что речь идет не об одном миллионе гектаров.
Однако в госбюджете, по-моему, нет таких денег на выплаты. Заявления о дешевых кредитах — очередная басня от власти, чтобы укрепить в народе веру в социальную справедливость. Парадоксально, но нищета может уберечь нас от очередного витка коррупции, оставив всё на уровне обещаний и дешевого популизма.