«Минфин» разбирался, как изменятся условия для «евроблях» и всего автомобильного импорта.

«Зеленый свет» для старых авто

Президент Владимир Зеленский уже давно пообещал решить вопрос по «евробляхам». А до тех пор депутаты решили приостановить штрафные санкции, которые ввел прежний состав парламента. Напомним, что максимальную сумму штрафа для владельцев «евроблях» закон устанавливал в размере 170 тысяч гривен. Кроме того, была предусмотрена возможность конфискации авто.

Законопроект №2342 зарегистрировал в Раде народный депутат от «Слуги народа» Алексей Ковалев. Но над документом также активно работала общественная организация «АвтоЕвроСила», которая отстаивает интересы евробляхеров.

Активисты новым проектом, судя по всему, довольны. «Просим всю общественность поспособствовать скорейшему принятию проекта через работу с народными депутатами», — написал на своей странице в Facebook соучредитель «АвтоЕвроСилы» Александр Чернявский.

В пояснительной записке к проекту указано, что прежняя политика в отношении владельцев «евроблях» была «карательной»: сначала власти сделали недоступным ввоз недорогих машин, а потом включили всю машину государственных репрессий против водителей.

Автор проекта также говорит об общей дискриминационной политике в отношении подержанных авто. «К примеру, для транспортных средств, которые использовались более 8 лет, ставки акцизов применяются с коэффициентом 50! Хотя ввезенные иностранные авто более экологичные, чем советские «Волги» и «Жигули», грузовики и маршрутки, которые колесят по дорогам Украины», — говорится в пояснительной записке.

Нынешнюю систему налогообложения хотят поменять в два этапа — сначала для «евроблях», которых в Украине осталось приблизительно 100 тысяч, а потом — и для всех остальных машин.

Еще полгода для «евроблях»

Законопроект предлагает внести следующие изменения в Налоговый кодекс:

— временно (в течение 180 дней с момента принятия проекта) ставки акцизного сбора для авто будут определяться без учета коэффициента возраста.

Напомним, в так называемых «законах Южаниной», которые были приняты прошлым летом, и, якобы, должны были решить проблему с евробляхами, предлагалась новая формула акцизного сбора: некая базовая ставка (50 евро для бензинового и 100 евро для дизельного двигателя) умноженная на объем двигателя и коэффициент возраста. Последний определялся в зависимости от возраста авто, но не должен был превышать 15.

«АвтоЕвроСила» сразу же раскритиковала эту норму, поскольку большинство евроблях — откровенно старые. И для них акциз автоматически возрастал в разы. Активисты не скрывали, что в первую очередь, будут лоббировать именно отмену этого коэффициента.

— приостановить норму, которая предусматривает применение коэффициентов к ставкам акцизного сбора: для ТС возрастом от 5 до 8 лет — 40, более 8 лет — 50.

Тут речь идет о старой норме, которая содержалась в законодательстве еще до принятия «законов Южаниной» и делала растаможку старых авто практически неподъемной. Собственно, с них и началась эпопея с «евробляхами» в Украине. 

«Законы Южаниной» эту норму приостановили, но не навсегда, так как они сами были прописаны под временную акцию по льготной растаможке «евроблях». Правда, не ясно, на какой именно срок сняли рекордные коэффициенты на старые авто и когда их могут снова вернуть.

Также отменяется норма по соответствию экологическим стандартам для раритетных авто (возрастом более 30 лет), которая была проблемой для любителей коллекционных машин. Но, как отметил глава Autoconsulting Олег Омельницкий, в проекте нет объяснения, какие именно авто будут считать коллекционными и раритетными и кто это должен определять. А если отдать этот вопрос на усмотрение таможенников, то на этой теме могут выстроить новую коррупционую схему. В результате автохлам будут завозить как «раритет», а по настоящему ценные модели станут тормозить.

Но в целом перечисленные новации должны помочь растаможить оставшиеся «евробляхи». То есть на то, чтобы перерегистрировать авто на украинские номера, водителям дали еще полгода. При этом они могут заметно сэкономить на акцизах. К примеру, если ранее на авто с дизельным мотором 3,5 литра (старые машины, как правило, отличаются большими моторами) возрастом 15 лет насчитали бы 5250 евро, то, по новой формуле — всего 350 евро.

Растаможка без акциза

Бонусы для всех остальных водителей обещают не сразу, а только с 2021 года. В случае принятия законопроекта, уже с 1 января 2021 года автомобили вообще исключат из списка подакцизных товаров, то есть, попросту уберут на них акциз. Не нужно будет платить этот сбор также на кузовы, прицепы и полуприцепы, а также мотоциклы.

Как поясняет автор проекта, в статье 1 директивы Совета ЕС № 2008/118/ЕС, которая прописывает полный перечень товаров, облагаемых акцизным сбором, автомобилей нет. А поскольку Украина, подписывая соглашение об Ассоциации с ЕС, обязалась имплементировать европейское законодательство, то и мы вполне можем отказаться от акцизов на авто.

Напомним: сейчас при растаможке авто платят 20% НДС, 10% ввозной пошлины и акциз по формуле. Причем, в общей структуре налога сам акциз занимает достаточно скромную долю — 3-5%. К примеру, за иномарку возрастом 5 лет с бензиновым двигателем 2,5 литра стоимостью $10 тысяч насчитают $2 тысячи НДС, тысячу долларов ввозной пошлины и 625 евро акциза. То есть после отмены этого сбора, водитель сможет сэкономить порядка 700 долларов. Правда, эта сумма больше, если речь идет о старых авто. Скажем, для такого же автомобиля возрастом 15 лет акциз составил уже 1250 евро.

«Срочно завозить евробляху»

В проекте есть немало узких мест: 

  • Во-первых, получается, что, предоставив льготы евробляхерам, государство автоматически ущемляет других водителей, которые растаможили авто по полной стоимости. «Непонятно, что сейчас делать — срочно ехать завозить евробляху», — иронизирует Омельницкий,
  • Во-вторых, перед теми же «евробляхерами» возникает дилемма — растамаживать сейчас по низком акцизу или подождать до 2021 года и вообще его не платить. То есть снова может появиться группа евробляхеров, которые решат выждать. В итоге проблема с авто на еврономерах так и не будет решена.
  • В третьих, к примеру, в проекте прописана отмена акцизов для грузовых авто в случае их переоборудования в пассажирские. «С одной стороны, государство борется с перевозчиками, которые используют переоборудованный транспорт, с другой — включает зеленый свет для микроавтобусов сомнительного качества», — отмечает Омельницкий.

Впрочем, вполне возможно, что все эти несостыковки уберут в процессе работы над документом в Раде.

«На мой взгляд, данный законопроект немного опоздал. Почти половина из более 600 тыс. находящихся на территории Украины „евроблях“ прошла процедуру таможенного оформления по существующей формуле. Возникают сомнения, что по новому закону, в случае его принятия в нынешней редакции, произойдёт растаможка остальных евроблях. С другой стороны, чтобы снять социальное напряжение и выполнить обещания, нынешняя власть будет вынуждена принять подобное решение до конца этого года — периода, когда не действуют штрафы», — отметил глава совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский.  

Читайте также: Что выбирают украинцы. Топ-5 популярных авто

Какие проблемы остаются

Основные проблемы автомобильного импорта новый законопроект не решит.

1. Сохраняются все остальные налоги, в частности, НДС и ввозная пошлина, а это — 30% от стоимости авто. То есть за на ту же 15- летнюю машину с дизельным мотором 3,5 литра акциз действительно резко снизится, но насчитают НДС и пошлину. Средняя заявленная стоимость такого авто — до 2 тысяч долларов. Значит общий налог составит 650 евро, а это все равно больше, чем готовы платить многие водители. Ранее они заявляли, что согласны отдать государству 300-500 долларов, не больше.

2. Не понятно, как быть с юридической легализацией «евроблях». По словам Олега Омельницкого, большинство авто на иностранной регистрации, у которых было все в порядке с документами, растаможились еще во время предыдущего «льготного периода» (в начале этого года). А те, что остались, чаще всего не имеют необходимых документов, подтверждающих право собственности. Не секрет, что много евроблях было зарегистрировано на европейские фирмы-однодневки — владелец оформлялся как их сотрудник. Переоформить авто на себя человек зачастую попросту не может, так как фирмы давно ликвидированы и искать «концы», по-сути, негде.

Поставить авто на украинские номера по одной только доверенности, которая, как правило, есть у «евробляхера», нереально. Плюс — многие авто и вовсе продавались с поддельными документами. Поэтому очередная «льготная растаможка» им вряд ли поможет.

3. Остается нерешенной проблема оценки б/у авто.

Водители жалуются — таможенники вообще не обращают внимание на стоимость, прописанную в договоре купли -продажи. И оценивают авто по-своему. Они руководствуются так называемыми каталогами SCHWACKE, в которых собрана информация о стоимости машин в зависимости от их комплектации и технического состояния. Но она далеко не всегда соответствует реальным рыночным ценам. Даже таможенники всегда держат в уме цены на внутреннем рынке, а у нас они изначально выше, чем в Европе.

Читайте такжеКакие электромобили предпочитают украинцы (рейтинг)

В итоге авто могут оценить и в 2-3 раза дороже, чем вы его реально купили. И уже на эту сумму насчитывают налоги, которые привязаны к стоимости: НДС и ввозную пошлину.

«Я купил Volkswagen Passat 2010 года в Германии всего за 1,5 тысячи евро, правда, после ДТП и со значительными повреждениями. Но на таможне его оценили в 6 тысяч евро. Никакие аргументы — ни договор купли -продажи, ни тот факт, что авто битое, не сработали. Таможенники сказали, что в Украине такой стоит до 8-10 тысяч евро, так что мне еще повезло. Соответственно, налогов насчитали почти на 2 тысячи евро. В итоге авто по налогам мне обошлось дороже, чем я его купил», — рассказал «Минфину» автогонщик Руслан.

По его словам, схема оценки авто уже давно стала коррупционной. Таможенники работают через своих брокеров и те, за дополнительную плату (от пары сотен до нескольких тысяч долларов, в зависимости от класса авто) добиваются «реальной цены» или хотя бы выбивают «дисконт».

И пока такая система сохраняется, дешевой растаможки в любом случае не будет, даже если полностью уберут акциз. Ведь привязанные к цене авто налоги — НДС и ввозная пошлина — все равно остаются.

Глава ВААИД Олег Назаренко отмечает, что, возможно, стоило бы отменить НДС и пошлину и заменить их новым налогом на импорт. Так, например, сделали в Грузии. Этот налог можно привязать к объему двигателя авто: например, 1 евро за каждый «кубик» мотора.

«Исчезнет проблема занижения/ завышения стоимости авто при растаможке, то есть, коррупция на таможне! Никто не будет смотреть при растаможке в Шваке, а только на объём двигателя!!! Хочешь травить окружающих дымом, «колотить понты «и ездить на «крутой» шестилитровой тачке- плати 6 тыс евро (ведь на бензин для такого авто деньги есть?), а хочешь ездить на Смарте 800 куб см (а не понтоваться) — уплати только 800 евро за всю растаможку. Может, я и ошибаюсь, но по другому мы никак не уйдем от игры в «казаки- разбойники»: одни будут занижать стоимость авто, а другие завышать», — написал Назаренко на своей странице в Facebook.

Экономист, эксперт Института GROWFORD Алексей Кущ считает, что все налоги на автотранспорт следовало бы заменить некой фиксированной ставкой, привязанной к стоимости авто — порядка 10-15%.

«Понятно, что если рядом с нами такой большой рынок относительно дешевых авто, нет смысла искусственно удорожать их для украинцев. Тем более, что свой автопром мы благополучно убили, и защищать нам, по-сути, нечего», — резюмировал он. Прислушаются ли законодатели к экспертным мнениям или же ограничатся полумерами — посмотрим.

Константин Сопрыкин