Законопроект №2250 является довольно неоднозначным. Похожий проект приняли в Польше в августе этого года. Главный вопрос в том, может ли Украина позволить себе подобные изменения и какой ждать результат.

Замысел законодателей — обеспечить благоприятные условия для студентов, молодых специалистов и работодателей в налаживании сотрудничества. В частности:

  • уменьшить отток украинских специалистов за рубеж;
  • повысить уровень практических навыков студентов;
  • снизить уровень «неофициального» трудоустройства;
  • минимизировать финансовую зависимость студентов.

Читайте также: Необлагаемый возраст. К чему приведет отмена налогов для молодежи

Однако имеем отрицательную тенденцию динамики населения и роста пенсионной нагрузки на одного работающего. Пенсионный фонд на 42% финансируется за счет государственного бюджета. Основным поступлением государственного бюджета являются налоги — около 83%. Из них 18% — налог на доходы физических лиц.

До сих пор работодатели оформляют работников на минимальную зарплату, а остальные деньги выплачивают в конверте. Вопрос в том, сработает ли эффект рычага от данной реформы и решит ли он проблему детенизации труда. Возможен сценарий, когда работодатель будет присваивать себе деньги, которые раньше уходили на налоги, а работнику в результате будет давать меньшую заработную плату.

Читайте также: Коуч, а не руководитель: какой работодатель нужен молодежи

Инициатива может сработать в совокупности с другими реформами, в частности, изменениями в образовательной системе, ориентации ее на потребности рынка. В первую очередь законопроект рассчитан на молодежь, поэтому должен способствовать переформатированию рынка труда, созданию благоприятных и прозрачных условий как для работодателей, так и для молодых специалистов.

Читайте также: Кого берут на работу Google и IBM

При условии сохранения существующей системы, дефицит собственных поступлений в Пенсионный Фонд Украины составит 12 % в 2025 г. и 30 % в 2050 г. При такой ситуации невозможно будет удержать основные показатели пенсионной системы на текущем уровне, в частности, соотношение средней пенсии и заработной платы, размера бюджетных дотаций в Пенсионный фонд Украины и размер взносов.

Соответственно возникает риск достаточного отчисления в Пенсионный фонд и влияние этого на зачисление пенсионного стажа. Таким образом, инициатива предусматривает комплексную и дальнейшую трансформацию образовательно-налоговой и пенсионной системы, но не является самодостаточной.