Какие экономические проблемы придется решать президенту Зеленскому, исследовала редакция Лига.Финансы. «Минфин» публикует сокращенный вариант статьи.

Проблема №1. Мысли о дефолте

Главная экономическая проблема Украины на ближайшие годы – погашение госдолга. Новый президент принял страну с самым низким за пять лет уровнем долга к ВВП. Но Украина сейчас находится в самом начале трехлетнего периода пиковых выплат.

До парламентских выборов, которые изначально должны были состояться в октябре, правительство рассчитывало получить минимум один транш МВФ. А также разместить еврооблигации – выход на рынок ожидается в мае-июне.

Это важно, так как до конца года правительству нужно погасить $3,4 млрд, а в 2020-м году – еще 5,4 млрд. Кроме этого нужно финансировать дефицит бюджета – ежегодно $3 млрд, отмечает главный экономист Dragon Capital Елена Белан. По ее оценке, денег, которые сейчас есть на счетах Минфина, хватит максимум до декабря.

Требования Фонда остаются прежними – повышение цен на газ для населения до рыночного уровня, борьба с коррупцией, фискальная дисциплина.

Для последней задачи роспуск парламента – скорее позитивная новость. Если бы выборы состоялись по плану, депутаты не успели бы одобрить бюджет-2020 в этом году. А без показателей бюджета получить финансирование МВФ трудно.

Угрожающей ситуация станет, если Кабмин не договорится с Фондом, а Минфин не сможет разместить евробонды. В этом случае объем золотовалютных резервов с $20,5 млрд на конец апреля упадет к 2021 году ниже эквивалента одного месяца будущего импорта (около $6 млрд). Об этом говорится в отчете инвесткомпании Concorde Capital. Приемлемым считается покрытие трех месяцев импорта.

Читайте также: Резервы Украины сократились из-за погашения еврооблигаций

Без МВФ у Украины есть два варианта: найти альтернативное финансирование на $18,5 млрд за три года, либо объявить дефолт, прогнозирует глава аналитического департамента Concorde Capital Александр Паращий. На данный момента представители МВФ заявили о готовности продолжить переговоры о сотрудничестве. Правда, уже после парламентских выборов.

Проблема №2. Скромный рост ВВП

Большие выплаты по госдолгу считаются ключевой причиной замедления украинской экономики в 2019 году. НБУ прогнозирует 2,5% роста, МЭРТ – 2,8%, МВФ – 2,7%. В 2018-м рост ВВП составил 3,3%.

В 2014-м ВВП упал на 6,6%, в 2015-м – еще на 9,8%. Сейчас экономика стабилизировалась и дает небольшой прирост на 2-3% в год. Позитивная динамика ВВП сохраняется 13 кварталов подряд. Но такие темпы не удовлетворяют бизнес: на фоне роста других развивающихся стран мира, Украина выглядит скромно.

Главная претензия к прежней власти – за пять лет украинская экономика так и не избавилась от сырьевой зависимости. Темпы роста ВВП в Украине всегда зависят от мировой конъюнктуры на металлы и продовольствие – основные товары украинского экспорта. Сейчас ситуация выглядит хорошо для металлургов, а цены на продукцию АПК несколько снизились. Но сохраняются риски замедления мировой, а вместе с ней и украинской экономики.

Проблема №3. Слабый приток инвестиций

С инвестициями в стране по-прежнему сложно: из-за неопределенности с выборами многие компании откладывают свои сделки. Деловые ожидания бизнеса в целом ухудшаются, отмечает главный менеджер по макроэкономическому анализу Райффайзен Банка Аваль Михаил Ребрик.


Уже несколько лет подряд главным фактором экономического развития в Украине остается не активность инвесторов, а внутреннее потребление. А растет оно за счет повышения зарплат и переводов украинских «заробитчан».

Средняя зарплата действительно выросла: по данным Госстата, в мае 2014 она составляла $295 (в пересчете по курсу НБУ 11,6 грн/$), в марте 2019 было уже $330 (по курсу 27,2). Что касается трудовых мигрантов, то только в Польше официально работает около 2,5 млн украинцев. Они и другие «заробитчане» в 2018 году направили в Украину $11,6 млрд. Прогноз НБУ на 2019-й – $12,1 млрд.


По прогнозам аналитиков Райффайзен Банка Аваль, средняя зарплата в 2019 году вырастет на 18%, в 2020-м – на 15% (в 2018 было 24,8%).

Отдельная тема — политика Нацбанка. Учетная ставка регулятора остается высокой – 17,5%. Это позволяет снизить инфляцию, но с другой стороны – осложняет кредитование, что прямо влияет на экономический рост.

Достичь поставленных еще в 2015 году целей по инфляции регулятору пока не удается – прогноз на конец этого года составляет 6,3% при плановых 5±1%. Поэтому НБУ будет держать ставку на уровне не ниже 16%, прогнозируют банкиры. Это одна из основных причин критики руководства Нацбанка, в том числе и со стороны команды нового президента.

Проблема №4. Непредсказуемая гривна

В последние месяцы курс гривны к доллару США уверенно держался в районе 26-26,5 грн/$. Правда сегодня, 24 мая, на открытии межбанка американский доллар в покупке подорожал на 7 копеек, в продаже — на 9 копеек. 

Ситуацию не назовешь устойчивой. Главная причина – большой дефицит текущего счета платежного баланса. Опрошенные LIGA.net аналитики дают разные прогнозы этого показателя в 2019 году – от $3,8 до 5 млрд. НБУ ожидает дефицит в $4,5 млрд. Эта сумма показывает разницу между платежами Украины за импорт и поступлениями от экспорта, плюс доходы украинского бизнеса и граждан за границей. В рыночных экономиках этот разрыв считается основным фактором давления на курс нацвалют.

До сих пор перекос компенсировали поступления от трудовых мигрантов, в этом году ситуация осложняется госдолгом. Если Украина не сможет привлечь новые заимствования (МВФ + евробонды), валюты на все платежи стране может не хватить. Потенциальный дефицит сразу отразится на курсе.

Дополнительный риск – инвестиции нерезидентов в гривневые обязательства правительства (ОВГЗ). По данным Concorde Capital, иностранцы сконцентрировали около 16% всего портфеля бумаг. За январь-апрель внешние инвесторы увеличили свои вложения в ОВГЗ на $1,1 млрд в эквиваленте, уточняет Белан из Dragon Capital. Это поддержало нацвалюту, но точно так же может ее обвалить.

В прошлом году выход нерезидентов из украинских активов в июле стал одной из главных причин неожиданно ранней девальвации гривны. Обычно это происходит ближе к осени. Сейчас ситуация может повториться. Дополнительным фактором риска могут стать досрочные парламентские выборы, которые пройдут 21 июля.