Страсти по Привату
В тот же день в финучреждение вошла временная администрация и Фонд гарантирования вкладов стал готовить его к продаже. Времени потребовалось не так много. Грандиозная сделка была подписана в среду, и Минфин получил 100% акций банка всего за одну гривну.
Уставный капитал национализированного ПриватБанка уже увеличили на 29,4 млрд грн — до 50,7 млрд гривен. Минфин также пообещал выпустить облигации для начала на 43 млрд гривен для докапитализации финучреждения. Общий дефицит капитала в министерстве оценили от 116 до 148 млрд гривен. Точную цифру определит аудит банка.
Новый набсовет банка уже сформирован. Вчера с публичной речью впервые выступил новый глава ПриватБанка — Александр Шлапак. Он рассказал о дальнейших планах и попытался развеять страхи клиентов, заверив, что работа банка вот-вот войдет в привычное русло.
Пока же у Привата, похоже, не все идет гладко. И жалобы от клиентов еще поступают.
Той же проблемой — избежать паники вкладчиков — озабочены правительство и парламент. Депутаты быстро и без разговоров проголосовали за закон, гарантировавший 100% вкладов физлиц в госбанках, в том числе (а, вернее, — в первую очередь), в новоиспеченном государственном Привате. Под шумок гарантии получили и вкладчики Укрэксимбанка. Хотя раньше такой привилегией могли похвастаться только клиенты Ощада. На конец 3 квартала объем вкладов населения в ПриватБанке составлял 155,2 млрд гривен, в Укрэксимбанке — 24,4 млрд гривен, в Ощадбанке — 62 млрд гривен.
Назревает конфликт
Собственники Привата сами обратились к правительству с просьбой войти в капитал банка и якобы пообещали отдать его без конфликтов. Но уже очевидно, что процесс будет не таким уж мирным. Вчера заявление опубликовало экс-правление Привата. Бывшие менеджеры утверждают, что глава НБУ целенаправленно привела банк к катастрофе.
Не заставил себя ждать и официальный комментарий экс-собственника банка. Игорь Коломойский заявил, что Приват стал «жертвой произвола НБУ». Мол, регулятор сам спровоцировал клиентскую панику и искусственно снижал капитализацию банка.
Многие эксперты нашли такое утверждение спорным. Cпециалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital Сергей Фурса рассказал, почему обвинения в адрес НБУ нельзя воспринимать всерьез. И почему жертвой регулирования центробанка стал именно Приват.
Руководитель аналитического отдела Concorde Capital Александр Паращий разъяснил, кто и сколько заплатит за национализацию крупнейшего банка страны, и кто больше всех выиграл от его перехода в госсобственность.
Многие сомневаются, что банк, став государственным, сможет поддерживать сервис на прежнем уровне. «Минфин» выяснил, способен ли кто-то из финучреждений составить конкуренцию Привату. Как и следовало ожидать, результат оказался неутешительным.
Зато национализация детища Коломойского вполне удовлетворила кредиторов Украины. По словам главы НБУ Валерии Гонтаревой, страна может получить транш от МВФ уже в январе 2017 года.