Комментирует Елена Разумова, представитель «Ритейл Груп»:
Тенденцию, которую можно отметить в 2014 году — это расслоение покупательского спроса. Стабильность сохраняется в верхнем ценовом сегменте и некая миграция пошла к нижней ценовой планке, при этом средний ценовой класс товаров потихоньку теряет свою долю. В общем, становится больше дешевых товаров, стабильный спрос на дорогой ассортимент, а среднеценовая потребительская корзина падает.
Мы надеемся на положительные изменения, как в развитии нашей страны, так и в развитии ритейла в целом. Мы со своей стороны делаем все для этого возможное.
Комментирует Павел Гуров, руководитель департамента фотобизнеса OLYMPUS, регион Восток:
Уходящий год стал переломным на глобальном рынке фото.
При стремительном росте количества цифровых снимков, до 8 миллиардов в этом году по данным Yahoo, глобальный рынок фотокамер продемонстрировал падение на 18% в деньгах.
В 2014 году продолжилось падение продаж камер начального уровня, их уверенно вытесняют смартфоны. Функция фото в смартфонах существенно улучшилась и стала сравнима по качеству с камерами начального уровня. Продажи смартфонов в мире в этом году оцениваются на уровне 1,25 миллиарда штук и продолжают расти год к году.
Во многом падению рынка также способствовало резкое сокращение продаж (более 20% в деньгах) цифровых зеркальных камер в первой половине 2014 года. Это происходит из-за высокого уровня насыщения на развитых рынках.
Единственный сегмент камер, который продолжает расти это системные (беззеркальные) камеры со сменной оптикой. Рост продаж в штуках составил 7%, в деньгах 8%.
Этот рост обусловлен, большим количеством инноваций в данном типе камер, а также ярко выраженными преимуществами системных камер против классических «зеркалок» и «компактов». Перед зеркальными камерами у системных камер есть такое неоспоримое преимущество как компактность камеры и объективов при аналогичном качестве фотографии. Перед «компактами» системные камеры имеют выигрыш в виде вариативности и широты использования в различных условиях съемки за счёт сменных объективов. Нельзя обойти вниманием и тот факт, что именно системные камеры производители выпускают наиболее «упакованными» с точки зрения функционала. Управление через wifi для системных камер стало «обязательным приложением» и отличие между моделями можно увидеть, пожалуй, лишь в полноте доступныхфункций.
Несмотря на падение средней цены продажи, остается стабильным сегмент премиальных компактов с большим размером сенсора. Это камеры серий тревел зум, с оптическим увеличением более 20 крат, а также hi-endкомпакты с большим сенсором и возможностью ручных настроек.
В Украине ситуация немного отличается от рынков Европы, Азии и США. Падение продаж фото на 65% в третьем квартале по сравнению с прошлым годом связано с экономическими и политическими факторами. Однако надо отметить, что системные камеры демонстрируютрост продаж по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Кроме того, насыщение цифровыми зеркальными камерами у нас отстает на 2-3 года. В остальном тренды аналогичные.
Что было в этом году и чего ждать в следующем.
В текущей ситуации очень сложно строить прогнозы. Мы ожидаем сохранение тенденций прошлых лет: рост рынка системных камер и объективов, стабильность или небольшой рост рынка премиальных компактов, и дальнейшее падение цифровых зеркальных камер и камер начального уровня.
Во многом результаты будут связаны с покупательской способностью населения.
Из наиболее востребованных функций будут функции отсутсвующие в камерах смартфонов: светосила оптики, оптическое увеличение, стабилизация, ручные настройки, качество изображения. Также, все более будут востребованы камеры с возможностью беспроводного подключения к смартфону, планшету.
Комментирует Константин Шестопалов, продакт маркетинг менеджер компании «TP Vision Украина»:
В 2014 году по сравнению с 2013 объем рынка в продажах единиц техники сократился на 15% по причине резкого падения платежеспособности населения.
Однако рынок аудио-видеотехники очень динамичен независимо от политических и экономических условий. Каждый год на рынок выходят сотни новых товаров и услуг, а у украинского рынка есть все еще огромный потенциал за счет того, что уровень проникновения flat TV остается очень низким – около 40%.
Учитывая особенности экономического положения в стране и падение платежеспособности потребителей, мы прогнозируем, что значение домашнего досуга вырастет, что, в свою очередь, существенно изменит отношение к телевизору дома, в офисе, в общественных местах. Знаковым событием для нашего рынка считаем выход телевизоров на операционной системе Android, которые вышли в продажу на украинский рынок в сентябре этого года.
Платформа Андроид открывает перед телевизионной индустрией большие перспективы, выводя производительность и удобство эксплуатации Smart TV на один уровень с современными смартфонами и планшетами. Эта тенденция положительно скажется на тех игроках рынка, которые смогут предложить наиболее интересные продукты по наиболее привлекательной цене.
Благодаря поддержке каталогов Google Play, телевизоры на операционной системе Android открывают доступ к большому ассортименту видео- и игровых приложений, включая браузер Google Chrome, видеохостинг YouTube, Google Play Фильмы, Google Play Музыка и Google Поиск. С каждым днем количество контента, доступного для телевизоров в Google Play растет.
На украинском рынке первыми на ОС Android вышли телевизоры Philips. Линейка товаров на этой платформе стремительно расширяется и для украинских пользователей уже доступны телевизоры от премиального до более бюджетного сегмента.
Комментирий Игорь Перепелкин, руководитель отдела легковых шин Goodyear Dunlop Tires Ukraine:2014 год — принес много изменений в шинный бизнес. Местные производители получили шанс улучшить свои позиции на рынке Украины и за рубежом. Производители оперирующие в долларах, к которым относятся все китайские и азиатские бренды, смогли увеличить свою долю на рынке, но при этом потеряли в объеме.
Что касается мировых производителей премиальных брендов, то они в полной мере прочувствовали на себе последствия резкой девальвации гривны, которая стала причиной роста стоимости продукции более чем в два раза.
Конкуренция в премиум сегменте ужесточилась на фоне уменьшения его доли в общей структуре рынка, при этом спрос сместился в средний и бюджетный ценовые сегменты. Залогом успеха в 2014 году было 2 фактора: ценообразование в гривне и максимально оперативное заполнение склада оптовика и торгового пространства розничной точки. Тот, кто успел обеспечить потребность клиента до начала сезона продаж — опередил конкурентов.
Кроме того, по стечению обстоятельств, два наиболее стремительных обвала национальной валюты произошли перед летним и зимним сезонами, что позволило выиграть тем игрокам рынка, которые смогли аккумулировать необходимый складской запас. 2015 год, основные факторы, с которыми столкнемся:
1. Уход с рынка не менее 10-20% операторов2. Снижение доступности шин в целом по стране из-за нежелания участников рынка инвестировать в складские запасы3. Увеличение доли локальных производителей4. Снижение потенциала рынка по сравнению с 2014 на 15-25%5. Увеличение спроса в сегменте б/у шин6. Основная бизнес активность в отрасли будет сфокусирована во втором полугодии. В летний сезон ожидется «штиль» на рынке. 7. Общий потенциал рынка около 4 млн шин.
Подготовили Ольга Левкович, Кристина Болотова