Экс-заместитель председателя комитета финансовой политики и банковской деятельности Верховной Рады Руслан Демчак рассказал Finclub, что мешает украинцам в них инвестировать. «Минфин» выделил самое важное.

Почему не работает схема таких инвестиций

Украинские суверенные облигации внешнего займа на срок до одного года сегодня имеют доходность до 5% годовых в долларах США, тогда как ОВГЗ — облигации внутреннего займа на срок до одного года — до 3,5% годовых в долларах США.

Очевидно, что облигации внешнего займа являются хорошим финансовым инструментом для украинских инвесторов. Возникает вопрос: почему же среди украинских инвесторов сегодня облигации внешнего займа не популярны, хотя доходность по ним иногда вдвое больше, чем по аналогичным ОВГЗ в той же валюте и на тот же срок?

Ответ кроется в том, что НБУ до сих пор не обеспечил полноценные корреспондентские отношения с иностранными депозитарными учреждениями, где обращаются наши облигации внешнего госзайма.

Поскольку на сайте НБУ отсутствует информация о корреспондентских отношениях НБУ с иностранными депозитариями (например, их перечень), я взял годовой отчет НБУ за 2019 год.

В нем НБУ указывает на договор о размещении ОВГЗ среди иностранных инвесторов: «Одним из ключевых событий 2019 года для украинского рынка стало подписание между международным депозитарием ценных бумаг Clearstream и Национальным банком соглашения о корреспондентских отношениях».

Читайте также: Если вложенные средства приносят меньше 25% — это потерянные деньги

После этого я поинтересовался у иностранного депозитария Clearstream, в системе которого сегодня обращается до 60% украинских облигаций внешнего госзайма, о таких корреспондентских отношениях и выяснил, что они являются неполноценными, односторонними.

Как указано на сайте Clearstream, корсчет в НБУ дает возможность их клиентам-нерезидентам заходить на украинский рынок исключительно через уполномоченное учреждение Citibank и покупать внутренние облигации (ОВГЗ).

Кроме того, на сайте международного депозитарного учреждения Clearstream указано, что в рамках установленных с НБУ отношений они вообще не обслуживают резидентов Украины.

Поэтому для украинских инвесторов покупка украинских же ОВГЗ является полулегальной и приравнивается к иностранной инвестиции с «недолиберализованными валютными ограничениями» для физических лиц — резидентов до €200 тыс. в год, для юридических лиц — до €2 млн в год.

Читайте также: Доля нерезидентов в структуре держателей ОВГЗ осталась неизменной. Даже при снижении доходности облигаций

Табу на вторичный рынок украинских облигаций

Для украинских банков постановлением НБУ № 5 от 02.01.2019 вообще фактически запрещено покупать ОВГЗ, а именно: проводить расчеты в валюте и гривне по таким операциям.

Понимаю требования андеррайтеров, которые проводят размещения облигаций внешнего госзайма на первичном рынке, о недопущении к выкупу резидентов Украины, чтобы предотвратить манипулирование рынком. Но почему же не организовать украинским инвесторам доступ к вторичному рынку украинских облигаций внешнего госзайма?

Кроме того, это позволит лучше контролировать внешний долг. Дополнительный спрос, который созрел на внутреннем рынке, будет давить и балансировать на понижение процентную ставку внешних суверенных заимствований, давая возможность Минфину привлекать в будущем более дешевые заимствования.

Интересно, что НБУ предусматривает возможность принимать от банков облигации внешнего госзайма в залог под рефинансирование. Но осуществить это на практике, как оказалось, невозможно. Постановлением НБУ установлено, что счет в ценных бумагах депонента открывается Нацбанком с целью учета прав на ценные бумаги и их ограничений по результату залога в пользу Нацбанка.

Читайте также: Украинские банки остаются самыми крупными владельцами ОВГЗ. Их доля составляет 51,44%

В подтверждение вышесказанного цитирую 103 пункт постановления НБУ № 615 от 07.09.2015 «Об утверждении Положения о применении Национальным банком Украины стандартных инструментов регулирования ликвидности банковской системы»:

«Облигации внешнего государственного займа Украины в качестве обеспечения исполнения обязательств по кредитам рефинансирования будут использоваться по мере урегулирования вопросов, связанных с установлением Национальным банком корреспондентских отношений с иностранными депозитариями и возможностью получения информации о состоянии счета в ценных бумагах банка-заемщика».

Что же, необходимо эти корреспондентские счета наконец установить и позволить банкам и другим профессиональным финансовым учреждениям проводить расчеты по операциям по облигациям внешнего госзайма, отменив п. 12, прим.1 постановления НБУ № 5 от 02.01.2019.

Это создаст рынок облигаций внешнего госзайма в Украине, а внутренние инвесторы, в том числе физические лица, получат новый понятный инвестиционный инструмент, которого так не хватает в Украине.