В первые месяцы войны бизнес словно замер, а тем более ювелирный. Все думали о том, как обезопаситься, а потом о релокации. К слову, ювелирный бизнес очень сложно переместить в другую часть страны или, тем более, за границу.
Мастера у нас на вес золота, а то и больше. Все не переедут на новое место, а найти в короткие сроки новый персонал нужного профиля не только сложно, а просто невозможно.
Читайте также: Куда вложить деньги, чтобы не прогореть: два надежных варианта на 2023 год
Ценность бриллиантов как инвестиций
Большинство наших старых клиентов переехали за границу, и мы потеряли значительную часть аудитории. Но по некоторым позициям ювелирного бизнеса спрос даже возрос — золото тоже покупают для инвестиций. Золотые украшения позволяют долгосрочно вложить средства с небольшим риском.
В Украине сейчас ограничена возможность для вложений, многие инвестиционные инструменты стали недоступными, например, ценные бумаги, кроме государственных, конечно. Да и к инвестициям в недвижимость относятся с осторожностью.
Остались депозиты и государственные облигации. А вот бриллианты свою инвестиционную привлекательность всегда имеют — это дорогостоящий актив, который, условно говоря, занимает мало места в кармане. В качестве инвестиций они не приносят больших доходов, но коррелируют с инфляцией и стабильно растут в цене.
Читайте также: Куда инвестировать $50 тыс: разбираем самые надежные способы хранить значительные сбережения
Кто и какие украшения покупает даже в войну
Три-четыре месяца войны мы ощущали, что рынок на паузе. Но, к счастью, с мая-июня прошлого года началось возобновление работы и ювелирных магазинов, и производств.
Через год в долларовом эквиваленте спрос на бриллиантовые украшения спал на 50%, в гривневом — где-то на четверть. Хорошая новость в том, что украинцы даже в войну продолжают покупать ювелирные украшения.
Восстановлению спроса способствует патриотический маркетинг. Даже в темное время человек хочет порадовать себя, покупает одежду с патриотической символикой, в том числе и украшения. Это то, что помогает подпитывать внутреннюю стойкость.
Мы, к примеру, выпустили патриотическую коллекцию с желтыми и синими сапфирами. Да и многие производители теперь имеют в своем активе дизайн в цветах нашего флага. Это пользуется спросом.
Что касается массового сегмента, то здесь ювелирный бизнес получил даже нового целевого покупателя — это военнослужащие, особенно в прифронтовых зонах. Наши защитники часто покупают ювелирные изделия, чтобы поддержать, обрадовать любимую, мать или сестру.
Несмотря на войну, ювелирный рынок, в частности бриллиантовый, держится на плаву. Грамотный маркетинг, привлечение новых категорий покупателей дает повод для оптимизма в дальнейшем.