О том, что стоит за готовящейся налоговой амнистией, в статье для «Минфина» рассказал управляющий партнер KAC Group Владимир Гаркуша.
Отечественное законодательство планомерно двигается в сторону усиления контроля над доходами граждан. Такое движение прослеживается довольно четко, если посмотреть на свежие законы и готовящиеся к рассмотрению проекты:
- закон № 2692 имплементирует международный стандарт MLI (контроль за пассивными доходами нерезидентов),
- законы №322-IX и № 323-IX оговаривают автоматический обмен информацией между контролирующими органами Украины и других стран (CRS, FATCA),
- закон № 466-IX регулирует налогообложение контролируемых резидентами Украины иностранных компаний (КИК),
- закон № 361-IX усиливает функции финансового мониторинга
- законопроект №1232 о налоговой амнистии.
Что это значит
1. Имплементация в украинское законодательство полноценной системы автоматического обмена информацией (CRS) позволяет украинским фискалам получать как оперативную, так и ретроспективную (!) информацию о зарубежных активах налоговых резидентов Украины. Речь идет о корпоративных правах, ценных бумагах, банковских счетах, движимом и недвижимом имуществе.
2. Привязка зарубежных бизнесов и активов к украинским контролерам (бенефициарам) через контролируемые ими иностранные компании (КИК) и BEPS (действия по предотвращению вывода доходов из-под налогообложения). В том числе и с целью увязки украинских бизнесов с КИК через единого бенефициара (контролера) и выход на контроль внешнеэкономических операций в контексте ТЦО (трансфертного ценообразования).
3. Возможность легализировать зарубежные бизнесы и активы через закон о нулевом декларировании. Проект закона 1232 планируется принять до конца 2020 года. А саму процедуру прохождения «налоговой амнистии» растянуть на 2021-2022 годы. Председатель профильного комитета Верховной Рады Даниил Гетманцев заявляет о 2021 годе, как конечном, после которого начнется тотальный поиск нелегализованных активов.
4. Последующее налогообложение доходов от легализованных зарубежных бизнесов и активов на уровне контролеров (бенефициаров) в Украине. На фоне максимально расширяемого толкования определения «центр жизненных интересов», когда смена места налоговой резидентности не будет иметь смысла.
Читайте также: За операции с криптовалютами ФОПов могут исключить из реестра
5. Законодательно установленный тотальный контроль над расходами. Контролеры будут оценивать, соотносятся ли траты с задекларированными доходами через персональный электронный кабинет налогоплательщика. Частично это уже реализовано в недавно принятом законе №2524. Изменения 2020 года в Закон № 361-IX расширили не только базу, но функции и ответственность субъектов первичного финансового мониторинга (нотариусы, адвокаты, аудиторы, банки, КУА).
6. Результатом станет создание широчайшей практики применения налоговых санкций за неподачу/не своевременную подачу/искажение данных в многочисленных отчетах и декларациях. При этом – с выходом на контролера (бенефициара), т.е. на его имущество, как за рубежом, так и в Украине. Как вариант давления — ограничение в распоряжении имуществом, передвижении, уголовное преследование.
Амнистия по принципу: «не хочешь – заставим»
Ключевой в этом ряду должна стать налоговая амнистия. Идеологи законодательных новаций убеждают, что она позволит наполнить бюджет поступлениями от амнистированных активов, а также привлечь инвестиции за счет возвращенных капиталов.
По факту речь идет о возможности не просто законно легализировать капиталы, с которых не были уплачены налоги, но и отбелить активы сомнительного происхождения. Авторы законодательных новаций в комментариях, конечно, уточняют, что легализировать «грязные» деньги будет невозможно.
Но текст самих документов говорит об обратном. В проекте №1232 прямо сказано: «… такие доходы считаются амнистированными без каких-либо дополнительных условий,… налоговая проверка источников происхождения таких доходов не проводится».
С другой стороны, сама «добровольность» готовящейся амнистии будет весьма условной. С полноценным внедрением автоматического обмена информацией прятать активы будет бессмысленно и больно с точки зрения возможных последствий. Глобальная цель готовящихся новаций – добровольно-принудительно «вывести на свет» активы, которые уже в рабочем порядке облагать налогом.
Проигнорировать желание государства будет сложно. Например, штраф за незадекларированную КИК составит 2 000 000 грн за штуку. Пряник — минимальные ставки налогов с легализованных активов. Президент Владимир Зеленский, например, говорил: «… если есть недвижимость или другие объекты у человека, нужно послаблять, и можно недвижимость амнистировать под меньший процент, или даже под 0%».
Читайте также: Как сохранить деньги в пандемию: 5 советов от Уоррена Баффета
Очевидно, это предложение может войти в итоговый закон о налоговой амнистии. Даниил Гетманцев недавно рассказал, что основные принципы проведения нулевого декларирования уже определены и сейчас профильный комитет ожидает президентский вариант законопроекта.
Два варианта легализировать зарубежные активы
Пока же в Раде зарегистрировано два законопроекта на эту тему. Оба они предусматривают декларирование зарубежных активов: законопроект профильного комитета № 1232 и альтернативный депутата Нины Южаниной № 1232-1.
Первый дает возможность за 5% единоразово легализировать активы как «дома», так и за границей. Второй предлагает с зарубежных активов уплатить налог по ставке 9%. «Кеш» в первом варианте узаконивается за 10%, во втором – под 18%. Таким образом, можно будет обелить и несуществующие еще деньги — на будущее, чтобы потом не возникало вопросов.
Стоимость легализации крупных сумм можно будет уменьшить через размещение их в ОВГЗ. В этом случае нужно будет уплатит только 2,5. Активы вносятся в специальную декларацию, которая подается до конца 2021 года. Эта декларация предусматривает не только легализацию доходов, с которых не были уплачены налоги, но и активов, которые были приобретены на такие доходы. Подтверждения источников приобретения активов не потребуется.
Читайте также: Налоговая амнистия: какие ловушки готовит государство
В недавнем своем интервью Даниил Гетманцев напомнил, что с введением главного стандарта BEPS — CRS (автоматический обмен информацией) государство в любом случае выявит владельца активов, не прошедших налоговую амнистию, со всеми вытекающими последствиями.
Второй вариант легализации зарубежных активов – использование ст.170.13 Закона № 466-IX. Она предусматривает возможность не платить налог с зарубежных активов – контролируемых иностранных компаний, если они будут ликвидированы.
В этом случае тоже нужно будет подать специальную декларацию с указанием активов ликвидируемой компании, информацией по ней и её финансовый отчет с аудиторским заключением. Соответствующая статья закона не содержит оговорки о том, что владельцу КИК не нужно подтверждать источники происхождения активов.
Но есть один нюанс: действие закона распространяется на легализуемые активы только в случае соблюдения всех его требований. Т. е. налоговая все же может накладывать штраф на задекларированные активы, если, например, хоть один документ будет предоставлен не вовремя.
Кроме того, и законопроекты о налоговой амнистии, и уже действующий закон о КИК оставляют без ответа множество вопросов. А это значит, уже создают потенциальные конфликты между участниками декларационной кампании и налоговыми органами.
Читайте также: Сколько мы платим налогов на самом деле
Вот некоторые из них. Куда девать 1,5% военного сбора в случаях с обоими законами? Как оценивать зарубежную амнистированную недвижимость при исчислении налога? В проекте 1232 четко идет речь о перечислении амнистированных денег со счетов зарубежных банков в украинские (или в ОВГЗ), а в Законе № 466-IX этого требования нет. Что делать с размещенными пакетами акций на зарубежных финансовых площадках? Возвращать? Куда?
Кого это коснется
Решать эти проблемы вынуждены будут не только олигархи, как может показаться на первый взгляд, но и сотни представителей украинского среднего класса. Поскольку многие тоже владеют собственностью, которая подпадает под термин «зарубежные активы». Вот самые распространенные варианты:
1. Банковские счета в зарубежных банках, которые были открыты лично. Этакая заначка «на всякий случай», которую можно использовать при посещении европейской (и не только) страны. На счету может быть и несколько сотен евро – это не важно. Размер сумм для украинского законодательства значения не имеет.
2. Недвижимость. Показательно количество ресторанчиков, отелей и СТО, например, в той же Словакии, принадлежащих гражданам Украины. Или количество машин с львовскими и закарпатскими номерами возле апартаментов в хорватской Истрии, владельцами которых являются наши соотечественники.
3. Торговые интернет-площадки, на которых продается все, что угодно — от американских автомобилей до цветов. Большинство из них работают через платежные системы в зарубежных банках.
4. «Сервисники» с большой долей зарубежных потребителей. И это не только пресловутые IT-шники, а те же аутсорсеры, прежде всего дизайнеры в разных сферах, маркетологи, коучеры и пр. Они задействуют системы типа PayPal и платежные карты в зарубежных банках.
Следует упомянуть, что размер штрафов за незадекларированные вовремя зарубежные активы и неподачу по ним деклараций и отчетов одинаковы по размеру для олигархов и обычных граждан.
Времени для принятия решения о вариантах легализации зарубежных активов формально осталось меньше года. Одновременно придется задуматься и над построением модели получения легальных доходов от своих зарубежных активов с оптимальными налоговыми выплатами уже на перспективу.