Что купили

«Минфин» выбрал акции 3 крупных автопроизводителей. Самую большую сумму вложили в Volkswagen: приобрели 1 акцию за $221,92.

Также добавили в портфель 5 акций Honda, заплатив за них в целом $147,75, и 1 акцию General Motors за $53,5.

Чем заинтересовали производители авто

Автопроизводителей смело можно отнести к компаниям, которые существенно пострадали из-за локдауна. Мировой автомобильный рынок в 2020 году сократился на 14%. Самое глубокое падение (на 27%) было зафиксировано в 1 полугодии прошлого года, после чего рынок начал понемногу восстанавливаться. Дальнейший рост автомобильного рынка эксперты ожидают и в 2021 году. В значительной степени и из-за отложенного спроса.

А вот электромобили продолжали покупать даже в условиях пандемии. Глобальные продажи электромобилей и плагин-гибридов в прошлом году достигли 3,24 млн штук, что на 980 тыс. больше, чем в 2019 году. Общая доля продаж таких автомобилей на мировом рынке достигла 4,2%, а годом ранее составляла лишь 2,5%.

Аналитики Canalys ожидают, что в этом году на электрокары и плагин-гибриды придется уже 7% от мировых продаж авто. А уже в 2030 году они займут до половины рынка.

Среди факторов, способствующих популяризации электрокаров — программы государственной помощи. В частности, Евросоюз предоставил финансовую поддержку в 2,9 млрд евро на развитие проектов по производству батарей для электромобилей 42 компаниям. Также Е С вводит финансовые стимулы приобретения электрокаров.

На пользу производителям электромобилей играет и политика Китая, который еще на 2 года продлил программу финансовых стимулов приобретения электромобилей.

Включается в гонку за «электрификацию» транспорта и администрация нового президента США. Как заявил Джо Байден, он планирует перевести весь правительственный автопарк на электромобили. А это — 645 тыс. автомобилей. Кроме этого, уже готовится законопроект, направленный на новые финансовые стимулы для покупателей легковых и грузовых электромобилей.

Знаменитая ARK Investment Management (управляет 10 фондами и, как минимум, три из них — самые эффективные ETF в мире по прибыльности за последний год) прогнозирует, что глобальные продажи электромобилей составят 37 млн ​​уже в 2024 году и составят около 40% до 2025 года.

Кроме того, аналитики ожидают, что стоимость электромобилей приблизится к паритету с бензиновыми аналогами до 2022 года. Самые дешевые автомобили будут стоить около $24 тыс., а в 2024 году средняя цена бюджетного электромобиля уменьшится примерно до $17 тыс., по сравнению с $25 тыс. за бензиновый автомобиль.

Иными словами, увеличение доли мирового рынка электромобилей ускоряется и будет расти в геометрической прогрессии по мере масштабирования производств нынешних игроков и входа в индустрию новых (Alibaba, Baidu, Apple и др.).

Варианты инвестиций

Среди возможностей инвестировать в автомобильную отрасль стоит рассмотреть ETF First Trust NASDAQ Global Auto Index Fund.

ETF следует за индексом NASDAQ OMX Global Auto Index, копируя его корзину.
Для попадания в этот индекс капитализация автопроизводителя должна превышать полмиллиарда долларов, а объемы торгов в течение 3-х месяцев — не менее миллиона.

Этим и объясняется постоянное изменение количества компаний в корзине.
Почти 80% фонда выделяется американским, немецким и японским автопроизводителям. Остальные средства получают Франция, Италия и азиатские автопроизводители.
Сейчас фонд вкладывает в акции более трех десятков автокомпаний. За прошлый год акции фонда выросли на 71%.

Если же есть желание сосредоточиться именно на электромобилях, здесь может пригодиться Global X Autonomous & Electric Vehicles ETF. Этот фонд ориентируется на компании, которые не только непосредственно изготавливают машины, но занимаются различными разработками для электрокаров: технологиями автопилота, производством батарей и т. п.

Активы фонда состоят из вложений в 75 компаний на общую сумму $824,218 млн, географически распределенных между компаниями из США (59,3%), Китая (7,3%), Японии (6,6%), Южной Кореи (5,0%) и Германии (3,5%).

В прошлом году его акции выросли на 62,5%. В число топ-10 вложений входят Alphabet, Microsoft, Nvidia, Apple, Toyota, Tesla, Baidu и другие вендоры.

От развития сектора электромобилей выигрывает и Global X Lithium & Battery Tech ETF — фонд, который ориентируется на литиевую промышленность.

Объясняем выбор «Минфина»

Если же говорить о конкретных производителях электромобилей, то самое первое, что приходит в голову, — это Tesla и китайская Nio.

Проблема обеих компаний в том, что они уже привлекли слишком большой интерес инвесторов. Компания Илона Маска вышла на фондовый рынок в 2010 году и с тех пор подорожала в 166 раз. Очень удачным для инвесторов компании был и прошлый год, когда акции выросли в цене более чем на 600%.

Еще потрясающие показатели в прошлом году продемонстрировала Nio. Акции убыточной компании выросли в 14,5 раза.

Сейчас инвестиции в обе компании выглядят слишком рискованными из-за их перекупленности. Поэтому редакция решила зайти на рынок электромобилей альтернативным путем.

Volkswagen

Приобретение акций Volkswagen — это, в первую очередь, ставка на европейский рынок электромобилей, который в прошлом году опередил китайский. Флагман роста «зеленых» авто в ЕС — Германия. В ней продажи электрокаров и гибридов выросли в прошлом году на 254%, по сравнению с 2019 годом.

В конце 2019 года компания заявила о планах инвестировать 33 млрд евро в производство электрокаров и еще 27 млрд евро в гибридные автомобили и цифровые технологии. За последующее десятилетие Volkswagen надеется выпустить 75 моделей электрокаров.

Новый флагман среди электрокаров немецкого производителя Volkswagen ID.3

Покупая акции немецкого автопроизводителя «Минфин» делает ставку на его электрическое будущее. Хотя и сейчас Volkswagen выглядит неплохо. Компания была прибыльной в течение последних лет и осталась таковой в кризисный 2020 год. Убытки она получила лишь во 2 квартале прошлого года.

Мультипликатор P/E у Volkswagen довольно приличный — 21, для сравнения в среднем у компаний из индекса S&P 500 он достигает 45. Кроме этого, автопроизводитель платит дивиденды — 2,88% годовых.

General Motors

Инвестиции в американского автогиганта — наши надежды на политику Байдена по закупке электромобилей за государственный счет и инвестиции в энергетические программы.

В следующие 5 лет GM планирует инвестировать $27 млрд в разработку электромобилей и беспилотные технологии. Как объясняют в General Motors, в основе стратегии компании лежит модульная силовая установка и гибкая платформа электромобилей третьего поколения. Это позволит компании на той же базе делать бюджетные и премиум авто. Еще одно преимущество GM — собственные запатентованные батареи Ultium. Дополнительный козырь этого автопроизводителя — совместная работа с Microsoft над беспилотными технологиями.

В качестве бонуса стоило бы напомнить, что в январе этого года самым популярным в Украине электрокаром стал Chevrolet Bolt, который обошел традиционного лидера Nissan Leaf. Торговая марка Chevrolet принадлежит GM.

Chevrolet Bolt в начале этого года стал лидером продаж в Украине

С точки зрения финансовых показателей, General Motors выглядит достаточно стабильно. Последний раз по итогам года компания была убыточной в 2017 году. В прошлом году GM работал «в минус» только во 2 квартале, а все остальные периоды зарабатывал.

P/E у General Motors еще ниже, чем у Volkswagen, — 12,2. А вот дивидендов компания, в отличие от немецкого автопроизводителя, не платит.

Honda

У японской компании хороший опыт в производстве гибридов, но на рынке электрокаров она практически незаметна. Свой первый электромобиль она представила только в 2019 году и, скажем прямо, его дизайн довольно специфический. Поэтому неудивительно, что этот автомобиль не входит даже в 20-ку самых популярных электромобилей в мире.

Первый электромобиль японского автогиганта Honda e

С продажей гибридов и традиционных машин у Honda дела идут лучше. Именно из-за финансовых показателей «Минфин» и обратил внимание на данного производителя. Компания отчиталась, что прибыль на акцию в конце прошлого года достигла 1,56 йен, хотя аналитики прогнозировали, что она будет почти на 45% ниже.

Кроме этого, в последние месяцы 2020 года производство на заводах Honda в Японии, Китае и США было выше, чем годом ранее. В Японии рост превысил 20%.

Все прошедшие годы компания оставалась прибыльной, хотя вместе с тем ее можно считать недооцененной: P/E составляет около 12.

С точки зрения будущей «электрификации», у автопроизводителя неплохие перспективы. Honda заключила договор с General Motors об использовании его платформы для своих электрокаров. Должность генерального директора компании займет Тосихиро Мибе. В заявлениях автопроизводителя отмечается: новый руководитель имеет опыт работы в зеленых технологиях и поведет автогиганта к «новой эре». Как расшифровывают эксперты, под этой эрой имеется в виду именно электрическое будущее.

Почему нам было не выгодно покупать Volkswagen

Кроме испытания различных стратегий на фондовом рынке, «Минфин» ставил цель проверить неочевидные на первый взгляд, комиссии, которые может применять брокер.

Такая возможность нам представилась при покупке акций Volkswagen. Дело в том, что акции Honda и General Motors можно приобрести за доллары на американских торговых площадках. А вот немецкий автопроизводитель торгуется на Франкфуртской бирже (Xetra).

Читайте также: Куда лучше инвестировать в 2021 году

Первое, на что стоит обращать внимание, покупая активы на новой площадке, — комиссии. Комиссия за операцию на этой бирже в Exante составляет 0,05% от суммы. Для сравнения: на американских биржах — 0,02 цента за каждую акцию.

Еще одна особенность — мы покупаем актив в евро, хотя на счету лежат доллары. Что происходит в таком случае? Когда мы нажимаем на кнопку «купить», брокер дает нужную сумму евро нам в долг. В долг он дает под проценты и при этом ставка динамичная и в каждом случае может меняться.

Кроме этого, поскольку брокер дает валюту в долг, он блокирует такую ​​же сумму на счете в долларах в качестве залога. Иными словами, при покупке акций на $221,92, эта сумма списывается и вы получаете акцию (так же как и при любой другой операции). Но кроме этого, такая ​​же сумма замораживается на счете до тех пор, пока на руках соответствующая акция и, соответственно, остается долг.

Можно было бы пойти другим путем: сначала за свои доллары у брокера купить евро, а потом уже за евро купить акции. Но и здесь нас ждала бы дополнительная комиссия. За покупку евро брокер берет 0,3% от суммы. Затем такую же комиссию пришлось бы заплатить за выход из евро обратно в доллар.

Возможно, другие брокеры иначе регулируют приобретение активов за различные валюты. Если у вас есть соответствующий опыт — пишите в комментариях.

Вероятность дополнительных расходов надо всегда иметь в виду при покупке активов не за свою основную валюту.

Финансовые результаты

Через неделю после приобретения подорожали акции только одного из автогигантов — Volkswagen. Их стоимость выросла на 3,41%. Главной причиной этого стало заявление компании о возможном IPO своей «дочки» Porsche.

А вот General Motors и Honda просели. По GM ударили морозы, перебои с поставками электроэнергии и трудности подъезда работников из-за погодных условий в США. Кроме этого, у обоих автопроизводителей (так же как и мировой отрасли в целом) возникли проблемы с поставками чипов, что тоже заставляет сокращать производство.

В целом мы инвестировали в три компании $423,06. С момента приобретения цена нашего автомобильного портфеля просела на 24 цента, или на 0,06%. Эти инвестиции мы рассматриваем как долгосрочные, а потому спокойно относимся к такой коррекции.

В целом весь портфель с начала проекта вырос на 3,08% или на $50,41. А с момента выхода предыдущей статьи неделю назад — на $16,64.

Читайте также: Инвестиции «Минфина» в криптовалюту: держать или продать

Самую большую прибыльность сейчас демонстрирует ETF, который ориентируется на медь United States Copper Index Fund. А вот фармацевтическая компания UniQure остается самой худшей из наших инвестиций.

Инвестиции «Минфина»

Актив Количество акций Цена акции на момент приобретения, $ Цена акции на момент написания статьи, $ Изменение цены актива за неделю, $ Изменение цены с момента приобретения $ Доходность
United States Copper Index Fund 8 22,32 25,6 +16,56 +26,2 14,66%
VanEck Vectors Agribusiness 3 81,44 87,14 +4,02 +17,10 6,99%
Usana Health Sciences 2 86,4 91,5 +5,56 +10,2 5,90%
Volkswagen 1 221,81 229,27 н/д +7,46 3,41%
Zogenix 4 22,24 22,82 +1,22 +2,34 2,63%
WisdomTree Wheat 2 6,12 6,28 +0,25 +0,32 2,61%
Vanguard S&P 500 1 347,44 355,88 -5,63 +8,44 2,43%
General Motors 1 53,5 52,05 н/д -1,45 -2,70%
Honda Motor 5 29,55 28,3 н/д -6,25 -4,23%
UniQure N.V. 3 40,3 35,65 -5,1 -13,95 -11,53%

ПРЕДЫДУЩИЕ МАТЕРИАЛЫ СЕРИИ:

Вложили деньги в фармкомпании и считаем убытки

Как выбрать брокера, чтобы купить акции за рубежом

Открываем счет у брокера: почему это может растянуться на 3 месяца