Влияние контента растет

Среди основных бенефициаров локдауна оказались крупные медиакорпорации. Согласно отчету Netflix, количество подписчиков стримингового сервиса в 2020 году увеличилось на 37 млн, превысив отметку в 203 млн человек. Показатели прироста аудитории оказались самыми значительными за всю историю компании.

Ненамного отстает от лидера рынка Amazon Prime, чья аудитория в начале этого года достигла отметки в 200 млн. К тому же, у Amazon в ближайшее время появится еще один козырь — корпорация договорилась о покупке киностудии Metro-Goldwyn-Mayer (MGM) за $8,45 млрд.

Лидеров пытается догнать новичок на рынке стриминговых сервисов — Disney+, чья аудитория уже превысила отметку в 100 млн. Квартальный прирост его подписчиков составляет до 20 млн человек.

На рынок готовится выйти еще один сильный игрок. Переговоры о слиянии ведут WarnerMedia и Discovery. Первой принадлежит стриминговый сервис HBO Max, а второй — Discovery+. Вместе они имеют около 80 млн подписчиков и рассчитывают, что синергия поможет быстрее увеличить аудиторию.

Несмотря на быстрый рост сервисов видеовещания, у сектора есть существенная проблема — на рынке сложилась слишком высокая конкуренция. Из-за того компаниям приходится наращивать вложения в производство контента, но это поможет не всем. По оценкам аналитиков, такое большое количество видеосервисов попросту ненужно аудитории. А, значит, кому-то придется покинуть рынок, оставив место более удачливым игрокам. Поэтому стриминговые сервисы выглядят слишком рискованным направлением.

Музыкальная индустрия

«Минфин» решил обратить внимание на музыкальное направление. И здесь, как оказалось, все тоже интересно.

Еще десять лет назад многие считали, что звукозаписывающая индустрия доживает последние годы. Всему виной стало пиратство, из-за которого во всем мире обвалились продажи альбомов. Если в 2000 году продавалось около 800 млн музыкальных альбомов в год, то в 2010 году — уже чуть больше 440 млн.

Казалось, что распространение интернета должно окончательно похоронить музыкальные лейблы, но вышло все с точностью до наоборот. Электронные площадки дали индустрии новое дыхание и общий объем продаж альбомов вернулся к показателям начала нулевых.

Настоящую революцию сделали стриминговые сервисы, которые позволяют слушать музыку онлайн. Среди крупнейших таких платформ — Spotify, Apple Music и Deezer. Такие компании берут плату с подписчиков за премиум-пакеты, либо между песнями прокручивают рекламу. В любом случае, часть заработка получают правообладатели.

Особенно от стриминговых сервисов выиграли компании, которым принадлежат авторские права на ретро музыку. На носителях старые альбомы продавались плохо — все, кто хотел, их уже давно купил. А вот в онлайне интерес к таким трекам неизменно большой. Поэтому каждое прослушивание песни, например, The Beatles — это дополнительный заработок для правообладателя.

Популярность стриминговых платформ позволила многим музыкантам заработать на продаже своих авторских прав. Так, в прошлом году Боб Дилан продал права на 600 своих песен компании Universal Music. Подробности сделки остались в тайне, но, по оценкам экспертов, лейбл заплатил около $300 млн. Немного дешевле свое творчество оценил Нил Янг, уступив свой фонд из более чем тысячи песен за $150 млн.

Все свои треки продала и Шакира, правда за сколько — неизвестно — даже приблизительные оценки не назывались. Покупателем песен колумбийской певицы выступила компания Hipgnosis Songs Fund Limited. Эта корпорация в последние годы проявляет значительную активность на музыкальном рынке, собрав каталог из 60 тыс. песен. Приблизительная оценка этих активов — $1,75 млрд.

Без успеха стриминговых платформ такой интерес к рынку был бы невозможен. Ведь теперь треки приносят стабильный доход не только после выхода альбома, но и десятки лет после.

Для инвесторов, которые хотели бы приобщится к этому направлению, на фондовом рынке есть несколько вариантов.

Warner Music Group

Не стоит путать эту звукозаписывающую компанию с упомянутым выше медиагигантом WarnerMedia. У корпораций общие истоки, но их пути разошлись.

Warner Music имеет в своем активе ряд музыкальных лейблов. Среди самых известных — Warner Records и Atlantic Records. Компания занимается поиском и развитием музыкантов, записывает и издает музыку. Но что более важно, Warner Music принадлежит каталог из около миллиона песен, что, впрочем, не удивительно для гиганта индустрии, основанного еще в 1929 году.

Сейчас корпорация оценивается в более чем $18 млрд. Но 2020 год оказался для нее непростым. После нескольких прибыльных лет Warner Music отчиталась об убытках в $300 млн. Хотя, в конце прошлого года и в начале этого она уже работала «в плюс».

Vivendi SE

Наверное, мало кто знает об этой компании. Более известны ее дочерние предприятия. В частности, ей принадлежат сеть французских телеканалов Canal+, активы в книгоиздательстве и производстве игр. Но наибольшую ценность представляет Universal Music Group.

Это крупнейшая звукозаписывающая компания, которой принадлежит до трети мирового музыкального рынка. В прошлом году Vivendi продала 10% своего музыкального актива за $3 млрд, а в этом — такую же долю оценили уже в $4 млрд.

Кроме упомянутого каталога песен Боба Дилана, Universal принадлежат песни Queen и The Beatles. Сейчас лейбл сотрудничает с такими звездами, как Леди Гага, Тейлор Свифт и Билли Айлиш.

Капитализация всей компании Vivendi оценивается в 31,8 млрд евро, что говорит о ее недооценности, даже по сравнению с основным активом. Прошлый год корпорация работала «в плюс», заработав почти 1,6 млрд евро.

Читайте также: 11% роста в год: почему стоит инвестировать в видеоигры

Vivendi готовит IPO Universal Music. Предполагается, что акции звукозаписывающей компании будут размещены на Амстердамской бирже уже во второй половине этого года. Но нетерпеливые инвесторы могут уже сейчас вкладывать деньги в «материнскую» компанию.

Выбор «Минфина»

Редакция обратила внимание непосредственно на стриминговые сервисы. Скажем сразу, выбор здесь не особо большой. Есть Apple Music и Prime Music от Amazon, но в структуре обеих корпораций музыкальное направление не играет первую скрипку. Еще один крупный игрок Deezer — это частная компания, которая не представлена на фондовом рынке.

Поэтому мы решили присмотреться к Spotify. Шведская компания — бесспорный лидер рынка. Количество активных пользователей платформы составляет 356 млн человек, а платят за использование сервиса — 158 млн пользователей. Компания довольно быстро набирает аудиторию: еще 4 года назад у нее было чуть более 52 млн платных подписчиков, а постоянная аудитория была вдвое меньше. Цель Spotify довольно амбициозна: к 2026 году получить 1 млрд постоянных пользователей, из которых 300−400 млн будут платить за премиум-пакет.

У компании более чем существенные доходы: $7,88 млрд по итогам 2020 года, что на 16% больше, чем годом ранее. Но при этом всю свою историю сервис остается убыточным. В прошлом году он потерял более $580 млн. Spotify работает «в минус» из-за отчислений правообладателям, на что уходит до 80% выручки.

Чтобы начать зарабатывать, компания планирует не только увеличивать аудиторию, но и открывает новые направления бизнеса. Большую ставку сервис делает на подкасты. Работать это направление будет следующим образом. Автор подкаста будет устанавливать плату за подписку, которая составит от 3 до 8 долларов в месяц. Вначале все эти деньги будут идти авторам подкастов, но потом Spotify начнет брать свою комиссию. Также компания планирует зарабатывать на том, что авторы сами будут стараться продвигать себя и платить сервису за рекламу.

Spotify также сотрудничает с DC Comics для запуска комиксов в аудио-формате, создает разговорную платформу, похожую на Clubhouse, налаживает сотрудничество с порталами аудиокниг. Все это должно принести доходы, которыми не придется делиться с музыкальными лейблами.

Читайте также: Инвесторы оценили Clubhouse примерно в $4 миллиарда

В феврале этого года акции Spotify достигли своего пика в $364, но после этого обвалились. Нижняя точка, к которой они опустились, составляла $216. Это произошло в силу нескольких причин. Так, в первом квартале сократился темп привлечения новой аудитории. То есть, она продолжала увеличиваться, но аналитики ожидали увидеть цифры еще лучше. Кроме того, о запуске своего сервиса подкастов заявила Apple, что насторожило инвесторов.

В то же время фундаментальные показатели корпорации ничем не хуже, чем были в начале года. Spotify все еще имеет огромную лояльную аудиторию, открывает новые рынки и развивает перспективные направления. Поэтому проседание цены «Минфин» воспринял как возможность купить хороший актив подешевле.

Финансовые результаты

Редакция купила 1 акцию Spotify, когда ее цена уже оттолкнулась от дна. За акцию мы заплатили $239,96. На момент написания статьи акции музыкального сервиса подорожали на 0,19%.

Прогнозы по этому активу позитивные. Bank of America ожидает, что акции к началу следующего года подорожают на 78%, а Morgan Stanley говорит о росте в 46%. А вот эксперты Wells Fargo Securities и MKM Partners предрекают дальнейшее падение акций компании. По их мнению, через год Spotify будет торговаться еще на 16% дешевле.

В целом в портфеле «Минфина» наибольшую доходность демонстрирует другой медиаактив: игровой сервис Roblox, акции которого подорожали на 44%. Также традиционно вверху таблицы производитель витаминов Usana.

Автопрозводители понемногу выходят из кризиса, связанного со сбоем поставок микросхем, и это влияет на цену их акций. General Motors подорожала на 18%, а Honda — более чем на 11%. Худшие показатели все еще демонстрируют акции Манчестер Юнайтед и авиаперевозчика Delta Air Lines.

Читайте также: Топ-20 лучших книг для начинающих и опытных трейдеров

С учетом активов, которые у нас в портфеле, проданных акций и полученных дивидендов, «Минфин» сейчас в плюсе на $235,07. Это 7,86% от положенных на брокерский счет $2 990. Еще $444 у нас пока в кеше.

Инвестиции «Минфина»

Актив Количество акций Цена акции на момент приобретения, $ Цена акции на момент написания статьи, $ Изменение цены актива за неделю, $ Изменение цены с момента приобретения, $ Доходность
Roblox 2 68,74 99,3 5,64 30,65 44,59%
Usana Health Sciences 2 86,4 104,48 -2,4 36,16 20,92%
BP 5 22,6 27,33 5,5 23,63 20,90%
General Motors 1 53,5 63,29 3,89 9,75 18,26%
Brown-Forman Corporation 1 69,04 80,07 -0,2 11,07 16,02%
VanEck Vectors Agribusiness 3 81,44 93,85 0,61 37,23 15,24%
WisdomTree Wheat 2 6,12 6,88 0,46 1,53 12,50%
Vanguard S&P 500 1 347,44 387,72 1,42 40,26 11,58%
Honda Motor 5 29,55 32,86 7,28 16,58 11,21%
SPDR Russell 1000 Yield Focus 2 90,49 98,85 3,78 16,7 9,23%
SPDR Gold Trust 8 172,08 177,06 -1,35 4,96 2,89%
Spotify Technology S.A. 1 239,96 240,42 н/д 0,47 0,19%
McDonald's Corporation 1 233,23 233,27 -0,46 0,04 0,01%
Bunge Limited 1 89,49 89,45 3,25 -0,04 -0,04%
WisdomTree Corn 6 22,41 21,98 9,51 -2,55 -1,89%
Delta Air Lines 2 50,67 46,13 -3,11 -9,07 -8,95%
Manchester United 5 18,07 15,88 1,4 -10,93 -12,09%

ПРЕДЫДУЩИЕ МАТЕРИАЛЫ СЕРИИ:

Подсели на фастфуд: почему редакция приобрела акции McDonald's

Разбираем портфель «Минфина»: три ошибки редакции, которые делают все новички

Топ-10 брокеров, с помощью которых можно купить акции на иностранных фондовых биржах