В начале сентября традиционно растет деловая активность. С одной стороны — самый пик сбора урожая и захода валютной выручки от экспортеров-аграриев при рекордном сборе зерновых. С другой — цены на руду и металл начали меняться, и не всегда в пользу украинских металлургов. Не радует Украину и вновь формирующийся рост цен на все энергоносители. В первую очередь — на нефть и газ.
Население стало гораздо активнее скупать валюту. Это не удивительно, ведь на текущих гривневых счетах граждан скопилось более 350 млрд «горячих» денег. Часть этих средств при росте курса на межбанке тут же направляется на покупку валюты. $250 млн долларов чистого превышения покупки валюты населением над объемами ее сдачи за август — тревожный «звоночек» для НБУ и всего рынка.
Причем львиная доля этих покупок пришлась на вторую половину августа, когда на межбанке начался постепенный рост котировок к цели в 27 гривен за доллар. И если валютные «американские горки» продолжатся, наличный рынок станет одним из драйверов роста курса и на межбанке. Ведь банки и финкомпании будут покупать валюту на торгах, чтобы обеспечить свои пункты обмена валют ресурсом для работы.
Читайте также: «Минфин» посчитал: в каких банках вкладчики держат сбережения за деньги, а в каких — просто так
Кроме этого, есть целый набор взрывоопасных факторов, которые могут «выстрелить» против гривны ближе к концу этого года. Это, в частности, сентябрьский период пиковых выплат этого года по внешним долгам, традиционный рост девальвационных ожиданий бизнеса и граждан в осенне-зимний период, необходимость значительных трат валюты для обеспечения отопительного сезона и активные социальные вливания правительства, часто необеспеченные реальными показателями развития экономики.
Все ли так плохо
Но на самом деле все не так плохо:
- недавно Украина получила $2,7 млрд от МВФ, поэтому золотовалютные резервы особо не пострадают даже после возврата текущих международных сентябрьских долгов;
- рекордный урожай обеспечит приток валютной выручки на межбанк;
- последствия пандемии до сих пор сдерживают рост негативного сальдо торговли.
Но в целом напряженность на валютном рынке в силу объективных причин нарастает. Все большую роль в сохранении стабильности курса начинает играть Нацбанк. Он вынужден появляться на рынке практически каждый день и, скорее всего, регулятору придется увеличивать свои «дежурные» $5 млн интервенций в день, чтобы должным образом влиять на поведение межбанка в периоды пиковых перекосов между спросом и предложением в сентябре.
Ведь сигналы для рынка в виде таких небольших по объему интервенций — это конечно, хорошо, но их явно часто мало, чтобы сглаживать реальные колебания на торгах. Особенно в те моменты, когда кроме основных участников торгов к раскачке курса еще и подключаются спекулянты. Даже за последнюю неделю
По факту, именно тактика, объемы интервенций, их ценники и своевременность реакции на происходящее на межбанке со стороны Нацбанка, — и станет основным фактором, который поможет валютном рынку преодолеть этот очень непростой период. Напрямую это повлияет и на поведение наличного рынка. Если стабильность будет обеспечена на межбанке, то и в обменниках не будет большой паники и суеты, даже в случае роста спроса на валюту со стороны граждан. Эти объемы дополнительного спроса будут быстро закрыты за счет продаж валюты на торгах на валютную позицию банков для обеспечения ее дальнейшей продажи гражданам через кассы финучреждений.
Читайте также: Налоговая амнистия: как задекларировать кеш и криптовалюту
Кому выгоден дорогой доллар
Нацбанку сейчас крайне важно не допустить существенные валютные ралли по курсу на межбанке. Чтобы не дать раскачать маховик девальвационных процессов в стране, который, в свою очередь, подстегнет и без того высокий уровень инфляции в Украине.
Задача стабильности курса достаточно сложная, если учесть, что определенную заинтересованность в росте курса имеют налоговики и Минфин Украины (больше сбор податей от всего, что привязано к официальному курсу), и в какой-то степени сам НБУ (чтобы сократить 32 млрд гривен отрицательной переоценки по ЗВР). Девальвация выгодна экспортерам (чем выше курс, тем больше их доходы от продажи валютной выручки) и, частично, Кабмину. Ведь чем выше курс, тем больше средств правительство может направить на свои проекты и социалку в гривневом эквиваленте после продажи полученных от МВФ $2,7 млрд. Слишком уж много соблазнов у всех сторон, которые могут прямо или косвенно, но влиять на поведение всего валютного рынка.
А «отдуваться» за происходящее придется самому НБУ. Рядовые украинцы всегда оценивают его работу по курсу в обменниках. Кроме того, ответственность за ценовые и инфляционные процессы в стране с Нацбанка никто не снимал.
На поведение участников межбанка на этой неделе также повлияют:
1. Период покупки валюты «дочками» иностранных компаний под репатриацию дивидендов. Это всегда работает против гривны на межбанке и позволяет спекулянтам проводить атаки на нацвалюту;
2. Превышение объемов покупки валюты населением над ее сдачей. В настоящее время это создает дополнительное давление на межбанк. Спрос на валюту со стороны самих банков растет, поскольку им нужно обеспечивать наличной валютой свои обменные пункты.
3. Результаты очередного аукциона Минфина по размещению ОВГЗ, который состоится 7 сентября. На момент написания статьи чиновники планируют продавать гривневые облигации сроком на 352 и 441 день с ограничениями по 3 млрд гривен для каждых, а также бумаги на 784, 1029 и 1708 дней — без ограничений.
9 сентября правления НБУ должно объявить решение по учетной ставке. До этого момента на существенный приток валюты от продажи ОВГЗ нерезидентам рассчитывать не стоит.
При официальной инфляции в 10,2% по году учетную ставку надо повышать как минимум до анонсированных Нацбанком 8,5% годовых. А это существенно повлияет на поведение всего рынка ОВГЗ. И инвесторы до решения регулятора по учетной ставке будут выжидать.
Читайте также: По итогам года инфляция не превысит 10% — министр финансов
Но после получения $2,7 млрд от МВФ давление на бюджет в сентябре снизилось. Это позволяет Минфину пока не повышать доходность по вновь размещаемым ОВГЗ. Поэтому сильно наращивать свои гривневые портфели облигаций иностранцы не станут.
Основными покупателями облигаций в этот раз останутся госбанки и частично крупные местные банки, которые просто перевложат полученную ранее гривну от погашений бумаг в новые ОВГЗ. Это не приведет к дополнительному притоку валюты на рынок.
Мы прогнозируем, что Минфин Украины сможет разместить гривневые ОВГЗ с доходностью от 11,15% до 12,59% годовых, в зависимости от их сроков при общем объеме продажи облигаций в пределах от 4,8 до 8,7 млрд гривен.
4. Выходной понедельник в США. 6 сентября в Штатах отмечают День труда и украинский межбанк будет работать по доллару на ТОМе. Это снизит до минимума активность всего валютного рынка на торгах по доллару и позволит спекулянтам «погонять» курс в нужную им сторону на небольших по объемам сделках.
5. Ликвидность в банковской системе и текущая деятельность клиентов. Компании будут закрывать как текущие гривневые потребности в финансировании внутри страны, так и свои валютные внешнеэкономические обязательства. Гривна останется в дефиците, что частично сыграет на руку покупателям валюты и подстрахует нацвалюту.
Ликвидность сохранится на высоком уровне и, по прогнозам «Минфина», корсчета банков на утро на этой неделе будут находиться в пределах от 44 до 62 млрд гривен. Особой проблемы для валютного рынка эти средства не создадут, так как банкам нужно выполнять нормативы НБУ и большого излишка свободной гривны у финучреждений сейчас нет.
Прогноз курсов наличного рынка и котировок межбанка на неделю
На наличном валютном рынке. В этот раз наличный рынок не останется лишь заложником поведения межбанка, а станет играть и собственную роль в части курсообразования на всех сегментах валютного рынка.
Причина — рост покупки валюты населением. Пока граждане не успокоятся и не перестанут активно скупать валюту, владельцы обменок смогут периодически повышать свои ценники, часто — выше уровня межбанка. Это станет влиять и на котировки безналичной валюты, подтягивая весь рынок по курсу вверх.
Но как только повышенный интерес к валюте стихнет — наличный рынок опять станет ориентироваться лишь на два основных показателя: котировки межбанка и реальный спрос и предложение по наличной валюте в своем регионе.
«Минфин» прогнозирует на 6−10 сентября коридор:
- по наличному доллару — в обменниках финкомпаний в пределах 26,70 — 27,15 гривен при спреде до 20 копеек и в банках более широкий коридор 26,60 — 27,20 гривен при спреде в пределах до 25 копеек.
- по наличному евро — в обменниках финкомпаний в пределах 31,50 — 32,20 гривен при спреде в пределах 20−25 копеек и в банках широкий коридор 31,45 — 32,35 гривен при спреде до 25−30 копеек.
На межбанке. Основными для курсообразования на торгах в период 6−10 сентября будут:
- поведение и текущие операции крупнейших игроков, объемы покупки валюты «дочками» иностранцев под репатриацию дивидендов;
- ценники интервенций Нацбанка по выкупу/продаже доллара на межбанке и оперативность его выходов на рынок;
- соотношение пары евро/доллар на международных рынках с пересчетом курса евро относительно гривны на украинском межбанке;
- косвенно, решение Правления НБУ по учетной ставке, которое он озвучит 9 сентября;
- поведение нерезидентов на вторичном рынке ОВГЗ, а также местных игроков на аукционе Минфина 7 сентября.
- По прогнозам «Минфина», 6−10 сентября коридор по доллару на межбанке будет находиться в пределах 26,70 — 27,15 гривен, а евро — в пределах 31,60 — 32,25 гривен.
Объемы ежедневных операций составят:
В понедельник — низкая активность в пределах до $80−110 млн при заключении до 360−440 сделок за счет работы межбанка по доллару на условиях поставки ТОМ.
Во вторник — четверг — максимальная активность компаний и банков на этой неделе в пределах до $130−185 млн при заключении до 480−630 сделок за счет текущих операций всех клиентов, а также обеспечения оплаты в среду купленных ОВГЗ инвесторами на аукционе Минфина Украины от 7 сентября.
В пятницу — снижение активности клиентов на межбанке в пределах до $120−160 млн при заключении до 450−560 сделок за счет частичного влияния фактора окончания рабочей недели.