Как война меняет обмен валют
Обменник или банк отказались принимать ваши старые доллары. Знакомо? Теперь масштабируйте это до уровня всей страны. Вы не знаете, куда девать доллар 96 года, и крупный банк не знает, куда девать доллар 96 года, но есть нюанс.
Ваши старые доллары вряд ли занимают много места в вашем сейфе, а вот украинские банки всерьез обеспокоены, как «утрамбовать» эту макулатуру в хранилищах.
В итоге, обменники и банки придумывают тысячу причин не принимать у граждан нежелательные купюры (или принимать их с пеней), а граждане пишут жалобы и сетуют.
Почему так произошло? Короткий ответ — в стране война. В мирное время система обмена долларовой массы была простой, понятной и отработанной. Согласно пункту 12 Положения НБУ о трансграничном перемещении валютных ценностей, коммерческие банки сами проводили международные операции с другими банками и дилерами валюты.
Для получения наличных денег они пользовались услугами специальных авиаперевозчиков прямо в Украину, а из аэропортов вывозили доллары в свои хранилища собственными бронированными авто.
Специальные дилеры — это, например, moneycorp, BFC group, Travelex и другие, которые, собственно, контролировали сбор и перевозку наличных грузов к самолетам коммерческих авиалиний. Таким же образом в обратном направлении бронемобилями и спецрейсами самолетов вывозились ветхие и поврежденные купюры.
Однако война вносит свои коррективы в процесс: в воюющей стране транспортировка денег может легко превратиться в вестерн об ограблении дилижанса. Интересный кейс освещал канал CNBC: история, скорее, напоминала сценарий боевика, чем финансовую процедуру. Федеральный Резервный Банк Нью-Йорка должен был в разгар военного конфликта отправить в Ирак более $40 млрд из «Фонда Развития», созданного из замороженных активов диктатора Саддама Хусейна.
В течение 2003−2008 годов из хранилища в Нью-Джерси бронированные авто, наполненные «кирпичами» из купюр, отправлялись на базу Эндрюс ВВС США, откуда самолеты С-17 летели в международный аэропорт в Багдаде.
Там паллеты с деньгами грузили на бронеавто и везли в Центральный банк Ирака. Часть 15-километрового пути от аэропорта в банк периодически находилась под контролем боевиков, так что нужно было каким-то образом придумать систему безопасной перевозки денег.
Эту систему организовал один человек, который попросил журналистов оставить его имя анонимным. Он построил систему секретной документации, одним из первых применил в подобной операции средства РЭБ, чтобы остановить управляемые мобильной связью самодельные бомбы.
А еще использовал для транспортировки денег мусоровозы, каждый раз договариваясь с новым водителем. Самому ему приходилось в течение всего рейса сидеть с оружием рядом с водителем, угрожая ему расстрелом, если что-нибудь в процессе перевозки пойдет не так.
Какова ситуация со старыми банкнотами в Украине
К счастью, в Украине даже во время полномасштабной войны все не столь жестко, как было в Ираке, но проблема опасности транспортировки наличных долларов существует. Одно дело — доставить деньги своим инкассаторским броневичком за полчаса из местного аэропорта.
Другая — везти наличные деньги сотни километров наземными маршрутами в соседние страны и таким же образом ввозить обратно новые. Конечно, это для этого требуются специальные автомобили, специальный персонал, специальная охрана, и, конечно, такая логистика сложная и очень дорогая.
Следовательно, объем «новой» наличности драматически уменьшился, банки потребность населения Украины в так называемых «синих» долларах США удовлетворить не могут, вместо этого — вынуждены хранить кучу старых «зеленых» баксов.
Конечно, всем было бы проще, если бы наши люди не гнушались брать в обменниках старые купюры. Но они по ряду причин этого не делают — во-первых, боятся (справедливо) дальнейших проблем с обменом.
Во-вторых, из-за городских легенд на тему того, что такие доллары скоро выйдут из оборота даже в США. На самом же деле, все доллары, выпущенные после 1914 года, являются легитимным платежным средством в Америке, ограничений на расчеты такими банкнотами нет, американские банки просто постепенно выводят их из оборота, заменяя новыми.
Однако, рядовой украинец этого не знает, и думает, что получив в обменнике сотку 96-го года будет обречен жить с ней навеки.
Итак, имеем ситуацию. Банки Украины за время войны накопили значительный пул старых купюр, которые теперь лежат в хранилищах мертвым грузом. Покупать их народ не хочет, а бронированные самолеты от нас за новыми долларами не будут летать, вероятнее всего, вплоть до победы.
Выход из ситуации я вижу в изменении вышеупомянутого Положения под военное положение таким образом, чтобы НБУ имел возможность собственноручно унифицировать процесс обмена наличных денег.
А именно: договориться об организации рейса бронированного самолета из США в страну-соседку (например, Польшу), а оттуда — караваном бронированного транспорта Центробанка через границу в хранилища НБУ.
Читайте также: До 50% комиссий за ветхие купюры и отказы их принимать: как сдать не новую банкноту
Из которых их смогут, наконец, забрать своими маленькими броневичками коммерческие банки для обеспечения нужд населения. Если НБУ возьмет на себя функцию представителя украинских коммерческих банков в отношениях с зарубежными контрагентами, банковская система лишится мертвого груза.
А люди смогут, наконец, без проблем покупать и продавать какие-либо наличные доллары в банках и обменниках без надуманных штрафов и отказов.