Но сможет ли гарантировать доступ к длинному и дешевому ресурсу оживление кредитования и ускорение роста экономики? Об этом в колонке для «НВ» рассказал экс-глава правления Райффайзен Банк Аваль Владимир Лавренчук. «Минфин» выбрал главное.
О цене денег
Украина из года в год бьет (анти)рекорды стоимости денег на денежном (депозиты/кредиты) и инвестиционном (облигации) рынках. Если высокую стоимость кредитов банкиры часто оправдывают фактором незащищенности в «коррумпированных судах» (спорная трактовка) и тем, что кредитор вынужден закладывать в цену кредита риски невозврата, то какой фактор высокой цены облигаций государства в лице министерства финансов?
Неужели незащищенность в судах? Конечно, нет. Просто (извините, непросто) инвесторы не доверяют, и поэтому государство или ставит слишком высокую цену заимствования и привлекает наиболее рискованных, или/и использует государственные банки для такого выкупа.
В последние годы Украина делала последовательные шаги по укреплению доверия путем внедрения многих международных регламентов функционирования рынков, бизнеса, регулятивных и налоговых систем.
Сложный и небыстрый процесс, но шаг за шагом цена облигаций снижалась и гармонизировалась с денежным рынком, дойдя в 2019 году до заветной однознаковой величины. Но теперь в Украине почему-то заговорили о дефолте. Цена пошла вверх.
Сделаю такое утверждение: цена денег равна репутации.
То есть будет всегда высокой для непоследовательного непредсказуемого партнера.
Читайте также: Украина и МВФ. Инвестиционный бум уже не за горами
О кредитах
Попробую напомнить некоторые важные ориентиры банковского кредитования образца 2020 года (не путать с украинской практикой кредитования середины 90-х).
Итак, для получения кредита, независимо от уровня процентной ставки (даже если ставка ноль) заемщик должен:
- раскрыть происхождение своего капитала,
- вести эффективный/неубыточный бизнес (подтвердив это отчетностью).
Эти критерии и их детализация определены в регламентах центральных банков и политиках коммерческих банков в разделе «KYC, или знай своего клиента», «Финансовый мониторинг» и «Кредитные риски». Банки строго придерживаются этих условий, потому кредиты должны возвращаться.
Проведение банком «Теневых/сомнительных операций своих клиентов приведет к:
- высоким штрафам
- прекращению международных платежей со стороны иностранных банков;
- потере лицензии.
Здесь мое еще одно утверждение: «Репутация монетизируется, негативная будет со знаком минус».
В Украине, по разным оценкам, 50% теневой экономики, которая в значительной степени не соответствует этим фундаментальным критериям, и ее шансы на получение банковских кредитов минимальны. Даже при суперпрограмме 5−7−9.
Читайте также: Доступные кредиты 5-7-9%. С 1 марта банки будут выдавать заем без залога
По кредитованию крупных государственных программ, то украинский опыт здесь тоже имеет свои (анти)рекорды: самый высокий на европейском континенте уровень проблемных кредитов, особенно в государственных банках, где преимущественно сосредоточены государственные программы (более 170 млрд грн или более 50% портфеля без данных по Приватбанку).
Государственные банки периодически докапитализируются. Что это значит? Что потерянные кредиты формируют ущерб и «съедают» капитал. Так, за период 2014−2017 годов направлено 57 млрд грн наших налогов. Это и есть цена «заливки деньгами».
Какая предлагается альтернатива такой политике? Как обеспечить кредитами рост экономики?
Считаю, что с 2014 года Украина была на верном пути детенизации экономики и гармонизации рынков путем внедрения ряда международных регламентов. Разбег мнений относительно ставки НБУ, которая могла бы раньше снизиться, является вопросом важным, техническим, но не определяющим для развития экономики, по причинам, которые я выше описал.
О развитии экономики
Теперь относительно призыва о развитии экономики. Какой? Качественно и количественно?
Мантра о заботе о малом и среднем бизнесе лежит не столько в плоскости кредитов, сколько в обеспечении их деятельности заказом. Откуда взять новые заказы при падении ВВП в 2020 году, или даже при дальнейшем росте лишь на 2−4% в год? Ответ тут: от перераспределения, точнее от демонополизации. Дайте им возможность зарабатывать, предоставьте им квоты в государственных тендерах.
Будет заказ — будут и кредиты, а не наоборот.
Читайте также: Коронавирус ударит по «тени». Что на самом деле будет с экономикой Украины
Вообще, можно задуматься: своевременный призыв развернуть массовое кредитование во время ухудшения показателей коррупции в Украине (Украина на 126 месте по рейтингу восприятия коррупции)?
К итогу: в турбо- или еще в каком-то ускоренном режиме:
- детенизация и демонополизация экономики;
- фискальные стимулы малому бизнесу и доступ (квоты) к государственным заказам;
- упрощение администрирования ведения бизнеса;
- обеспечение государством условий честной конкуренции и равенства всех перед законом
— сформирует не только хорошее денежное предложение, но и хорошую для страны экономическую перспективу.
Итак: знания, умения, действие, репутация. Конечно, это сложнее, чем «залить экономику кредитами».