Но сможет ли  гарантировать доступ к длинному и дешевому ресурсу оживление кредитования и ускорение роста экономики? Об этом в колонке для «НВ» рассказал экс-глава правления Райффайзен Банк Аваль Владимир Лавренчук. «Минфин» выбрал главное.

О цене денег

Украина из года в год бьет (анти)рекорды стоимости денег на денежном (депозиты/кредиты) и инвестиционном (облигации) рынках. Если высокую стоимость кредитов банкиры часто оправдывают фактором незащищенности в «коррумпированных судах» (спорная трактовка) и тем, что кредитор вынужден закладывать в цену кредита риски невозврата, то какой фактор высокой цены облигаций государства в лице министерства финансов?

Неужели незащищенность в судах? Конечно, нет. Просто (извините, непросто) инвесторы не доверяют, и поэтому государство или ставит слишком высокую цену заимствования и привлекает наиболее рискованных, или/и использует государственные банки для такого выкупа.

В последние годы Украина делала последовательные шаги по укреплению доверия путем внедрения многих международных регламентов функционирования рынков, бизнеса, регулятивных и налоговых систем.

Сложный и небыстрый процесс, но шаг за шагом цена облигаций снижалась и гармонизировалась с денежным рынком, дойдя в 2019 году до заветной однознаковой величины. Но теперь в Украине почему-то заговорили о дефолте. Цена пошла вверх.

Сделаю такое утверждение: цена денег равна репутации.

То есть будет всегда высокой для непоследовательного непредсказуемого партнера.

Читайте также: Украина и МВФ. Инвестиционный бум уже не за горами

О кредитах

Попробую напомнить некоторые важные ориентиры банковского кредитования образца 2020 года (не путать с украинской практикой кредитования середины 90-х).

Итак, для получения кредита, независимо от уровня процентной ставки (даже если ставка ноль) заемщик должен:

  • раскрыть происхождение своего капитала,
  • вести эффективный/неубыточный бизнес (подтвердив это отчетностью).

Эти критерии и их детализация определены в регламентах центральных банков и политиках коммерческих банков в разделе «KYC, или знай своего клиента», «Финансовый мониторинг» и «Кредитные риски». Банки строго придерживаются этих условий, потому кредиты должны возвращаться.

Проведение банком «Теневых/сомнительных операций своих клиентов приведет к:

  •  высоким штрафам
  • прекращению международных платежей со стороны иностранных банков;
  • потере лицензии.

Здесь мое еще одно утверждение: «Репутация монетизируется, негативная будет со знаком минус».

В Украине, по разным оценкам, 50% теневой экономики, которая в значительной степени не соответствует этим фундаментальным критериям, и ее шансы на получение банковских кредитов минимальны. Даже при суперпрограмме 5−7−9.

Читайте также: Доступные кредиты 5-7-9%. С 1 марта банки будут выдавать заем без залога

По кредитованию крупных государственных программ, то украинский опыт здесь тоже имеет свои (анти)рекорды: самый высокий на европейском континенте уровень проблемных кредитов, особенно в государственных банках, где преимущественно сосредоточены государственные программы (более 170 млрд грн или более 50% портфеля без данных по Приватбанку).

Государственные банки периодически докапитализируются. Что это значит? Что потерянные кредиты формируют ущерб и «съедают» капитал. Так, за период 2014−2017 годов направлено 57 млрд грн наших налогов. Это и есть цена «заливки деньгами».

Какая предлагается альтернатива такой политике? Как обеспечить кредитами рост экономики?

Считаю, что с 2014 года Украина была на верном пути детенизации экономики и гармонизации рынков путем внедрения ряда международных регламентов. Разбег мнений относительно ставки НБУ, которая могла бы раньше снизиться, является вопросом важным, техническим, но не определяющим для развития экономики, по причинам, которые я выше описал.

О развитии экономики

Теперь относительно призыва о развитии экономики. Какой? Качественно и количественно?

Мантра о заботе о малом и среднем бизнесе лежит не столько в плоскости кредитов, сколько в обеспечении их деятельности заказом. Откуда взять новые заказы при падении ВВП в 2020 году, или даже при дальнейшем росте лишь на 2−4% в год? Ответ тут: от перераспределения, точнее от демонополизации. Дайте им возможность зарабатывать, предоставьте им квоты в государственных тендерах.

Будет заказ — будут и кредиты, а не наоборот.

Читайте также: Коронавирус ударит по «тени». Что на самом деле будет с экономикой Украины

Вообще, можно задуматься: своевременный призыв развернуть массовое кредитование во время ухудшения показателей коррупции в Украине (Украина на 126 месте по рейтингу восприятия коррупции)?

К итогу: в турбо- или еще в каком-то ускоренном режиме:

  1. детенизация и демонополизация экономики;
  2. фискальные стимулы малому бизнесу и доступ (квоты) к государственным заказам;
  3. упрощение администрирования ведения бизнеса;
  4. обеспечение государством условий честной конкуренции и равенства всех перед законом

— сформирует не только хорошее денежное предложение, но и хорошую для страны экономическую перспективу.

Итак: знания, умения, действие, репутация. Конечно, это сложнее, чем «залить экономику кредитами».