Екатерина Рожкова утверждает, что НБУ обеспечил все возможные предпосылки для возобновления кредитования в Украине и заложил прочный фундамент для заемщиков.
10 причин для оптимизма
1. Снижение инфляции, а значит и снижение ставок банков
Именно жесткая монетарная политика, за которую нас долго критиковали, позволила достичь инфляции по итогам 2019 года на уровне 4,1%. И победа не только в том, что показатель инфляции попал в целевой диапазон, а и в том, что инфляция стала прогнозируемой.
Благодаря этому учетная ставка в прошлом году была снижена до 13,5%. Соответственно будет снижаться и стоимость фондирования банков. По нашим расчетам, две трети от стоимости кредита зависит от стоимости фондирования, которая уже начинает снижаться.
2. Обеспечена финансовая стабильность
Банковский сектор сейчас в очень хорошей форме: достаточная капитализация, высокая доходность, отсутствие банкротств банков в течение 2-х лет (ВТБ, который сворачивался, не считаем). О благоприятной ситуации в финсекторе можно говорить долго.
3. Высокая ликвидность
Когда у нас, с одной стороны, есть заемщики, которым нужны деньги, с другой — ставки, которые снижаются, а с третьей – банки, готовые кредитовать, нам нужен четвертый важный компонент – наличие у банков средств для кредитования. А их в банках сегодня более, чем достаточно, ликвидность системы – более 230 млрд грн.
Читайте также: Как проверить свою кредитную историю
4. Капитал
В настоящее время банки имеют запас капитала для наращивания кредитного портфеля. Результаты последнего стресс-тестирования подтвердили, что по базовому сценарию банкам можно не бояться трудностей .
5. Зарезервированность проблемных кредитов
Наша совместная с банками работа над снижением влияния портфеля неработающих кредитов на банковскую систему дает свои результаты. Ведь хоть доля таких кредитов остается высокой, они уже давно полностью зарезервированы в банках, а значит, больше не оттягивают ресурс, который можно направить на кредитование.
Хотя это не означает, что не нужно проводить дальнейшую работу по снижению их уровня, ведь расчистка балансов повысит эффективность и прибыльность банков.
6. Создание условий для малого и среднего бизнеса
Не открою Америку, если скажу, что именно МСБ во многих восточноевропейских странах был движущей силой для роста экономики.
Что сделали мы для этого сегмента? В конце года мы упростили условия кредитования банками ФОПов, а именно пересмотрели портфельный подход для их оценки. Уже в этом году начата программа Правительства «Доступные кредиты. 5-7-9%», в разработке которой мы принимали активное участие.
Читайте также: Зеленский подписал закон о дешевых кредитах для бизнеса
7. Законы
Кроме законов о сплите, защите прав потребителей финуслуг, финансовой реструктуризации, в прошлом году начал работать важный новый Кодекс о банкротстве, который впервые дал возможность физическим лицам в Украине объявлять банкротство, а также вступил в силу закон о защите прав кредиторов.
Упростить работу банков с клиентами призван новый Закон «О финмониторинге». Ведь для банков это, прежде всего, переход к риск-ориентированному подходу, а для бизнеса – уменьшение «бумажной» нагрузки.
8. Наличие качественных заемщиков
Речь идет о заемщиках, которые нормализовали долговую нагрузку после кризиса. Также появляются новые предприятия, которые быстро растут. Отчетность бизнеса становится все более прозрачной. Также у банков появились дополнительные опции для проверки своего клиента, например через Кредитный реестр НБУ.
9. Прекращение связанного кредитования
Эта банковская практика осталась в прошлом. Отныне банки могут больше ресурсов направить на кредиты рыночным компаниям, а не на бизнес своих владельцев.
10. Расширен перечень объектов залогов
В прошлом году произошли почти революционные изменения в регулировании кредитных правоотношений. Был введен новый способ обеспечения по кредитам — право доверительной собственности. Также активнее банки кредитуют под аграрные расписки.
Читайте также: Встреча «на кофе»: НБУ обсудил с Кабмином дешевые кредиты и ипотеку для граждан
Препятствия на пути возобновления кредитования
Их немного, но вес этих препятствий настолько велик, что без их устранения даже снижение учетной ставки не даст возможности полноценно возобновить кредитование.
-
Номер один – это недореформированная судебная система и правоохранительные органы. Недаром на презентации Стратегии-2025, наши партнеры назвали это главным риском для кредитования, а в опросе о системных рисках банки и небанковские финучреждения каждый раз называют этот риск самым большим. К сожалению, сдвиги в этом направлении до сих пор незначительные.
-
Недостаточное количество прозрачных заемщиков с качественной финансовой отчетностью. Это остается большой проблемой, ведь даже платежеспособные предприятия часто работают непрозрачно, в тени, а для банков такие заемщики несут более высокие риски, что отражается на стоимости кредитов и желании банков вообще избегать таких компаний.
-
Отдельно скажу об ипотеке. Ключевая проблема — это непрозрачность рынка и его недостаточная урегулированность, особенно в части отношений инвестор –застройщик. Я уже говорила, что потенциал ипотеки огромен, но его можно будет реализовать только при условии, что будут известны конечные бенефициары застройщиков, схемы их финансирования, а уровень защиты инвесторов повысится.
-
Высокие расходы банков на взыскание залога. Этот пункт тесно связан с первым пунктом в списке препятствий. Его стоит выделить отдельно, ведь расходы, которые несут банки, пытаясь не только взыскать, но и реализовать залог, чтобы вернуть выданные средства, являются настолько значительными, что заставляют кредиторов очень тщательно изучать заемщика и снижают «аппетит» к риску.
Читайте также: Почему укрепляется гривна и какие будут последствия