► Подписывайтесь на телеграмм-канал «Минфина»: главные финансовые новости
Сущность закона
Законопроект был принят парламентом 22 февраля. Его целью называлось построение на украинских рынках капитала и организованных товарных рынках эффективной системы регулирования, надзора и предотвращения злоупотреблений.
Среди предложений документа перечислялось повышение институциональной способности НКЦБФР как национального регулятора рынков капитала и организованных товарных рынков, расширение его полномочия, а также гарантии независимости. Также совершенствуются законодательные нормы международного сотрудничества НКЦБФР.
Документ предлагает строить эффективную систему надзора на рынках капитала и организованных товарных рынков по принципам IOSCO, Международной организации комиссий по ценным бумагам. Внедряются механизмы предотвращения манипулирования, инсайдерской торговли, незаконного использования инсайдерской информации
Законопроект также предусматривает прямое запрещение финансовых пирамид — схемы инвестирования, при которой привлеченным инвесторам обещается получение пассивного дохода, выплата которого зависит от привлечения новых инвесторов.
Просьба НКЦБФР
В начале марта Магомедов обратился к Президенту с просьбой применить право вето по принятому закону. Магомедов хотел, чтобы регулятор самостоятельно утверждал штатное расписание, тогда как сейчас это делает правительство, предусмотрев соответствующие расходы в государственном бюджете. Также глава НКЦБФР просил убрать из закона норму о конфликте интересов, запрещающую работникам Комиссии и членам их семей иметь долю в подконтрольных участниках рынка, получать от них материальное вознаграждение или просто занимать там какую-либо должность.
Как отмечается в прессрелизе на сайте НКЦБФР «Комиссия осуждает любые попытки отдельных депутатов оказывать политическое давление, манипулируя получением финансовой помощи от наших международных партнеров. При этом еще и ставя под угрозу проведение важных реформ на рынках капитала, которые обеспечат привлечение миллиардных инвестиций в экономику Украины».
В Комиссии также прокомментировали вопросы зарплат:
«Пока в принятом тексте вопрос зарплат работников, из-за правок группы депутатов, была изъята база для начисления зарплат. И в то же время в Законе о государственном бюджете для определения зарплат сделана ссылка на данный Закон, свидетельствующий о целенаправленной акции подрыва способностей Комиссии привлекать квалифицированный персонал».
Что касается темы конфликта интересов, то текст Закона вводит значительные дополнительные запреты в дополнение к «Закону о предотвращении коррупции», которых нет в международных практиках, нет в другом финансовом регуляторе (Национальном банке Украины), отметили в НКЦБФР.
«Запреты распространяются не только на работников Комиссии, но и на значительный круг лиц, периметр которых четко не определен. Например, сотрудники и их близкий круг лиц не имеют права получать какой-либо доход из банков (депозиты, бонусы
Широкая трактовка этой нормы приводит к запрету родственникам таких работников занимать какие-либо должности не только в профессиональных участниках рынков капитала и организованных товарных рынков, но даже в Национальном банке Украины, считают в регуляторе.