► Читайте «Минфин» в Instagram: главные новости об инвестициях и финансах
По словам аналитиков, война повлечет за собой сокращение мирового производства на $1 трлн, а глобальная инфляция подскочит до 6,7%.
Никто, включая Иран, не хочет эскалации в регионе, но «вероятность просчета велика», предупредили эксперты.
Три возможных сценария
Эксперты Bloomberg очертили три возможных сценария. При первом конфликт останется в пределах сектора Газа и Израиля. Во втором он распространится на соседние страны, такие как Ливан и Сирия, где находятся вооруженные формирования, поддерживаемые Ираном. Так конфликт превратится в опосредованную войну между Израилем и Ираном. Третий сценарий предполагает перерастание конфликта в прямое военное столкновение двух стран.
Если события будут развиваться по первому сценарию, то эффект для мировой экономики будет минимальным. США могут усилить давление на Иран, что приведет к сокращению поставок иранской нефти на рынок. Однако ОАЭ и Саудовская Аравия смогут это легко компенсировать, а цены на нефть поднимутся всего на $3−4 за баррель, прогнозируют аналитики.
При втором сценарии к конфликту может присоединиться ливанское движение «Хезболла» и другие поддерживаемые Ираном вооруженные группировки.
«Иран и „Хезболла“ следят за ситуацией и оценивают ее. Если „Хезболла“ присоединится к кампании, это может произойти после начала наземной операции в Газе», — отметил в беседе с Bloomberg бывший заместитель начальника штаба израильских вооруженных сил Яир Голан.
Читайте также: США установили исторический рекорд по добыче нефти
Напряженность может возрасти и во всем регионе, включая находящиеся в состоянии экономической и политической стагнации Египет, Ливан и Тунис. Ответ Израиля на атаку ХАМАС может спровоцировать протесты, не исключено повторение арабской весны, предупреждают эксперты Bloomberg.
Все это приведет к росту цен на нефть на 10%, до $94 за баррель, а рост мирового ВВП замедлится на 0,3% до 2,4%. Если не считать пандемию коронавируса и кризис 2009 года, это будет худший рост глобальной экономики за 30 лет, отмечают аналитики.
Высокие цены на нефть также прибавят примерно 0,2% мировой инфляции, удерживая ее на уровне около 6%, ожидают они.
Третий сценарий менее ожидаемый, но самый опасный.
«Никто в регионе, даже Иран, не хочет, чтобы конфликт между ХАМАС и Израилем перерос в полномасштабную войну, но вероятность просчета очень велика», — заявил Bloomberg научный сотрудник Международного института стратегических исследований Хасан Альхасан.
В случае полноценного противостояния Израиля и Ирана последний, скорее всего, «попробует задействовать всю сеть своих прокси и партнеров в Сирии, Ираке, Йемене и Бахрейне», отметил Альхасан.
Не исключено участие сверхдержав: США являются близким союзником Израиля, а Китай и россия углубляют связи с Ираном.
Если Израиль и Иран начнут обстреливать друг друга ракетами, цены на нефть могут вырасти так же, как это произошло после вторжения Ирака в Кувейт в 1990 году. Сегодня такой скачок может поднять котировки до $150 за баррель, прогнозируют аналитики.
Читайте также: Максимум за восемь месяцев: цены на газ в Европе превысили $600 за тысячу кубометров
Ситуации не поможет и дополнительный экспорт Саудовской Аравии и ОАЭ, если Иран решит закрыть Ормузский пролив, через который ежедневно проходит пятая часть мировых поставок нефти.
Нефтяной шок такого масштаба подорвет глобальные усилия по сдерживанию цен, в результате чего инфляция в 2024 году подскочит до 6,7%. Рост мирового ВВП сократится на 1%, до 1,7%, что станет самым плохим показателем с 1982 года, если не учитывать пандемию и финансовый кризис. Мировое производство сократится на $1 трлн., а глобальная экономика перейдет в рецессию, прогнозируют эксперты Bloomberg.
По их словам, по какому бы сценарию ни последовали события на Ближнем Востоке, мир ожидает более дорогая нефть, высокая инфляция и медленный рост. Отличие будет только в масштабе: чем шире будет разрастаться конфликт, тем более глобальными станут его последствия.