Декларационная кампания стартовала 1 сентября. С этой даты те, кто решился легализировать свои активы, купленные на «левые» доходы, могут заполнить нулевую декларацию.

Так можно легализировать и наличность. Но для этого сперва придется разместить ее на специальном счете в банке. С легализованных таким образом валютных ценностей придется заплатить налог по ставке 5%.

Глава парламентского Комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев говорил, что на руках у граждан сейчас находится свыше $50 млрд. И надеялся, что часть этих денег будет легализована.

Читайте также: Налоговая амнистия: как переиграть фискалов и финмониторинг

Его ожидания далеко не беспочвенны. Ведь по окончании декларационной кампании, которая завершится через год, власть обещает внедрить систему поиска скрытых доходов и начать контролировать еще и расходы граждан.

Уже сейчас, к примеру, купить квартиру, распотрошив свою левую заначку, весьма проблематично. После введения новых правил, обещает Гетманцев, приобретать активы на теневые доходы станет невозможно.

Еще до начала декларационной кампании юристы рассказывали «Минфину», что клиенты активно консультируются у них относительно возможности задекларировать валютные ценности. Поскольку считают риски грядущих законодательных изменений вполне реальными.

Как стартовала декларационная кампания

Как сообщили в Национальном банке по запросу «Минфина», на 1 октября в банках было открыто лишь 6 спецсчетов на общую сумму 33 млн грн. А в Государственной налоговой службе нам уточнили, что после подачи одноразовых (нулевых) деклараций в бюджет было уплачено 1,5 млн грн.

Такие результаты явно не вписываются в планы власти: на прошлой неделе премьер-министр Денис Шмыгаль сообщил, что рассчитывает получить от налоговой амнистии в госбюджет 25 млрд грн.

«В разных странах амнистии показывали разные результаты. Можно говорить и о суммах, больше в 10 раз, как показывает опыт. Подчеркиваю, что наше ожидание — это определенный ориентир. В мире был также и опыт провалов, и опыт колоссального успеха в $5 млрд. Важно не сделать ошибку», — подчеркнул Шмыгаль.

Кампания по налоговой амнистии рассчитана на год — с 1 сентября 2021 года по 1 сентября 2022-го. Значит, чтобы ожидания чиновников оправдались, каждый месяц в госбюджет должно поступать не менее 2 млрд грн. Чиновники уже не укладываются в этот график с сентябрьским показателем.

Почему налоговая амнистия буксует

Причин для этого достаточно. Например, тотальное недоверие к власти. В первую очередь, опасения вызывают возможные последствия откровений перед государством. Ведь амнистия освобождает от ответственности за уклонение от уплаты налогов, ЕСВ, нарушений в сфере валютного законодательства и защиты экономической конкуренции. Но при желании декларанта можно будет привлечь к ответственности по другим «хозяйственным» статьям.

Но сейчас, к примеру, нулевое декларирование стопорит проблема с открытием специальных счетов в отечественных банках.

Спецсчета открываются крайне редко: всего 6 на страну — это ничто. До сих пор нет списка финучреждений, которые вообще предоставляют эту услугу. Большинство из 72 действующих банков отказывают потенциальным декларантам и люди физически не могут открыть счет под амнистию. Хотя неофициально финансисты признают, что к ним обращаются клиенты с такими запросами.

Дело в том, что налоговая амнистия не исключает процедуру финмониторинга. 5 августа 2021 года НБУ издал для банков отдельное положение, которое обязывает банк установить источник происхождения средств, которые будут вноситься на спецсчет.

Т.е. декларанту в любом случае придется объяснить, где он взял деньги, а финансисты должны проверить его историю. Но в этом случае происхождение валютных ценностей проверить практически невозможно. По крайней мере так, чтобы впоследствии к этой проверке не возникли вопросы со стороны контролеров из Нацбанка и Госфинмониторинга.

Читайте также: Налоговая амнистия: как задекларировать кеш и криптовалюту

Банки пока не придумали, как документально подтвердить финмониторинг «теневых» средств, с которых в свое время не были уплачены налоги, и которые сейчас хотят пропустить через амнистию.

Если человек заявит, например, что получал зарплату «в конверте», то это точно не подтвердят в его компании, поскольку не захотят подставляться: в отличие от декларанта юридическое лицо не освобождается от ответственности за неуплату налогов с зарплат сотрудников (предприятие выступает налоговым агентом). А это — реальная перспектива для первых лиц компании загреметь за решетку.

Банки же без такого подтверждения не могут принимать наличные на спецсчет. Боятся получить штраф за некачественный финмониторинг от Нацбанка.

Что поменялось

Финансисты неоднократно обсуждали эту проблему с Нацбанком, налоговой, Госфинмониторингом, Кабмином и прочими госструктурами. Просили разрешение на свободный прием наличных на спецсчета под амнистию, без финмониторинга.

Для этого нужно внести изменения в прошлогоднее постановление Национального банка № 65. «Минфин» запрашивал у НБУ информацию о том, как будут меняться правила открытия спецсчетов и проверки средств на них.

На прошлой неделе Нацбанк сообщил, что принял постановление № 97, призванное упростить процедуру финансового мониторинга. Информация была разослана специальным письмом (№ 57−0010/92340) по банковской системе.

В комментарии Нацбанка «Минфину» уточняется, что регулятор разрешает финучреждениям направлять по каждому будущему декларанту запросы в Государственную налоговую службу, правоохранителям и прочие госструктуры. В банках это подтверждают и говорят об урегулировании других бюрократических моментов.

«Нормы 97 постановления НБУ уточняют ряд нераскрытых ранее сугубо практических моментов. Например, форму Анкеты (декларации), которую при обращении в банк подает декларант. Тем же постановлением Национальный банк закрепил за финучреждениями право направлять запросы в правоохранительные органы, госорганы, а также регистраторам, чтобы уточнить информацию о клиенте в рамках процедуры открытия специальных счетов», — рассказал в беседе с «Минфином» начальник управления финансового мониторинга Юнекс Банка Владимир Павлик.

Читайте также: Налоговая амнистия: сколько заработает бюджет на тех, кто не платил налоги

Но, по его словам, во многом это формальное изменение. Поскольку такое право было прописано в нормативных актах и раньше (в частности, в постановлении КМУ № 968 от 21.10.2020).

«Новое постановление НБУ может использоваться как способ снизить риски банка при проверке декларанта и источников происхождения его средств», — уточняет Владимир Павлик.

Тем не менее, процедура финансового мониторинга сохраняется. Хотя банкиры просили сделать именно такое исключение под амнистию капитала. Так что проблема не снимается.

«Условия постановления № 97 не означают, что служба финансового мониторинга банка может ограничиться только запросами и/или информацией, полученной от госорганов. Но если в ходе надлежащей проверки не было выявлено никаких нарушений существующих законодательных норм и требований, банк сможет дополнительно убедиться в верности своих выводов, направив соответствующие запросы», — подтвердил Павлик.

Как государство будет ускорять декларационную кампанию

На финансовом рынке рассчитывают, что НБУ изменит другие свои правила. Есть надежда, что максимально лояльные условия утвердят для тех, кто открывает спецсчета под покупку ОВГЗ.

«Не исключается появление четких и простых правил под легализацию денег на покупку гособлигаций, чтобы физлицо могло централизовано внести средства на спецсчет и купить бумаги. После покупки бумаги блокируются хранителем и человек подает налоговую декларацию. Такой механизм могут утвердить, хотя могут рассматриваться и другие варианты», — рассказал «Минфину» финансовый аналитик Василий Невмержицкий.

В банковских кругах уверены, что в первую очередь власти будут продвигать вариант амнистии именно через ОВГЗ. Чтобы увеличить объемы размещения гособлигаций. Ходят слухи, что Министерство финансов совместно с Нацбанком сейчас отрабатывает новый упрощенный механизм.

Также финансисты допускают подключение к налоговой амнистии других структур. Например, рассказывают о предварительных консультациях с Госказначейством: ему хотят разрешить открытие спецсчетов для физлиц с дальнейшим приемом наличных. В этом случае банкам не нужно будет проводить финансовый мониторинг и все риски по этой части возьмет на себя государство.

В работе находится идея с акцептованием каждой заявки по открытию спецсчета в Госфинмониторинге. Этот орган мог бы давать разрешение на амнистию для каждого декларанта, чтобы банкам не приходилось все по несколько раз перепроверять.

Механизм может быть максимально простым: банк подал заявку на амнистию под конкретного человека, а Госфинмониторинг его проверил и дал разрешение на открытие спецсчета — значит согласовал претендента, и к нему больше не должно быть вопросов. Он может подавать одноразовую декларацию, проходить через амнистию и платить налоги. Правда, к такому варианту однозначно возникает масса вопросов на предмет коррупционности. Но это уже другая история.