Сейчас цены растут в два раза быстрее, чем предусматривает монетарная политика Национального банка. НБУ объясняет факторы такого отклонения и делает гривну более дорогой, повышая ставку, а также дает прогноз по возврату инфляции в целевой коридор во второй половине 2022 года.
В то же время в 2021 году макроэкономические показатели роста улучшились, по сравнению с 2020 годом, когда инфляция была низкой. ВВП во втором квартале вырос на 5,7%, а промышленность за январь-август — на 1,7%, по сравнению с падением на 11,2% и 6,5% соответственно в 2020 году.
Почему опасно недооценивать ускорение инфляции
В экономике есть понятие ceteris paribus — «при других равных условиях». Поэтому оценки экспертов, в том числе правительственных, что рост инфляции не оказывает негативного влияния на экономику, а экономика после кризиса растет, несмотря на двузначную инфляцию, выглядят поверхностными, а вероятнее всего — ложными.
Эти оценки не учитывают основных факторов возобновления роста экономики после кризиса и долгосрочных последствий воздействия инфляции на секторы экономики.
Читайте также: Как политика ФРС США влияет на гривну и ОВГЗ
Во-первых, нужно разделить краткосрочный и долгосрочный эффекты влияния инфляции на рост и другие макроэкономические показатели.
При повышении инфляции структура расходов и сбережений меняется в сторону увеличения доли потребления (сбережения уменьшаются), и это действительно может давать краткосрочный толчок для экономики благодаря потреблению. Не надо забывать и об эффекте «низкой базы» 2020 года.
Однако в перспективе, при ускорении инфляции, ряд факторов действует в сторону торможения роста. Из-за уменьшения сбережений у банков меньший ресурс для кредитования экономики, рост инфляции и ее волатильность делают более неопределенными и менее привлекательными инвестиционные проекты.
Из-за более высокой инфляции, чем в странах-торговых партнерах, укрепляется реальный курс и уменьшается ценовая конкурентоспособность экономики. С начала года реальный эффективный обменный курс укрепился почти на 10%.
Индекс реального эффективного обменного курса (РЭОК) и официальный обменный курс гривны
Источник: инфляционный отчет НБУ, по состоянию на июль 2021 года
Также замедляется приток средств в банковскую систему.
С одной стороны, отрицательные ставки по депозитам делают их менее привлекательными для домохозяйств. В течение мая-августа 2021 года реальные ставки по депозитам находились в пределах от -0,5% до -2%.
С другой стороны, существенный профицит ликвидности в банковской системе позволяет банкам не спешить с повышением ставок. Как следствие, приток средств в систему существенно замедлился. Это уменьшает ресурс банков для кредитования.
Динамика средств физических лиц, % год к году
Источник: НБУ
Читайте также: На что живут безработные украинцы
Монетарная политика НБУ
Во-вторых, надо выделить чисто юридическую составляющую текущей монетарной политики центрального банка страны. НБУ действует исключительно в пределах Конституции и закона. Согласно статье 99 Конституции Украины, «обеспечение стабильности денежной единицы является основной функцией НБУ».
В соответствии со статьей 6 Закона о Нацбанке, на выполнение этой функции НБУ должен выходить из приоритетности достижения и поддержания ценовой стабильности, определенной количественным параметром 5% плюс-минус один процентный пункт.
Текущую инфляцию (выше 10%) сложно трактовать как ценовую стабильность, поэтому попытки кого-либо призвать к смягчению политики НБУ в ситуации, когда инфляция растет, можно трактовать как призыв к нарушению закона Нацбанком.
Конечно, такое невозможно, и НБУ использует повышение процентной ставки или другие инструменты для снижения инфляции на прогнозном горизонте до целевого уровня. Хотя, учитывая гибкость подхода инфляционного таргетирования, период к возвращению в целевые параметры может быть продлен.
Малообеспеченные слои населения
В-третьих, самым важным является негативный социальный аспект высокой инфляции. Как известно, инфляция является дополнительным «налогом с бедных». Наиболее уязвимыми являются малообеспеченные слои населения, которые, к сожалению, составляют подавляющее большинство населения Украины. Именно по ним инфляция бьет больнее всего.
Индивидуальная инфляция средней малообеспеченной семьи или пенсионеров намного выше, чем официальная инфляция по стране. Именно потому, что быстрее всего растут тарифы на коммунальные услуги и цены на продукты питания. Именно они составляют львиную долю потребительской корзины для этой группы населения.
Инфляция нивелирует усилия правительства по повышению зарплат и пенсий. Так, если прирост номинальных зарплат (год к году) в августе составил 22,3%, то в реальном выражении — лишь 10,9%. Прирост номинальных пенсий (год к году) в июне составил 9,5% и только 2,5% — в реальном измерении.
Ускорение инфляции генерирует ухудшение инфляционных ожиданий домохозяйств, что только «подбрасывает хворосту» в раскрутку инфляции.
Инфляция и инфляционные ожидания домохозяйств,%
*Пунктирная линия указывает на изменение метода опроса на телефонное интервью из-за карантинных ограничений
Источник: инфляционный отчет НБУ, по состоянию на июль 2021 года
Читайте также: В каких странах самые дешевые овощи
Ценовая стабильность остается до сих пор бумажным обязательством
Разворачивание инфляции не является линейным процессом: часто временные шоки предложения переходят в достаточно устойчивые шоки спроса, а отсутствие реакции центрального банка на разворачивание инфляции, очевидно, будет подрывать доверие к последовательности его политики и способности усмирить инфляцию в будущем.
Отпустить инфляцию можно за месяцы или даже за недели, но для ее снижения до приемлемых уровней могут потребоваться годы вместе со значительными потерями для экономического роста.
Повышению доверия к власти также не способствуют разнонаправленные коммуникации правительства и центрального банка как относительно оптимального уровня инфляции, так и относительно последствий ее влияния на экономику.
В следующий зимний период высокие тарифы для промышленного сектора лягут дополнительными расходами на себестоимость продукции. Вместе с ростом цен на горючее это может еще больше ускорить потребительскую инфляцию.
Поэтому взаимодействие правительства и НБУ по обеспечению ценовой стабильности, которое зафиксировано в меморандуме о сотрудничестве между Украиной и МВФ, должно реализовываться, а не быть только бумажным обязательством.