Официально власть не обнародовала детального анализа возможных последствий для экономики страны от проведения налоговой амнистии. Глава парламентского Комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев заявлял: цель налоговой амнистии — вернуть деньги в экономику Украины. Каким же образом это может повлиять на экономику?
Если разобраться, деньги, с которых граждане не уплатили налоги, отчасти уже задействованы в экономике. Ведь на них покупаются товары и услуги. Что касается репатриации капитала, то на это рассчитывать точно не стоит. Правила декларирования дают возможность «засветить» зарубежные активы, в том числе и средства, размещенные в иностранных банках, но не обязывают вернуть их в Украину.
Трудно представить, чтобы кто-то согласился сделать это по своей воле. Более того, юристы рассказывали «Минфину», что не рекомендуют своим клиентам указывать в декларации средства, уже размещенные на зарубежных счетах. Ведь если они там, то уже прошли местный комплаенс. Но вот если станет известно, что эти активы фигурировали в нулевой декларации, вопросы могут возникнуть.
Еще один возможный эффект от проведения налоговой амнистии — детенизация экономики.
«Например, в США такие кампании проводятся в разных штатах едва ли не каждый год. Как правило, от декларанта требуется не только указать активы, с которых не были уплачены налоги, но и обнародовать схемы, с помощью которых удалось обойти налоговые правила. Таким образом государство получает ценную информацию, чтобы закрыть такие пробелы», — рассказал «Минфину» дважды министр финансов, бывший советник главы Офиса президента Игорь Уманский.
Однако от наших декларантов такой информации требовать не будут. В теории также налоговая амнистия позволяет актуализировать реестры налогоплательщиков: люди участвуют в декларационной кампании, показывают уровень своих реальных доходов, после чего государство в дальнейшем может контролировать полноту уплаты ими налогов.
Читайте также: Налоговая амнистия: как задекларировать кеш и криптовалюту
Одним из очевидных эффектов украинского варианта налоговой амнистии могут стать поступления в бюджет от сборов, которые будут уплачиваться с декларируемых активов.
Сколько получит бюджет
Министерство финансов в этом вопросе осторожничает. «Какое количество граждан воспользуется такой возможностью (налоговой амнистией — ред.), спрогнозировать сложно. Нам бы действительно хотелось в результате декларирования получить значительные средства в государственный и местные бюджеты. Но хотя бы какие-то оценки можно будет делать уже со временем», — заявил министр финансов Сергей Марченко на недавнем брифинге. Именно поэтому возможные доходы от уплаты специального сбора не учтены в проекте бюджета на будущий год.
Даниил Гетманцев тоже озвучивал свои прогнозы на этот счет с неизменной оговоркой — что они весьма условны. Например, в интервью Главкому он заявил, что на руках у населения находится $45−50 млрд, которые они могут легализовать. Победой, по его мнению, будет, если из тени в ходе декларационной кампании удастся вывести $20 млрд, а бюджет получит $1 млрд. Для сравнения: проект бюджета-2022 предусматривает доходы в размере 1,277 трлн грн.
Соответственно, в случае удачного проведения декларационной кампании доходная часть казны вырастет примерно на 2%, что позволит, скажем, увеличить финансирование социально значимых расходов. Например, на медицину в следующем году планируется потратить примерно 4,5% ВВП, хотя по законодательству объем финансирования этой статьи не может быть меньшим 5% ВВП.
Нынешний глава МЭРТ Алексей Любченко еще будучи главой налоговой службы озвучивал такую статистику: потери Украины от схем по уклонению от уплаты налогов составляют $7,7 млрд в год. Зарплата в «конвертах» приводит к налоговым потерям в размере $4,3 млрд в год. Так что если брать за основу его расчеты, потенциальные дополнительные поступления в казну могут быть еще больше.
Какой опыт повторит Украина
Вопрос лишь в том, будет ли успешной декларационная кампания. По словам Гетманцева, в качестве образца для нашей налоговой амнистии был использован опыт Аргентины и Индонезии.
По информации экспертов из KPMG в Украине, налоговая амнистия этих стран действительно относится к числу наиболее успешных. Правда, в той же Аргентине таких амнистий было целых шесть, но успешной стала лишь одна.
За последнее десятилетие среди наиболее удачных примеров проведенной амнистии по объему налоговых поступлений KPMG в Украине выделили следующие:
- Аргентина, 2016 — 2017 годы: объем легализации доходов — $116,8 млрд, объем налоговых поступлений — $9,65 млрд;
- Италия, 2015 год: объем легализации доходов — 60 млрд евро, объем налоговых поступлений — 4,4 млрд евро;
- Индонезия, 2016 — 2017 годы: объем легализации доходов — $366 млрд, объем налоговых поступлений — $8 млрд.
Так называемый закон Аргентины о белом капитале, действовавший с 25 июля 2016-го по 31 марта 2017 года, предусматривал сниженные ставки по прогрессивной шкале в зависимости от стоимости декларируемых активов: 0%, 5% и 10% (в случае срочного декларирования) / 15% (в случае более позднего декларирования), что было весьма существенным послаблением. Ведь основная ставка налога на тот момент составляла 35%.
Кроме того, в рамках амнистии в Аргентине специальный налог не применялся к плательщикам, которые использовали задекларированные средства для покупки гособлигаций со сроком погашения три года или шесть лет.
Наши правила также предусматривают более низкие дифференцированные ставки в зависимости декларируемого актива (5%, 7% и 9%), а самую выгодную — при вложении средств в гособлигации (2,5%). При том, что основная ставка НДФЛ составляет 18% (плюс 1,5% — военный сбор).
Низкая ставка — важное, но не единственное условие успешного проведения налоговой амнистии. В конце концов, низкие ставки предлагали все государства, решившиеся на этот шаг. Но мировой опыт знает немало провальных кампаний.
Скажем, налоговой амнистией, которую Грузия проводила в 2005 году, воспользовались всего восемь человек. В местный бюджет тогда было собрано всего $35 тыс. из запланированных $4 млн. Хотя ставка сбора составляла всего 1%.
Читайте также: Налоговая амнистия: как переиграть фискалов и финмониторинг
В той же Аргентине налоговая амнистия образца 1987 года спровоцировала массовое бегство капитала. Так бизнес отреагировал на ультимативное требование властей к крупным предпринимателям задекларировать свои доходы и инвестировать их в определенные правительством сектора экономики.
Почему амнистия может не сработать
Независимые эксперты оценивают перспективы налоговой амнистии довольно скептически.
«Сейчас на руках у населения есть, по разным подсчетам, от 70 до 90 млрд грн. Но предложенная модель амнистии никоим образом не стимулирует граждан их задекларировать. Во-первых, амнистия рассчитана в основном на заробитчан, представителей малого и среднего бизнеса. Но они не станут делать государству такой подарок — светить свои реальные доходы и платить налоги, пока этого не делают представители власти», — говорит Борис Кушнирук, глава экспертно-аналитического совета Украинского аналитического центра.
Среди обязательных условий успешной амнистии он также назвал нулевую ставку для всех декларируемых активов и снижение прямых налогов после окончания декларационной кампании.
В том, что налоговая амнистия не принесет ожидаемого властями результата, убежден и Игорь Уманский. Он считает, что возможность участвовать в налоговой амнистии нужно предоставить не только физическим, но и юридическим лицам.
«Мы 30 лет жили в условиях, когда была создана такая нормативная база, при которой легально работать было практически невозможно. Взять хотя бы то же сельское хозяйство, фермерство. У нас, по разным оценкам, от 40 до 60% всех урожаев — серый и черный сегмент.
Но мир идет по пути минимизации офшорных юрисдикций и жесткого мониторинга за происхождением денег. Когда мы выйдем на следующие этапы, многие наши бизнесы не смогут проходить эти комплаенсы. Они окажутся вне правовых конструкций, которые позволяют работать на внешних рынках. Соответственно, возможность очиститься нужна и юридическим лицам", — поясняет Уманский.
Он также считает, что, предлагая налоговую амнистию, государство должно было соблюсти презумпцию невиновности.
«Все требования доказывания происхождения средств нужно убрать. Декларанты изначально должны быть объектом повышенного внимания правоохранительных органов, органов финансового контроля
У нас же все происходит с точностью до наоборот. Читатели «Минфина», которые уже попробовали поучаствовать в налоговой амнистии, рассказывают: чтобы приобрести на декларируемые средства ОВГЗ, банки требуют справку из налоговой о том, что с этих средств уплачены налоги. Средства, размещаемые на спецсчетах в рамках декларирования, проходят банковский финмон.
«Скептически относятся к идее налоговой амнистии и в МВФ. В долгосрочной перспективе подобные амнистии приводят к сокращению налоговых сборов, -заявлял глава представительства Фонда в Украине Йоста Люнгман. По его словам, налоговые амнистии часто вредят сбору налогов. Они демотивируют граждан платить налоги, создавая надежду на еще одну амнистию в будущем», — напоминает Вадим Иосуб, старший аналитик Alpari.
В целом же аналитики называют несколько обязательных условий, при которых амнистия может быть успешной.
Во-первых, это доверие к власти: потенциальные декларанты должны быть уверены, что государство, например, не станет устраивать охоту на ведьм в отношении тех, кто «засветит» свои теневые активы. Согласно недавнему опросу, проведенному Центром Разумкова, 76% респондентов не доверяют государственном аппарату то есть чиновникам. 75% украинцев выразили недоверие Верховной Раде, 74% — судебной системе, 72% — правительству и политическим партиям.
Во-вторых, после амнистии необходимо снизить налоговый пресс, изменить правила, которые загоняли бизнес и граждан в тень. Пока государство не готово предложить такой масштабной реформы.
Во-третьих, чтобы амнистия сработала, должна появиться неотвратимость наказания за налоговые нарушения: государство дает возможность задекларировать все активы и начать взаимоотношения с чистого листа. Но после этого все должны понимать, что не платить налоги будет очень опасно. О том, что правительство уже готовит законопроект о косвенных методах налогового контроля, на своей странице в фейсбук сообщил Даниил Гетманцев. Закон может появиться уже в следующем году.