Пандемия радикально изменила рынок мобильной связи. Люди «застряли» дома, стали меньше путешествовать и ходить в офис. Потребление услуг мобильной связи упало, особенно «просел» роуминг. Телеком-компаниям пришлось проявлять находчивость, чтобы привлечь и удержать клиентов. Они уже активно предоставляют неклассические услуги. Через приложение Киевстар, например, можно записаться на консультацию к врачу или слушать радио.
Тарифные пакеты расширяются и дорожают, но качество мобильной связи и интернета все еще «хромает».
Что происходит с ценами, почему еще рано говорить о 5G и какие новые услуги для абонентов появятся в ближайший год, «Минфину» рассказал Александр Комаров.
О пандемии и результатах компании
Александр, вы оценивали потери украинской телеком-индустрии в целом за 2020 год около 3 млрд грн, в первую очередь из-за сокращения роуминга. Сколько потеряла компания «Киевстар» в прошлом году?
Примерно половина этой суммы — это потери Киевстара. Может чуть меньше — около 45%, потому что у нас было меньше торговой выручки по сравнению с Vodafone.
Основное — это потери дохода от мобильных сервисов, роуминга и торговой выручки, поскольку меньше людей приходило в магазины, чтобы воспользоваться товарами и услугами Киевстара.
Негативное влияние пандемии на бизнес сохраняется и в этом году. Люди реже ездят за границу, к нам приезжает меньше туристов. Доход от роуминга не восстановился. Но ситуация намного лучше, чем в 2020 году, когда доходы от этого сервиса упали на 75%.
Читайте также: Кабмин продлил адаптивный карантин до 1 октября
С каким финансовым результатом планируете закончить 2021 год?
Мы ожидаем двухзначный рост доходов в 2021 году. Он будет достигнут за счет рекордных инвестиций в сеть на расширение LTE-покрытия, роста абонентской базы в сегменте фиксированного домашнего интернета, а также развития доходов от новых бизнесов, таких как Big Data, Cloud services и b2c-продуктов digital-экосистемы (например, Киевстар TV).
Какие услуги сейчас приносят самый большой доход компании?
Самая быстрорастущая услуга — это мобильный интернет. Мобильная широкополосная передача данных на сегодняшний день составляет более 50% нашего дохода.
Сколько у вас абонентов?
У нас 26 млн абонентов мобильной связи и чуть больше 1 млн фиксированных абонентов, которые пользуются нашим домашним интернетом.
Доля компании «Киевстар» на рынке мобильной связи — порядка 46−48%. Доля на рынке фиксированной связи меньше. Согласно отчету регулятора (НКРСИ) — около 15%.
О тарифах и новых услугах
Как изменился средний чек на абонента по сравнению с прошлым годом?
Средний чек вырос на 11 грн за год. По результатам первого квартала 2021 года, средняя сумма была чуть меньше 82 грн, за аналогичный период 2020 года — около 70 грн.
Читайте также: Александр Комаров: мобильная связь дешевеет постоянно, но средний чек растет
Почему цены растут?
Есть несколько причин. Во-первых, увеличивается потребление услуг мобильной связи и интернета, во-вторых, растет потребление дополнительных сервисов.
Например, база абонентов Киевстар ТV за год выросла в несколько раз. И это тоже добавляется к среднему чеку.
Читайте также: Президент «Киевстара» рассказал, что будет с тарифами мобильной связи в этом году
Самый дешевый тарифный план Киевстара стоит 125 грн/4 недели. Это 6 тыс. мб и 60 мин. на номера других операторов. За такую же сумму Vodafone дает почти вдвое больше мегабайт и минут. Lifecell за абонплату от 80 грн обещает 20 гб и 750 мин. на все мобильные номера по Украине. Почему такая разница?
Цена — это лишь одна из характеристик. Мы продаем продукт, у которого есть качество, бренд, сервис, надежность
Вы творог едите? Вот на полке в сети супермаркетов «Сильпо» три доминирующих бренда: «Яготинское», «Президент» и «Повна Чаша». Они занимают около 90% в продажах творога. Их разница в ценообразовании — 50%. Это маркетинг.
Так мы оцениваем тот уровень сервиса и услуг, которые продаем. Безусловно, мы смотрим на рынок и на наш результат по сравнению с конкурентами. Но мы чувствуем себя уверенно, потому что забираем на рынке свыше 35% новых подключений.
Собираетесь ли снова пересматривать тарифы и когда?
Мы стараемся выпускать новую линейку продуктов раз в год. Смотрим на рынок, обновляем свои тарифные планы, пересматриваем цены на услуги.
Если все пойдет по плану, то осенью 2021 года мы выйдем с новой линейкой. Основная фишка — не в повышении цены. Мы хотим предложить другую модель взаимоотношений между оператором и абонентом. Посмотрим, пока не буду раскрывать карты.
Читайте также: Новые тарифы Киевстар в 2021 году
Нацкомиссия, осуществляющая госрегулирование в сфере связи и информатизации (НКРСИ) с 1 января 2021 года снизила ставку интерконнекта (размер платы операторов друг другу за межсетевые звонки) — с 12 до 10 коп./мин. Почему звонки между мобильными операторами все равно не дешевеют?
Ставка интерконнекта важный, но не ключевой элемент тарифа звонков на другие сети. С учетом низкой себестоимости (0,1 грн в 2021 году и 0,08 грн с 2022 года), операторы отталкиваются от спроса на услугу со стороны потребителя. Сейчас у каждого из них множество тарифных планов с достаточным количеством минут звонков на других операторов.
От снижения ставки изменится только одно: улучшится экономика самого маленького оператора, который более чем за 20 лет на рынке подключил меньше всего абонентов и построил самую маленькую сеть (ред. — речь идет о Lifecell). Эти абоненты чаще всего звонят на номера других мобильных операторов.
Результатом снижения ставки станет уменьшение рынка межоператорских расчетов, условно, на 1 млрд грн. Самый маленький оператор улучшит свою экономическую ситуацию, а прибыльные — заплатят меньше налогов государству.
Какая сейчас такса международного интерконнекта на звонки из и в Украину?
Украинские телеком-компании могут брать с иностранных операторов не более 10 евроцентов за минуту входящего звонка на мобильные телефоны в Украине. А вот для нас средняя ставка «приземления» на операторов в Европе — около 20 центов.
Это нерыночная история, когда ставки операторов за границей никто не регулирует, а для наших компаний есть ограничения. Но с 1 января 2022 года вступит в силу новый закон, который уже не будет регулировать эту ставку.
Когда подешевеют звонки за границу?
Очень много звонков на самые популярные направления включены сейчас в тарифные планы. Мы постоянно работаем над расширением списка стран, в которые наши абоненты могли бы звонить за счет тарифных минут.
Вот у меня 150 бесплатных минут на международные звонки и звонки на других украинских операторов. Обычно я использую в среднем 5−10 мин./мес. для звонков за границу. При этом мой тарифный план стоит всего 150 грн.
Читайте также: Дешевые звонки за границу с любого номера — выдумка или факт
Кроме того, мы ведем постоянную работу над улучшением условий договоров с зарубежными операторами, что позволяет делать сервис более доступным. Пример: Польша, Италия и ряд других стран.
Наш интерес в том, чтобы сделать сервис международных звонков доступным для всех наших абонентов. Поэтому львиная доля наших договоров содержит условие: «мы гарантируем вам такой объем трафика, а вы снижайте, пожалуйста, ставку».
Какие новые услуги для абонентов появятся в 2021—2022 гг.
Очень много сделали, чтобы развить Киевстар TV. Сейчас это продукт с 300 каналами, с 10 тыс. видео, с возможностью платить с баланса или картой. Также появилось радио. Теперь думаем, каким развлекательным аудио- или видеоконтентом его наполнить.
Мы активно смотрим на телемедицину. Пока не «летит», но будем искать что-то новое, чтобы развить эту историю.
Работаем над привлечением партнеров и расширением нашего пакета услуг за счет их сервисов. В приложении Киевстара уже появились некоторые партнерские предложения — скидки на такси, например.
А телеком-услуги?
Планируем увеличить количество наших магазинов на 40−50 за год. Активно строим покрытие, чтобы как можно большее количество клиентов пользовалось нашим широкополосным мобильным интернетом.
Растем и активно конкурируем в фиксированном интернете. Кроме того, мы смотрим на конвергентные услуги, когда абонент одновременно пользуется мобильным и домашним интернетом, а также телевидением.
Если мобильный и домашний интернет одновременно используют примерно 70% пользователей, то добавляют телевидение — всего около 10−12%. Есть куда развиваться.
Будете пересматривать цены на «все включено»?
Мы не планируем менять тарифы, которые включают одновременно услуги мобильной связи и домашнего интернета. Рынок очень конкурентный, практически в любом многоквартирном доме есть 3−4 провайдера. У каждого свои преимущества: кто-то налоги не платит, кто с ЖЭКом договорился.
Но нам кажется, что это очень удобная история с точки зрения клиентов, когда у тебя несколько услуг, но единый чек и единый сервис. Будем дальше двигаться в этом направлении.
Украинцы жалуются, что мобильные операторы подписывают их на платные интернет-сервисы: музыку, новости, гороскопы и др. По оценке замминистра цифровой трансформации Александра Шелеста, каждый год абоненты теряют около 1,5 млрд грн из-за контент-услуг, которые они не заказывали. Почему так происходит?
Спрашивайте господина Шелеста. Я не знаю, откуда берутся цифры, чтобы делать такие заявления. Сервисы, которые предоставляют контент, очень разные. Мы жестко их мониторим. Тех, на кого приходится более 1% жалоб от количества подключившихся, отключаем. Наш портфель подобных услуг постоянно уменьшается. Поэтому проблема есть, но она гипертрофирована.
Сейчас невозможно подключить абонента Киевстара к какой-то услуге без его согласия. Более того, через некоторое время ему придет смс с напоминанием, что вы подключились к этой услуге.
О новых законах и планах компании
Как много абонентов уже воспользовались услугой MNP?
С мая 2019 года, когда появилась услуга переноса мобильного номера к другому оператору, ею воспользовалось около 130−140 тыс. абонентов разных операторов.
Читайте также: Услуга МNP. Какой мобильный оператор потерял больше всего абонентов
Сколько абонентов ушло от Киевстара?
К нам пришло около 40 тыс. абонентов, а ушло около 60 тыс. То есть баланс клиентов Киевстара по переносу мобильного номера — минус 20 тыс. за два года. Это немного, учитывая, что ежемесячно мы подключаем в 15 раз больше — около 300 тыс. новых абонентов.
Ближайшее время процедура MNP упростится. Ею смогут воспользоваться не только контрактные абоненты, но и те, кто не прошел идентификацию у базового оператора. Это хорошо или плохо?
Такой подход несет риски. Сегодня, если вы незарегистрированный абонент и хотите воспользоваться MNP, вам нужно прийти к своему оператору с документами, зарегистрироваться и подтвердить, что это ваш номер.
В рамках новой процедуры любой клиент сможет прийти к тому оператору, к которому он хочет перейти. И тот будет обязан предоставить ему эту услугу.
Такой подход будет на руку мошенникам. Более того, похоже Украина станет первой и единственной страной, которая разрешит перенос номера неидентифицированных абонентов.
Читайте также: Украинцы за сутки смогут сменить мобильного оператора и сохранить текущий номер
Что вы в таком случае будете делать для борьбы с фродом?
Со стороны мобильного оператора будет работать косвенная идентификация. Но единственный метод реальной защиты — регистрироваться у своего оператора и переходить на контракт.
Парламент недавно принял закон «О платежных услугах» (№ 1591-ІХ). Теперь такие услуги украинцам смогут предоставлять, в том числе, почтовые и мобильные операторы. Как Киевстар намерен воспользоваться этой возможностью?
Закон позволяет мобильным операторам развиваться как полноценным финансовым институтам. Например, самостоятельно открывать платежные счета, выпускать карты и прочее.
Интересная площадка для развития.
Раньше мы уже работали с электронными деньгами, но поставили на паузу развитие этих сервисов. Потому что хотели увидеть, как будет сформулирован закон о платежных услугах.
Читайте также: Новый способ скрыться от финразведки и другие новации закона о платежных услугах
Одна из норм закона позволяет нашим абонентам оплачивать цифровые товары с баланса телефона — это удобный механизм. Я думаю, что мы сейчас начнем снова развивать это направление, если с учетом ограничений закона у нас сложится бизнес-кейс.
Смотрим и на другие сервисы. Например, сейчас работаем над удаленной идентификацией.
Мы бы очень хотели, чтобы любой клиент Киевстара мог, условно, в один клик стать полностью зарегистрированным финансовым абонентом.
Закон о финмониторинге требует от владельцев электронных кошельков проходить обязательную идентификацию. Это и стало причиной приостановки сервиса в прошлом году?
Да, это было связано с финмониторингом. Примерно половина пользователей была не готова верифицироваться. Если раньше каждый месяц было 500 тыс. активных клиентов, которые пользовались хотя бы одной услугой мобильных финансов, то сейчас — около 250−300 тыс.
Мы адаптировались под ту модель, которая сегодня разрешена государством. Что-то перестали делать с электронными деньгами, что-то делаем, но пока не развиваем дальше. То есть предоставляем услуги мобильных финансовых сервисов в урезанном масштабе.
Читайте также: Новые правила финмониторинга: за что банки будут блокировать счета и «стучать» на клиентов
Об интернете и новых технологиях
Украинцы все активнее переходят на общение в мессенджерах. Как это влияет на результаты компании? Есть ли шанс победить мессенджеры?
Я не думаю, что мы с ними конкурируем. Безусловно, есть каннибализация мессенджерами определенных услуг, которые мы предоставляем. Но мы также являемся для них партнерами, потому что без мобильного интернета они не смогут работать.
Наша задача — предоставлять клиентам максимально качественные услуги. Если они пользуются голосовыми звонками в вайбере, значит у Киевстара они должны быть лучшими по качеству.
Будет ли телеком-бизнес активнее идти в «непрофильные» сервисы, такие как «интернет вещей», Big Data, облачные решения?
Big Data, облачные решения, удаленное рабочее место, виртуализация, электронный документооборот — это все мы уже предоставляем клиентам.
Основная платформа возможностей — это облако. Одно из решений — облачное рабочее место или гибридное хранилище. Например, мы консультируем b2b-клиентов по разворачиванию в облаке data-хранилища и использованию данных, которые собирает этот бизнес для повышения эффективности.
Читайте также: Как Киевстар проверяет кредитную надежность абонентов и разоблачает мошенников
Вы говорите, что 87% населения Украины живет и работает в зоне с доступом к сети 4G. Что это значит на практике?
Мы уже очень близки к 88%, но они очень сложно нам даются. Разница в покрытии между нами и нашим ближайшим конкурентом — 5−6%. Это несколько тысяч населенных пунктов.
Согласно лицензионным требованиям, мы должны покрыть все населенные пункты, где живет более 2 тыс. человек и покрыть 4G до 90% населения. Но эти две цифры между собой не очень совпадают. Мы понимаем, чтобы охватить 90% населения, нужно построить покрытие во всех населенных пунктах, где живет 500−700 тыс.+ человек.
В ближайшее время мы хотим выполнить лицензионные обязательства. Активно обмениваемся пассивной инфраструктурой с нашими конкурентами. То есть один оператор строится, а потом на этой башне работает несколько операторов.
Читайте также: У кого из украинских операторов самый быстрый мобильный интернет
Как обстоят дела с дорогами?
В этом году очень активно строимся и планируем покрыть международные дороги с запада на восток и от Одессы к Днепру. Если на начало года покрытие LTE на этих дорогах было около 60%, то к концу 2021-го там должно быть 90%+.
На железнодорожные пути такого приоритета нет. Это очень дорого. Можно провести аналогию с метро, где покрытие одного инфраструктурного объекта обошлось в десятки миллионов долларов.
Ведь речь не только о так называемом outdoor-покрытии, что тоже очень сложно, потому что для нас это неосвоенные территории, но и о покрытии внутри поездов. Покрытие территории не даст такого качества, чтоб вы смогли, например, сидеть и работать в поезде, который едет со скоростью от 100 км/час.
Проект не взлетит, даже если все три оператора будут вместе строить одно покрытие. Технологические решения есть, но, мне кажется, что это невозможно без какого-то партнерства с государством.
С неосвоенными территориями понятно. А почему в Киеве до сих пор есть места, где совсем не ловит Киевстар?
Есть еще локации, в которых мы не можем разместить оборудование из-за проблем с доступом к инфраструктуре, и часто это — центр города. Когда нам просто не дают доступ и все.
Так не должно быть. Но мобильное покрытие — достаточно сложная история. На него влияют любые изменения во внешней среде. Например, рядом с нашим офисом строится дом, поэтому качество покрытия в этой зоне очень сильно меняется. Или та же сезонность — появление зелени и растительности.
В сети 3G все еще хуже. В зависимости от нагрузки меняется размер покрытия. Увеличилась нагрузка — размер покрытия уменьшился. Поэтому я не верю, что можно достичь идеала в работе мобильного интернета.
Но если посмотреть на воспринимаемое и измеряемое качество покрытия в Украине, то сегодня мы находимся на очень достойном уровне — примерно в середине списка из более 200 стран, которые входят в Ассоциацию GSM.
Читайте также: Глава Google предупредил об угрозе свободному интернету и назвал две технологии, которые изменят мир
Какая сейчас средняя скорость интернета в Украине?
У лидеров около 40 мб/с. Но она, безусловно, зависит от множества факторов. Во-первых, от типа вашего телефона. Чем дороже телефон, тем лучше он способен агрегировать разные стандарты, и тем выше скорость.
Во-вторых, в цепочке предоставления непосредственно услуги (почта, мессенджеры, видео
Понятно, мы строим покрытие, проверяем его, но, по большому счету, кейс использования каждого сервиса каждым абонентом, до определённой степени, уникален.
Когда ждать запуск 5G в Украине? Не слишком ли оптимистичны прогнозы государства по поводу 2022 года?
Рано или поздно 5G должен прийти в Украину. Но ни рынок, ни операторы к этому пока еще не готовы.
Рынок для меня определяется востребованностью сервисов, построенных на базе 5G. Пока я не вижу понятного списка таких сервисов. Самое простое — это использование 5G c мобильного телефона. Но доля телефонов, поддерживающих 5G в сети Киевстара, меньше 2%.
Второй аргумент за то, чтобы не торопиться, — это выполнение лицензионных обязательств. У нас сейчас есть фокус — расширить наше покрытие, что достаточно масштабно и инвестиционно затратно.
Мы активно строим LTE в сельской местности. Около 16 тыс. населенных пунктов уже имеют покрытие 4G в Украине. Еще добавим к этому дороги. Один процент в покрытии сейчас — это порядка 1 тыс.+ населенных пунктов.
Читайте также: Запуск 5G в Украине отложили на полгода
Что 5G изменит для потребителя?
Основное преимущество для абонента — это скорость. Но, мне кажется, нет каких-то актуальных задач, которые в данный момент не в состоянии решать 4G. Я считаю, что самый эволюционно правильный путь — прийти к 5G, когда мы не сможем обслужить трафик в определенных точках при существующем частотном ресурсе и технологических возможностях стандарта LTE.
Это так называемые hot-spots — точки, в которых высокая концентрация трафика на длительном промежутке времени. Например, центры городов, офисные центры
Читайте также: Что будет, когда заработает спутниковый интернет Маска
Сколько денег инвестировала компания в развитие и модернизацию сети в 2020 году?
Мы инвестировали 5 млрд грн. Львиная доля ушла на сеть, расширение покрытия, емкость и улучшение качества. Большая доля потрачена на ІТ, поскольку это очень связано с нашей первой задачей. И небольшая — на лицензии и перестройку офиса в гибридном формате.
Какие планы на этот год?
Стремимся примерно к тому же уровню. Это порядок наших инвестиций за последние несколько лет.
Собирается ли компания привлекать финансирование на внешних рынках, например, выпускать еврооблигации?
Мы сейчас думаем над этим. Пока у нас нет потребности. Но есть несколько драйверов, которые могут это стимулировать.
Какие? На что планируете потратить финансирование?
Первый — это 5G, когда одномоментно нам нужно будет профинансировать покупку частот, а также дорогое оборудование для нового и масштабного слоя сети.
Второй — это любые формы неорганического развития, если мы вдруг решим покупать какие-то бизнесы в Украине в телеком-области или других.
Какую сумму компания планирует привлечь на внешних рынках, если решите выпустить еврооблигации?
Это решение наших коллег из штаб-квартиры. Компания «Киевстар» не занимается подобными задачами.
О личных финансах и хобби
«Минфин» — портал об инвестициях. Назвали бы вы себя инвестором?
Я не воспринимаю себя инвестором. Это нужно либо кому-то очень сильно делегировать, либо тратить на это очень много времени. А времени у меня нет.
Как вы управляете своими сбережениями? Во что вкладываете деньги?
Пользуюсь максимально консервативными инструментами — депозитами, бондами и ОВГЗ.
Читайте также: Почему для поколения «гамбургеров» важен пассивный доход
Как вы относитесь к цифровым деньгам?
Скептически. Мне кажется, что у криптовалюты есть единственное огромное преимущество — это анонимность. Но это все против тренда, потому что идет сумасшедшая борьба с анонимностью, за которой стоит уход от налогообложения, преступления, мошенничество и другое.
Мне кажется, что все это противоречит глобальному тренду о прозрачности и контроле. За обычными фиатными деньгами всегда стоит государство, которое берет на себя какую-то степень ответственности. В случае с криптовалютами я не до конца понимаю, как этот механизм будет работать.
В криптовалюты, которые уже есть, не очень верю. Они мне интересны как феномен. Ведь до этого момента все строилось на доверии к государству, а в цифровых валютах все строится на доверии к феномену.
Читайте также: Почему сейчас самое время инвестировать в криптовалюты
Как вы проводите свое свободное время?
Играю в большой теннис, насколько позволяет график. Бегаю, по возможности путешествую. Работа дает много возможностей: были годы, когда командировки были каждую неделю.
Какие книги любите читать?
Читаю художественную литературу: от самых простых детективов до более замысловатого. Например, сейчас достаточно активно читаю Бена Стиллера об инвесторах.
Какая книга впечатлила вас больше всего?
Из последнего — «Медвежий угол» Фредрика Бакмана. Сейчас читаю книгу о бизнесе «The hard thing about hard things: building a business when there are no easy answers» Бена Хоровица, инвестора и предпринимателя.
Недавно прочитал книгу о враче, ушедшем из профессии, — «Будет больно» Адама Кея. Литература для меня важна в том контексте, чтобы как-то отвлекаться и перезагружаться.