Пандемия радикально изменила рынок мобильной связи. Люди «застряли» дома, стали меньше путешествовать и ходить в офис. Потребление услуг мобильной связи упало, особенно «просел» роуминг. Телеком-компаниям пришлось проявлять находчивость, чтобы привлечь и удержать клиентов. Они уже активно предоставляют неклассические услуги. Через приложение Киевстар, например, можно записаться на консультацию к врачу или слушать радио.

Тарифные пакеты расширяются и дорожают, но качество мобильной связи и интернета все еще «хромает».

Что происходит с ценами, почему еще рано говорить о 5G и какие новые услуги для абонентов появятся в ближайший год, «Минфину» рассказал Александр Комаров.

О пандемии и результатах компании

Александр, вы оценивали потери украинской телеком-индустрии в целом за 2020 год около 3 млрд грн, в первую очередь из-за сокращения роуминга. Сколько потеряла компания «Киевстар» в прошлом году?

Примерно половина этой суммы — это потери Киевстара. Может чуть меньше — около 45%, потому что у нас было меньше торговой выручки по сравнению с Vodafone.

Основное — это потери дохода от мобильных сервисов, роуминга и торговой выручки, поскольку меньше людей приходило в магазины, чтобы воспользоваться товарами и услугами Киевстара.

Негативное влияние пандемии на бизнес сохраняется и в этом году. Люди реже ездят за границу, к нам приезжает меньше туристов. Доход от роуминга не восстановился. Но ситуация намного лучше, чем в 2020 году, когда доходы от этого сервиса упали на 75%.

Читайте также: Кабмин продлил адаптивный карантин до 1 октября

С каким финансовым результатом планируете закончить 2021 год?

Мы ожидаем двухзначный рост доходов в 2021 году. Он будет достигнут за счет рекордных инвестиций в сеть на расширение LTE-покрытия, роста абонентской базы в сегменте фиксированного домашнего интернета, а также развития доходов от новых бизнесов, таких как Big Data, Cloud services и b2c-продуктов digital-экосистемы (например, Киевстар TV).

Какие услуги сейчас приносят самый большой доход компании?

Самая быстрорастущая услуга — это мобильный интернет. Мобильная широкополосная передача данных на сегодняшний день составляет более 50% нашего дохода.

Сколько у вас абонентов?

У нас 26 млн абонентов мобильной связи и чуть больше 1 млн фиксированных абонентов, которые пользуются нашим домашним интернетом.

Доля компании «Киевстар» на рынке мобильной связи — порядка 46−48%. Доля на рынке фиксированной связи меньше. Согласно отчету регулятора (НКРСИ) — около 15%.

О тарифах и новых услугах

Как изменился средний чек на абонента по сравнению с прошлым годом?

Средний чек вырос на 11 грн за год. По результатам первого квартала 2021 года, средняя сумма была чуть меньше 82 грн, за аналогичный период 2020 года — около 70 грн.

Читайте также: Александр Комаров: мобильная связь дешевеет постоянно, но средний чек растет

Почему цены растут?

Есть несколько причин. Во-первых, увеличивается потребление услуг мобильной связи и интернета, во-вторых, растет потребление дополнительных сервисов.

Например, база абонентов Киевстар ТV за год выросла в несколько раз. И это тоже добавляется к среднему чеку.

Читайте также: Президент «Киевстара» рассказал, что будет с тарифами мобильной связи в этом году

Самый дешевый тарифный план Киевстара стоит 125 грн/4 недели. Это 6 тыс. мб и 60 мин. на номера других операторов. За такую же сумму Vodafone дает почти вдвое больше мегабайт и минут. Lifecell за абонплату от 80 грн обещает 20 гб и 750 мин. на все мобильные номера по Украине. Почему такая разница?

Цена — это лишь одна из характеристик. Мы продаем продукт, у которого есть качество, бренд, сервис, надежность и т. д.

Вы творог едите? Вот на полке в сети супермаркетов «Сильпо» три доминирующих бренда: «Яготинское», «Президент» и «Повна Чаша». Они занимают около 90% в продажах творога. Их разница в ценообразовании — 50%. Это маркетинг.

Так мы оцениваем тот уровень сервиса и услуг, которые продаем. Безусловно, мы смотрим на рынок и на наш результат по сравнению с конкурентами. Но мы чувствуем себя уверенно, потому что забираем на рынке свыше 35% новых подключений.

Собираетесь ли снова пересматривать тарифы и когда?

Мы стараемся выпускать новую линейку продуктов раз в год. Смотрим на рынок, обновляем свои тарифные планы, пересматриваем цены на услуги.

Если все пойдет по плану, то осенью 2021 года мы выйдем с новой линейкой. Основная фишка — не в повышении цены. Мы хотим предложить другую модель взаимоотношений между оператором и абонентом. Посмотрим, пока не буду раскрывать карты.

Читайте также: Новые тарифы Киевстар в 2021 году

Нацкомиссия, осуществляющая госрегулирование в сфере связи и информатизации (НКРСИ) с 1 января 2021 года снизила ставку интерконнекта (размер платы операторов друг другу за межсетевые звонки) — с 12 до 10 коп./мин. Почему звонки между мобильными операторами все равно не дешевеют?

Ставка интерконнекта важный, но не ключевой элемент тарифа звонков на другие сети. С учетом низкой себестоимости (0,1 грн в 2021 году и 0,08 грн с 2022 года), операторы отталкиваются от спроса на услугу со стороны потребителя. Сейчас у каждого из них множество тарифных планов с достаточным количеством минут звонков на других операторов.

От снижения ставки изменится только одно: улучшится экономика самого маленького оператора, который более чем за 20 лет на рынке подключил меньше всего абонентов и построил самую маленькую сеть (ред. — речь идет о Lifecell). Эти абоненты чаще всего звонят на номера других мобильных операторов.

Результатом снижения ставки станет уменьшение рынка межоператорских расчетов, условно, на 1 млрд грн. Самый маленький оператор улучшит свою экономическую ситуацию, а прибыльные — заплатят меньше налогов государству.

Какая сейчас такса международного интерконнекта на звонки из и в Украину?

Украинские телеком-компании могут брать с иностранных операторов не более 10 евроцентов за минуту входящего звонка на мобильные телефоны в Украине. А вот для нас средняя ставка «приземления» на операторов в Европе — около 20 центов.

Это нерыночная история, когда ставки операторов за границей никто не регулирует, а для наших компаний есть ограничения. Но с 1 января 2022 года вступит в силу новый закон, который уже не будет регулировать эту ставку.

Когда подешевеют звонки за границу?

Очень много звонков на самые популярные направления включены сейчас в тарифные планы. Мы постоянно работаем над расширением списка стран, в которые наши абоненты могли бы звонить за счет тарифных минут.

Вот у меня 150 бесплатных минут на международные звонки и звонки на других украинских операторов. Обычно я использую в среднем 5−10 мин./мес. для звонков за границу. При этом мой тарифный план стоит всего 150 грн.

Читайте также: Дешевые звонки за границу с любого номера — выдумка или факт

Кроме того, мы ведем постоянную работу над улучшением условий договоров с зарубежными операторами, что позволяет делать сервис более доступным. Пример: Польша, Италия и ряд других стран.

Наш интерес в том, чтобы сделать сервис международных звонков доступным для всех наших абонентов. Поэтому львиная доля наших договоров содержит условие: «мы гарантируем вам такой объем трафика, а вы снижайте, пожалуйста, ставку».

Какие новые услуги для абонентов появятся в 2021—2022 гг.

Очень много сделали, чтобы развить Киевстар TV. Сейчас это продукт с 300 каналами, с 10 тыс. видео, с возможностью платить с баланса или картой. Также появилось радио. Теперь думаем, каким развлекательным аудио- или видеоконтентом его наполнить.

Мы активно смотрим на телемедицину. Пока не «летит», но будем искать что-то новое, чтобы развить эту историю.

Работаем над привлечением партнеров и расширением нашего пакета услуг за счет их сервисов. В приложении Киевстара уже появились некоторые партнерские предложения — скидки на такси, например.

А телеком-услуги?

Планируем увеличить количество наших магазинов на 40−50 за год. Активно строим покрытие, чтобы как можно большее количество клиентов пользовалось нашим широкополосным мобильным интернетом.

Растем и активно конкурируем в фиксированном интернете. Кроме того, мы смотрим на конвергентные услуги, когда абонент одновременно пользуется мобильным и домашним интернетом, а также телевидением.

Если мобильный и домашний интернет одновременно используют примерно 70% пользователей, то добавляют телевидение — всего около 10−12%. Есть куда развиваться.

Будете пересматривать цены на «все включено»?

Мы не планируем менять тарифы, которые включают одновременно услуги мобильной связи и домашнего интернета. Рынок очень конкурентный, практически в любом многоквартирном доме есть 3−4 провайдера. У каждого свои преимущества: кто-то налоги не платит, кто с ЖЭКом договорился.

Но нам кажется, что это очень удобная история с точки зрения клиентов, когда у тебя несколько услуг, но единый чек и единый сервис. Будем дальше двигаться в этом направлении.

Украинцы жалуются, что мобильные операторы подписывают их на платные интернет-сервисы: музыку, новости, гороскопы и др. По оценке замминистра цифровой трансформации Александра Шелеста, каждый год абоненты теряют около 1,5 млрд грн из-за контент-услуг, которые они не заказывали. Почему так происходит?

Спрашивайте господина Шелеста. Я не знаю, откуда берутся цифры, чтобы делать такие заявления. Сервисы, которые предоставляют контент, очень разные. Мы жестко их мониторим. Тех, на кого приходится более 1% жалоб от количества подключившихся, отключаем. Наш портфель подобных услуг постоянно уменьшается. Поэтому проблема есть, но она гипертрофирована.

Сейчас невозможно подключить абонента Киевстара к какой-то услуге без его согласия. Более того, через некоторое время ему придет смс с напоминанием, что вы подключились к этой услуге.

О новых законах и планах компании

Как много абонентов уже воспользовались услугой MNP?

С мая 2019 года, когда появилась услуга переноса мобильного номера к другому оператору, ею воспользовалось около 130−140 тыс. абонентов разных операторов.

Читайте также: Услуга МNP. Какой мобильный оператор потерял больше всего абонентов

Сколько абонентов ушло от Киевстара?

К нам пришло около 40 тыс. абонентов, а ушло около 60 тыс. То есть баланс клиентов Киевстара по переносу мобильного номера — минус 20 тыс. за два года. Это немного, учитывая, что ежемесячно мы подключаем в 15 раз больше — около 300 тыс. новых абонентов.

Ближайшее время процедура MNP упростится. Ею смогут воспользоваться не только контрактные абоненты, но и те, кто не прошел идентификацию у базового оператора. Это хорошо или плохо?

Такой подход несет риски. Сегодня, если вы незарегистрированный абонент и хотите воспользоваться MNP, вам нужно прийти к своему оператору с документами, зарегистрироваться и подтвердить, что это ваш номер.

В рамках новой процедуры любой клиент сможет прийти к тому оператору, к которому он хочет перейти. И тот будет обязан предоставить ему эту услугу.

Такой подход будет на руку мошенникам. Более того, похоже Украина станет первой и единственной страной, которая разрешит перенос номера неидентифицированных абонентов.

Читайте также: Украинцы за сутки смогут сменить мобильного оператора и сохранить текущий номер

Что вы в таком случае будете делать для борьбы с фродом?

Со стороны мобильного оператора будет работать косвенная идентификация. Но единственный метод реальной защиты — регистрироваться у своего оператора и переходить на контракт.

Парламент недавно принял закон «О платежных услугах» (№ 1591-ІХ). Теперь такие услуги украинцам смогут предоставлять, в том числе, почтовые и мобильные операторы. Как Киевстар намерен воспользоваться этой возможностью?

Закон позволяет мобильным операторам развиваться как полноценным финансовым институтам. Например, самостоятельно открывать платежные счета, выпускать карты и прочее.

Интересная площадка для развития.

Раньше мы уже работали с электронными деньгами, но поставили на паузу развитие этих сервисов. Потому что хотели увидеть, как будет сформулирован закон о платежных услугах.

Читайте также: Новый способ скрыться от финразведки и другие новации закона о платежных услугах

Одна из норм закона позволяет нашим абонентам оплачивать цифровые товары с баланса телефона — это удобный механизм. Я думаю, что мы сейчас начнем снова развивать это направление, если с учетом ограничений закона у нас сложится бизнес-кейс.

Смотрим и на другие сервисы. Например, сейчас работаем над удаленной идентификацией.

Мы бы очень хотели, чтобы любой клиент Киевстара мог, условно, в один клик стать полностью зарегистрированным финансовым абонентом.

Закон о финмониторинге требует от владельцев электронных кошельков проходить обязательную идентификацию. Это и стало причиной приостановки сервиса в прошлом году?

Да, это было связано с финмониторингом. Примерно половина пользователей была не готова верифицироваться. Если раньше каждый месяц было 500 тыс. активных клиентов, которые пользовались хотя бы одной услугой мобильных финансов, то сейчас — около 250−300 тыс.

Мы адаптировались под ту модель, которая сегодня разрешена государством. Что-то перестали делать с электронными деньгами, что-то делаем, но пока не развиваем дальше. То есть предоставляем услуги мобильных финансовых сервисов в урезанном масштабе.

Читайте также: Новые правила финмониторинга: за что банки будут блокировать счета и «стучать» на клиентов

Об интернете и новых технологиях

Украинцы все активнее переходят на общение в мессенджерах. Как это влияет на результаты компании? Есть ли шанс победить мессенджеры?

Я не думаю, что мы с ними конкурируем. Безусловно, есть каннибализация мессенджерами определенных услуг, которые мы предоставляем. Но мы также являемся для них партнерами, потому что без мобильного интернета они не смогут работать.

Наша задача — предоставлять клиентам максимально качественные услуги. Если они пользуются голосовыми звонками в вайбере, значит у Киевстара они должны быть лучшими по качеству.

Будет ли телеком-бизнес активнее идти в «непрофильные» сервисы, такие как «интернет вещей», Big Data, облачные решения?

Big Data, облачные решения, удаленное рабочее место, виртуализация, электронный документооборот — это все мы уже предоставляем клиентам.

Основная платформа возможностей — это облако. Одно из решений — облачное рабочее место или гибридное хранилище. Например, мы консультируем b2b-клиентов по разворачиванию в облаке data-хранилища и использованию данных, которые собирает этот бизнес для повышения эффективности.

Читайте также: Как Киевстар проверяет кредитную надежность абонентов и разоблачает мошенников

Вы говорите, что 87% населения Украины живет и работает в зоне с доступом к сети 4G. Что это значит на практике?

Мы уже очень близки к 88%, но они очень сложно нам даются. Разница в покрытии между нами и нашим ближайшим конкурентом — 5−6%. Это несколько тысяч населенных пунктов.

Согласно лицензионным требованиям, мы должны покрыть все населенные пункты, где живет более 2 тыс. человек и покрыть 4G до 90% населения. Но эти две цифры между собой не очень совпадают. Мы понимаем, чтобы охватить 90% населения, нужно построить покрытие во всех населенных пунктах, где живет 500−700 тыс.+ человек.

В ближайшее время мы хотим выполнить лицензионные обязательства. Активно обмениваемся пассивной инфраструктурой с нашими конкурентами. То есть один оператор строится, а потом на этой башне работает несколько операторов.

Читайте также: У кого из украинских операторов самый быстрый мобильный интернет

Как обстоят дела с дорогами?

В этом году очень активно строимся и планируем покрыть международные дороги с запада на восток и от Одессы к Днепру. Если на начало года покрытие LTE на этих дорогах было около 60%, то к концу 2021-го там должно быть 90%+.

На железнодорожные пути такого приоритета нет. Это очень дорого. Можно провести аналогию с метро, где покрытие одного инфраструктурного объекта обошлось в десятки миллионов долларов.

Ведь речь не только о так называемом outdoor-покрытии, что тоже очень сложно, потому что для нас это неосвоенные территории, но и о покрытии внутри поездов. Покрытие территории не даст такого качества, чтоб вы смогли, например, сидеть и работать в поезде, который едет со скоростью от 100 км/час.

Проект не взлетит, даже если все три оператора будут вместе строить одно покрытие. Технологические решения есть, но, мне кажется, что это невозможно без какого-то партнерства с государством.

С неосвоенными территориями понятно. А почему в Киеве до сих пор есть места, где совсем не ловит Киевстар?

Есть еще локации, в которых мы не можем разместить оборудование из-за проблем с доступом к инфраструктуре, и часто это — центр города. Когда нам просто не дают доступ и все.

Так не должно быть. Но мобильное покрытие — достаточно сложная история. На него влияют любые изменения во внешней среде. Например, рядом с нашим офисом строится дом, поэтому качество покрытия в этой зоне очень сильно меняется. Или та же сезонность — появление зелени и растительности.

В сети 3G все еще хуже. В зависимости от нагрузки меняется размер покрытия. Увеличилась нагрузка — размер покрытия уменьшился. Поэтому я не верю, что можно достичь идеала в работе мобильного интернета.

Но если посмотреть на воспринимаемое и измеряемое качество покрытия в Украине, то сегодня мы находимся на очень достойном уровне — примерно в середине списка из более 200 стран, которые входят в Ассоциацию GSM.

Читайте также: Глава Google предупредил об угрозе свободному интернету и назвал две технологии, которые изменят мир

Какая сейчас средняя скорость интернета в Украине?

У лидеров около 40 мб/с. Но она, безусловно, зависит от множества факторов. Во-первых, от типа вашего телефона. Чем дороже телефон, тем лучше он способен агрегировать разные стандарты, и тем выше скорость.

Во-вторых, в цепочке предоставления непосредственно услуги (почта, мессенджеры, видео и т. д.) участвуют операторы, OTT сервисы, поставщики контента, вэб-ресурсы. И наше взаимодействие также влияет на скорость, задержку и общее восприятие услуги клиентом.

Понятно, мы строим покрытие, проверяем его, но, по большому счету, кейс использования каждого сервиса каждым абонентом, до определённой степени, уникален.

Когда ждать запуск 5G в Украине? Не слишком ли оптимистичны прогнозы государства по поводу 2022 года?

Рано или поздно 5G должен прийти в Украину. Но ни рынок, ни операторы к этому пока еще не готовы.

Рынок для меня определяется востребованностью сервисов, построенных на базе 5G. Пока я не вижу понятного списка таких сервисов. Самое простое — это использование 5G c мобильного телефона. Но доля телефонов, поддерживающих 5G в сети Киевстара, меньше 2%.

Второй аргумент за то, чтобы не торопиться, — это выполнение лицензионных обязательств. У нас сейчас есть фокус — расширить наше покрытие, что достаточно масштабно и инвестиционно затратно.

Мы активно строим LTE в сельской местности. Около 16 тыс. населенных пунктов уже имеют покрытие 4G в Украине. Еще добавим к этому дороги. Один процент в покрытии сейчас — это порядка 1 тыс.+ населенных пунктов.

Читайте также: Запуск 5G в Украине отложили на полгода

Что 5G изменит для потребителя?

Основное преимущество для абонента — это скорость. Но, мне кажется, нет каких-то актуальных задач, которые в данный момент не в состоянии решать 4G. Я считаю, что самый эволюционно правильный путь — прийти к 5G, когда мы не сможем обслужить трафик в определенных точках при существующем частотном ресурсе и технологических возможностях стандарта LTE.

Это так называемые hot-spots — точки, в которых высокая концентрация трафика на длительном промежутке времени. Например, центры городов, офисные центры и т. д. Но мы не столкнемся с такой проблемой еще несколько лет.

Читайте также: Что будет, когда заработает спутниковый интернет Маска

Сколько денег инвестировала компания в развитие и модернизацию сети в 2020 году?

Мы инвестировали 5 млрд грн. Львиная доля ушла на сеть, расширение покрытия, емкость и улучшение качества. Большая доля потрачена на ІТ, поскольку это очень связано с нашей первой задачей. И небольшая — на лицензии и перестройку офиса в гибридном формате.

Какие планы на этот год?

Стремимся примерно к тому же уровню. Это порядок наших инвестиций за последние несколько лет.

Собирается ли компания привлекать финансирование на внешних рынках, например, выпускать еврооблигации?

Мы сейчас думаем над этим. Пока у нас нет потребности. Но есть несколько драйверов, которые могут это стимулировать.

Какие? На что планируете потратить финансирование?

Первый — это 5G, когда одномоментно нам нужно будет профинансировать покупку частот, а также дорогое оборудование для нового и масштабного слоя сети.

Второй — это любые формы неорганического развития, если мы вдруг решим покупать какие-то бизнесы в Украине в телеком-области или других.

Какую сумму компания планирует привлечь на внешних рынках, если решите выпустить еврооблигации?

Это решение наших коллег из штаб-квартиры. Компания «Киевстар» не занимается подобными задачами.

О личных финансах и хобби

«Минфин» — портал об инвестициях. Назвали бы вы себя инвестором?

Я не воспринимаю себя инвестором. Это нужно либо кому-то очень сильно делегировать, либо тратить на это очень много времени. А времени у меня нет.

Как вы управляете своими сбережениями? Во что вкладываете деньги?

Пользуюсь максимально консервативными инструментами — депозитами, бондами и ОВГЗ.

Читайте также: Почему для поколения «гамбургеров» важен пассивный доход

Как вы относитесь к цифровым деньгам?

Скептически. Мне кажется, что у криптовалюты есть единственное огромное преимущество — это анонимность. Но это все против тренда, потому что идет сумасшедшая борьба с анонимностью, за которой стоит уход от налогообложения, преступления, мошенничество и другое.

Мне кажется, что все это противоречит глобальному тренду о прозрачности и контроле. За обычными фиатными деньгами всегда стоит государство, которое берет на себя какую-то степень ответственности. В случае с криптовалютами я не до конца понимаю, как этот механизм будет работать.

В криптовалюты, которые уже есть, не очень верю. Они мне интересны как феномен. Ведь до этого момента все строилось на доверии к государству, а в цифровых валютах все строится на доверии к феномену.

Читайте также: Почему сейчас самое время инвестировать в криптовалюты

Как вы проводите свое свободное время?

Играю в большой теннис, насколько позволяет график. Бегаю, по возможности путешествую. Работа дает много возможностей: были годы, когда командировки были каждую неделю.

Какие книги любите читать?

Читаю художественную литературу: от самых простых детективов до более замысловатого. Например, сейчас достаточно активно читаю Бена Стиллера об инвесторах.

Какая книга впечатлила вас больше всего?

Из последнего — «Медвежий угол» Фредрика Бакмана. Сейчас читаю книгу о бизнесе «The hard thing about hard things: building a business when there are no easy answers» Бена Хоровица, инвестора и предпринимателя.

Недавно прочитал книгу о враче, ушедшем из профессии, — «Будет больно» Адама Кея. Литература для меня важна в том контексте, чтобы как-то отвлекаться и перезагружаться.