Международная финансовая корпорация (МФК, IFC), входящая в структуру Всемирного банка, подписала договор по кредитованию нашего Укргазбанка на 30 млн евро. В дальнейшем эти средства могут быть конвертированы в 20% акций банка. По этому бенчмарку может равняться и стоимость прочих банковских структур.
«Минфин» узнал об остальных продажах и проанализировал с экспертами последствия уже заключенной сделки для финансового рынка.
ЕБРР идет на сделку по Ощадбанку
Второй проданной в этом году госструктурой может стать Ощадбанк. Это официально подтвердили «Минфину» в Европейском банке реконструкции и развития.
«При условии дальнейшего движения в нужном направлении трансформации Ощадбанка и в целом сектора государственных банков мы надеемся выйти на сделку уже в 2021 году», — заявил «Минфину» заместитель главы представительства ЕБРР в Украине Александр Павлов.
Кабмин подписал с Европейским банком Меморандум о совместной подготовке Ощадбанка к приватизации еще в ноябре 2016 года. «Многие шаги по трансформации банка, оговоренные в меморандуме о сотрудничестве с Минфином, уже осуществлены», — уточнил сейчас Павлов. Особенно он отметил прогресс в реформе корпоративного управления.
В ЕБРР говорят, что самое важное для них — чтобы Ощадбанк придерживался заданной стратегии. Следующим шагом должно стать вступление украинского госбанка в Фонд гарантирования вкладов физлиц. Для этого должен быть принят соответствующий закон. Это, кстати, является одним из условий Меморандума, который наше правительство подписало с Международным валютным фондом.
Читайте также: Больше миллиарда в год. Стало известно, сколько Ощадбанк будет платить за участие в ФГВФЛ
После этого Ощад должен будет оплатить солидный вступительный взнос в ФГВФЛ (1% уставного капитала, составляющий 49,5 млрд грн) и последующие регулярные взносы по мере увеличения депозитного портфеля. При этом будет отменена государственная гарантия на 100% вкладов в этом госбанке. Его вкладчики смогут рассчитывать лишь на 200 тыс. грн, также, как и клиенты остальных банков.
После Европейский банк вплотную подойдет к заключению сделки по Ощадбанку.
«Сумма, размер доли, структура сделки и инструменты будут определены в результате переговоров между сторонами. Важно в результате достичь главной цели — подготовить банк к приватизации за счет превращения его в привлекательный объект для частных инвестиций в конкретные реалистичные сроки. Непосредственное участие ЕБРР в финансовом и институциональном развитии банка должно быть достаточно весомым для достижения этой сверхзадачи», — сказал «Минфину» Александр Павлов.
Пока не называются даже приблизительные параметры будущего соглашения. Хотя в 2017 году в представительстве ЕБРР открыто говорили, что их интересует покупка 10−25% акций Ощадбанка. Не кредит, а прямое участие в уставном капитале через допэмиссию.
Рассматривалась следующая схема инвестирования: ЕБРР становится одним из акционеров, его эксперты вместе с менеджментом Ощадбанка работают над улучшением баланса и общего финансового состояния госбанка (сокращением портфеля проблемных кредитов), а также поддерживают его текущее развитие своими технологиями, кредитными линиями и проектами. Все это длится 3−5 лет. После чего Ощад выводят на IPO (первичное публичное размещение акций) или после переговорной процедуры привлекают стратегического инвестора. Возможны варианты: он может стать соинвестором, но может быть и перепродан пакет акций Ощадбанка, который принадлежал ЕБРР.
Пойдет ли Европейский банк по этому пути в 2021 году — пока неизвестно. Хотя в целом его топ-менеджмент настроен оптимистично. Отвечая на вопросы «Минфина», он отметил, что не исключает инвестиции и в прочие украинские банки.
«В области капитальных инвестиций мы всегда открыты к сотрудничеству с профессиональными качественными частными инвесторами с солидной репутацией», — заверил Павлов. Имен новых потенциальных партнеров он, конечно, не назвал, но заверил, что доволен работой прочих своих структур в нашей стране.
Как известно, в Украине ЕБРР уже является акционером трех банков:
- Укрсиббанк — 40% акций;
- Райффайзен Банк Аваль — 30% акций;
- Мегабанк — 13,2% акций.
Не исключено, что он увеличит свои портфели.
«Будем принимать решения о развитии нашего акционерного участия в согласии с нашими партнерами и в интересах банков. Как всегда, мы будем руководствоваться экономической целесообразностью и задачами развития сектора, а также экономики в целом», — заверил замглавы представительства ЕБРР в Украине.
Приватбанк на паузе, следующий — Эксим
После того, как приватизацию обкатают на Укргазбанке и Ощадбанке, на очереди будут Приватбанк и Укрэксимбанк. В 2020 году Кабмин утвердил стратегию развития госбанков, где четко выписано, что доля государства в украинской банковской системе должна сократиться с 55% до 25% и ниже.
Приватбанк наверняка продадут последним — после того, как власти завершат судебные споры. Ни один инвестор, тем более иностранный, не решится купить организацию, которая ведет пачку судебных тяжб (включая международные), в том числе и по правам собственности.
Потому следующим на продажу станет Укрэксимбанк. В его случае могут применить схему с размещением небольшого пакета (5−10%) в ходе публичного размещения акций (IPO) и дальнейшей продажей стратегическому инвестору. В правительственной стратегии буквально говорится следующее:
«Государство стремится найти миноритарного инвестора на 5-летнем горизонте с потенциальной приватизацией в долгосрочной перспективе».
Пока Украина самостоятельно финансирует Экспортно-импортный банк. Осенью 2020 года Кабмин разместил гособлигации на 6,8 млн грн (под 9,3% годовых) и капитализировал госбанк на эту сумму. Его руководство уверяет, что этих средств хватит для нормального развития структуры.
«Банк получил возможность сформировать буфер финансовой стойкости и с запасом выполняет все нормативные требования НБУ в части капитала. Стратегией развития предусматривается дальнейшее долгосрочное финансовое оздоровление банка и оптимизация его баланса. Мы будем стремится к чистой прибыли на уровне 3 млрд грн в год, к рентабельности капитала (ROE) 22% и эффективности деятельности (CIR) не ниже 36%», — сообщил «Минфину» председатель правления Укрэксимбанка Евгений Мецгер.
За счет госсредств были перекрыты убытки, которые долгими годами копились на балансе Укрэксимбанка. Из-за кредитных невозвратов, некоторым из которых до 10 лет.
Но этом не значит, что правительство будет регулярно вливать в капитал Эксимбанка крупные суммы из бюджета. Оно хочет, чтобы банк работал по судам и взыскивал невозвраты, параллельно наращивая текущую прибыль.
50% прибыли Укрэксимбанка будет уходить на текущую выплату дивидендов государству и 50% — на его капитализацию и развитие.
«Бизнес-план развития на 2021−2023 годы предполагает достижение целевого уровня капитала на 1 января 2024 года на уровне 15 млрд грн. То есть его увеличение на 4,5 млрд грн за три года за счет прибыльной деятельности», — уточнил Мецгер.
Считается, что после расчистки кредитного портфеля, капитализации и по мере увеличения прибыльности, Укрэксимбанк сможет стать интересным для инвесторов. Могут быть созданы условия для IPO и дальнейшей продажи стратегическому инвестору. Опрошенные «Минфином» эксперты считают, что первая продажа акций госбанка может состояться не раньше 2023 года.
Уценили вполовину
Соглашение по Укргазбанку, заключенное 25 января, предполагает, что МФК выделит госбанку кредит на 30 млн евро сроком на 5 лет с правом его конвертации в 20% акций. Минфину Украины сейчас принадлежит почти 95% акций банка.
Но покупка акций Укргазбанка — это лишь право IFC. Которым корпорация может и не воспользоваться, то есть может и не стать акционером нашей структуры.
«Сейчас нет 100% гарантии, что вхождение IFC в капитал Укргазбанка произойдет», — пояснил «Минфину» финансовый аналитик группы ICU Михаил Демкив.
Аналитики хором говорят о том, что переговоры со структурой Всемирного банка сильно затянулись (длились более трех лет). Может потому их решили форсировать и зафиксировать сделку по текущей цене. Даже при том, что цена не самая высокая, и правительство не сможет окупить своих вложений в Укргазбанк.
«Весь его капитал оценивается в 150 млн евро (эквивалент 5,1 млрд грн.) при собственном капитале 9,1 млрд грн на начало декабря 2020 года. Следовательно, коэффициент составляет около 0,56 капитала», — уточнил финансовый директор рейтингового агентства IBI-Rating Александр Калашников.
Читайте также: Укргазбанк получит от IFC кредит на 30 млн евро. Что дальше
На первый взгляд, чуть больше половины капитала — не самое щедрое предложение. Ведь все помнят, как 15−18 лет назад иностранцы платили за наши банки по 3−4 капитала. Поэтому была надежда на 0,8−1 капитала в сделке по Укргазбанку.
«К сожалению, после кризиса 2008 года в Украине абсолютное большинство банков продавалось по цене существенно ниже стоимости капитала. Некоторые из них — за 1 гривну. Что касается государственного банка, то прецедентов продажи частному инвестору в стране еще фактически не было», — напомнил Михаил Демкив.
Руководитель аналитического отдела Concorde Capital Александр Паращий отметил, что цены на акции банков упали не только в Украине, а по всему миру в целом. Вот так сейчас торгуются акции ведущих финансовых институтов: по мультипликатору Р/В — капитализация/собственный капитал:
- Deutsche Bank — 0,33;
- Barclays — 0,44;
- BNP Paribas — 0,51;
- Credit Suisse — 0,63;
- UBS — 0,89.
«У нас по Укргазбанку главный позитив в том, что фактически зафиксирован минимальный мультипликатор сделки в 0,5 капитала», — сказал Паращий.
На этот счет разные мнения: одни аналитики считают, что государству стоило подождать завершения коронакризиса, и не раньше 2022−2023 года подписывать соглашение с инвестором. Другие говорят, что тянуть уже было некуда.
«Сделка с МФК предполагает капитализацию от 150 млн евро (или 5,1 млрд грн), что на 63% ниже цены входа государства. А если считать в евро по курсу входа, то на 82% ниже. Очевидно, что окупить такую инвестицию государству нереально даже за следующие 5 лет. Потому смысла затягивать продажу особо и нет», — объяснил Паращий.
Считается, что правительство больше выиграет от вливаний Международной финансовой корпорации в Укргазбанк. От нашего финучреждения ждут более активного кредитования бизнеса и экономики в целом. Сейчас госбанк делает акцент на финансировании предприятий-поставщиков газа, а также компаний, связанных с «зеленой» энергетикой (из-за специализации на экологические проекты), которые сильно пострадали от кризиса неплатежей по «зеленому» тарифу со стороны государства. Из-за этого пошли задержки платежей по кредитам. Сейчас власти пытаются урегулировать эти проблемы, но, когда они будут полностью закрыты — неизвестно.
3−4 банка продадут
Эксперты пока не берутся предсказывать цены для будущих сделок по покупке/продаже украинских банков. Хотя признают, что покупатели могут ровняться на соглашение между Укргазбанком и IFC. Конечно же, с оговорками и конкретизацией по каждому банку.
«Полагаю, эта сделка может быть ценовым ориентиром. Однако стоит понимать, что окончательная цена на каждый отдельный банк будет зависеть от многих факторов, в том числе от качества активов, достаточности капитализации и ликвидности, рентабельности, устойчивости бизнес-модели
Читайте также: Что ждет банки и их клиентов в 2021 году
Эксперты считают, что в 2021 году будут продаваться не только госбанки, но и коммерческие структуры. Прогнозируется несколько сделок.
Уже сейчас понятно, что по итогам стресс-тестирования в 2021 году многие банки могут получить от НБУ предписания об увеличении капиталов. А вот средства на это найдут наверняка не все. Многие захотят уйти из бизнеса.
Понятно, что это лучше делать до негативного заключения регулятора. Тогда можно попробовать продать банк по более выгодной цене. Потому банковладельцы еще в 2020 году стались подыскивать инвесторов для своих структур.
«Желающих выйти из банковского бизнеса в Украине достаточно. Вопрос в том, что спроса на финучреждения практически нет. Хотя в 2021-м можно ожидать своего рода „бума“ в этом вопросе — открытие рынка земли потенциально может увеличить спрос на банки. Например, со стороны тех же агрохолдингов или иностранных инвесторов в виде международных фондов, у которых есть для этого и ресурс, и глубокое понимание рынка. Но даже если это предположение окажется справедливым, вряд ли речь пойдет о более чем 3−4 сделках», — прокомментировал «Минфину» ситуацию финансовый аналитик Василий Невмержицкий.
Открыто называется немного претендентов на продажу.
«Например, недавно Нацбанк не дал согласия на приобретение иностранным инвестором БТА Банка. Возможно, его акционеры продолжат поиск нового покупателя. Также акционеры Сбербанка не раз заявляли о желании продать учреждение, однако этот процесс невозможен в настоящее время из-за введенных санкций, срок действия которых истекает в марте 2021 года», — сказал Александр Калашников.
По будущим продажам банков дают очень скромные прогнозы. Хорошим ценником в 2021 году будет считаться 0,4−0,6 капитала. Не исключаются и так называемые «безденежные» сделки. Когда не происходит допэмиссии акций, а имеющиеся перед инвестором долги обменивают на акции.
«Сейчас акцент смещается в пользу стартапов. А там стоимость определяется главным образом идеей, бизнес-моделью, репутацией, а не квадратными метрами офисов или миллионами капитала. В последние годы чаще всего речь идет либо о покупке финтех-стартапов, как например, в случае с покупкой VISA за $5,3 млрд стартапа Plaid. Либо, напротив, покупке стартапами классических банков, когда речь идет в основном о приобретении лицензий», — подчеркнул Василий Невмержицкий.
Классические банки, предоставляющие основные услуги всем подряд, не имеющие перспективной клиентской базы и технологий, которые можно быстро монетизировать, сейчас мало интересуют покупателей. Инвесторы тщательно изучают бизнес-модель, проверяют насколько она адаптирована к рискам коронакризиса, и, конечно же, проверяют качество кредитного портфеля и структуру невозвратов.
Елена Лысенко для «Минфина»