Что происходит за кулисами публичного поиска и отбора будущего главы Нацбанка, кто в шорт-листе кандидатов и кто помогает президенту определиться с выбором, разбиралась LIGA.net. «Минфин» публикует сокращенную версию.

Фамилии под запретом

Экс-глава НБУ Яков Смолий подал в отставку почти две недели назад: вечером 1 июля он объявил, что уйдет, назвав причиной «систематическое политическое давление» на Нацбанк.

На следующее утро президент Зеленский принял отставку главы, а уже 3 июля НБУ остался без постоянного руководителя. Сейчас обязанности главы регулятора исполняет Катерина Рожкова – первый заместитель Смолия.

С тех пор в прессе звучали разные фамилии, которые якобы обсуждаются в Офисе президента в качестве замены Смолию. Но понять, к какому выбору все-таки склоняется президент после двухнедельного отбора, не так и просто даже народным депутатам из президентской фракции Слуга народа.

Читайте также: Отставка главы НБУ. Кто заменит Смолия и что будет с экономикой

В понедельник, 13 июля, Зеленский провел встречу с СН, на которой представил новых руководителей Антимонопольного комитета и вице-премьера по вопросам стратегических отраслей промышленности. Главную кадровую тему недели – НБУ – тоже обсуждали, но конкретных фамилий так и не прозвучало.

«В Офисе президента боятся светить фаворитов», – говорит высокопоставленный собеседник из окружения Зеленского. Несколько собеседников во фракции СН и ОП отмечают, что депутатам, которые были вовлечены в консультации, прямо запретили называть состав шорт-листа, чтобы он не попал в прессу.

Тем не менее известно, что отбор «почти окончен».

Читайте также: Зеленский пообещал МВФ до конца недели предложить Раде нового главу НБУ

Президентский список кандидатов

«Несмотря на конкретные фамилии, есть две группы кандидатов: те, кто, вероятно, продолжит прежнюю политику НБУ, вторые – те, кто удовлетворит запрос Банковой на смену этой политики, — говорит финансист, знакомый с ситуацией. — Менять Смолия, чтобы поставить сильного и независимого экономиста, который, скорее всего, будет вести схожую политику, было бы нелогичным. Я не думаю, что президент сделает хороший для страны выбор».

По информации собеседников, в первой группе было пятеро кандидатов.

Юрий Городниченко, профессор экономики университета Бэркли (США), лучший молодой экономист мира по версии авторитетного рейтинга Repec Ideas.

Зеленский пообщался с ним по видеосвязи в понедельник. Городниченко, якобы был готов, но при выполнении трех условий: сохранении прежней политики НБУ, реальной независимости регулятора и отказе от политического давления, а также гарантии физической безопасности руководства регулятора. По словам собеседника, знакомого с результатом переговоров, президент не считает, что это реальные проблемы, требующие договоренностей.

Владимир Лавренчук. Экс-глава Райффайзен Банка Аваль считался одним из топ-кандидатов на должность главы НБУ еще после отставки Валерии Гонтаревой в 2018-м, но тогда президент Петр Порошенко предпочел Якова Смолия.

Сейчас в СМИ также фигурирует фамилия Лавренчука, но предложений возглавить НБУ к нему не поступало. К тому же, по его словам, у него самого нет намерений становиться главой НБУ.

Тем не менее, двое человек назвали его среди участников шорт-листа.

Дмитрий Сологуб. После заявления Смолия об отставке Зеленский пригласил на встречу правление НБУ, чтобы обсудить требования к новому руководителю. Топ-менеджеры Нацбанка отметили, что лучшим выбором стал бы кто-то из них (Катерина Рожкова, Дмитрий Сологуб, Олег Чурий, Сергей Холод, Роман Борисенко), рассказал один из участников встречи.

Среди участников последующих консультаций, Зеленский рассматривал Дмитрия Сологуба (курирует блок монетарной политики). Но в дальнейшем контактов с правлением относительно нового главы не было, рассказали два собеседника в НБУ. Зеленский якобы считает, что у действующих членов правления нет шансов набрать в Верховной Раде 226 голосов.

Андрей Кириленко — профессор финансов Кембриджского Университета. Как и Городниченко, он выходец из Украины, добившийся успеха на Западе. Чем закончилось общение президента с Кириленко неизвестно.

Сергей Гуриев. Гуриев вырос в Киеве, учился в Москве, один из самых известных российских экономистов либерального толка. Гуриев был вынужден покинуть Россию в 2013-м, из-за опасения за свою свободу и безопасность. Сейчас живет и работает во Франции, до недавнего времени был главным экономистом ЕБРР.

По информации собеседников, знакомых с процессом отбора, у Офиса президента даже был разговор с Гуриевым по видеосвязи. Но с его назначением есть сложность: для того, чтобы возглавить НБУ, Гуриеву придется сменить гражданство.

Ко второй группе кандидатов, готовых «сузить» независимость НБУ и смягчить монетарную политику, относят четверых претендентов.

Кирилл Шевченко. Имя действующего главы Укргазбанка было первым, кого называли вероятным преемником Смолия. Он же – пример того, как конкретного кандидата пытаются «сбить»: народный депутат Александр Дубинский (СН, считается одним из депутатов так называемой «группы Игоря Коломойского» внутри Слуги народа) развернул против Шевченко целую кампанию через свои медиаплощадки.

Читайте также: Шевченко vs Лавренчук: Рейтинг претендентов на пост главы НБУ от читателей «Минфина»

Несмотря на это, Шевченко остается в шорт-листе Зеленского. С его кандидатурой есть еще одна проблема. По информации собеседников в депутатском корпусе, Национальное антикоррупционное бюро ведет расследование, в котором фигурантом якобы является родственник Шевченко. «Это потенциальная возможность для давления на него, если он станет главой НБУ», — отмечает собеседник.

Сергей Круглик. Экс-руководитель международного департамента в НБУ времен Сергея Арбузова-Игоря Соркина.

Впервые его фамилия попала в информпространство в контексте назначения в НБУ на прошлой неделе с подачи агентства Українські новини (входит в Интер Медиа Групп Дмитрия Фирташа и Сергея Левочкина).

Позже на свежесозданном блоге Ukraine Сonfidential появился пост, расхваливающий Сергея Круглика — якобы самого вероятного будущего главу НБУ. 

Собеседники среди участников консультаций подтвердили, что Зеленский действительно рассматривает кандидатуру Круглика.

Его плюс в том, что Круглик долгое время занимался внешними контактами Нацбанка, что могло бы помочь в отношениях Украины с международными партнерами. Минус – функции Круглика были скорее протокольными: к экономике и тем более монетарной политике он не имел никакого отношения.

Второй минус: Круглик ушел из НБУ в 2015 году после того, как команда Валерии Гонтаревой структурно реформировала Нацбанк (этим занимался Владислав Рашкован — нынешний представитель Украины в МВФ). 

Есть еще один кандидат, который уже пару раз выпадал из списков, но потом опять появлялся.

Богдан Данилишин. Действующий глава Совета НБУ (в котором он был последовательным оппонентом Якова Смолия) и экс-министр экономики в одном из правительств Юлии Тимошенко, входил в один из первых лонг-листов Офиса президента.

Данилишин — заклятый оппонент руководства НБУ, он публично критиковал работу Смолия и правления. Данилишин также поддерживает всестороннее использование Нацбанка для разогрева экономики. Не так давно он написал письмо президенту и Верховной Раде, в котором рекомендовал, как улучшить монетарную политику и провести эмиссию через выкуп Нацбанком ОВГЗ на вторичном рынке.

Еще один кандидат из Совета НБУ — Елена Щербакова. До прихода команды Гонтаревой Щербакова долгое время работала на топ-позициях в Нацбанке, входила в правление регулятора.

Печатный станок, высокая инфляция и другие перспективы 

Перед пятничным голосованием Зеленский, вероятно, представит нового главу НБУ на встрече с фракцией, дальше его заслушает профильный комитет Верховной Рады.

В связи с «политической» отставкой Смолия Офис президента неоднократно подчеркивал, что независимость Нацбанка будет сохранена. Но сам Зеленский на прошлой неделе снова раскритиковал политику НБУ – на этот раз за чрезмерно крепкий курс гривни. А во время общения с кандидатами интересовался — что они сделают, чтобы обеспечить ипотеку под 10% годовых уже в этом году.

Читайте также: Почему НБУ никогда еще не был независимым

Параллельно с этим министр экономики Игорь Петрашко снова заявил, что Украине нужна гораздо более высокая инфляция, чем таргетирует Нацбанк, а глава экономического комитета Рады Дмитрий Наталуха сказал, что эмиссия гривни – это «непопулярный, но необходимый компромисс ради сохранения рабочих мест».

Экономисты, опрошенные после отставки Смолия, были единогласны в оценке: разворот в монетарной политике и финансировании НБУ дефицита бюджета, может привести к резкой девальвации и финансовому кризису.

Впрочем, даже, если президент и Верховная Рада назначат адепта использования «печатного станка», ему будет непросто быстро развернуть политику НБУ.

Оставшиеся четверо членов правления, будут иметь большинство и смогут какое-то время отбивать опасные идеи.

Вопрос — как долго.