«Минфин» встретился с главой НКЦБФР, чтобы выяснить, что закон изменит на практике, как он будет защищать права инвесторов и куда они смогут вкладывать свои деньги.
«Мало у кого болит голова из-за того, что он не может купить акции украинских компаний»
– Новый закон «О деривативах и финансовых рынках» — часть обязательств Украины перед МВФ. Принятие документа – лишь формальность, чтобы удовлетворить кредиторов или он действительно способен в корне изменить ситуацию на нашем фондовом рынке?
– Этот закон принимался не для МВФ. Фонд просто разделял наше видение о необходимости его принятия и был готов оказать поддержку стране после того, как закон будет принят.
Не только МВФ, но и большое количество экспертов убеждены, что развитие украинского фондового рынка, рынка капитала поможет нашей стране, а также, непосредственно, гражданам, которые смогут накапливать средства.
Страны, в которых нет полноценного фондового рынка, значительно труднее проходят экономические кризисы. Рынок капитала — это своеобразный буфер для экономики. Это мы видим на примере ЕС, США, Китая, которые значительно легче переносят нынешнюю ситуацию. В Украине же падение ВВП будет более существенным.
Новый закон переписывает принципы, на которых строился фондовый рынок с начала 90-х годов. С того времени происходили значительные изменения в экономике, мы проходили финансовые кризисы и начинали жить в другой реальности. Но фондовый рынок все это время работал по фактически адаптированному советскому законодательству. Взамен этот закон приближает нас к европейским стандартам ведения бизнеса, лучше защищает инвесторов, расширяет финансовые инструменты.
После его вступления в силу мы начнем создавать в Украине цивилизованную систему взаимоотношений инвесторов и запустим трубопровод капитала.
– Сейчас единственный двигатель украинского фондового рынка – это ОВГЗ. Расширит ли закон спектр ЦБ, в которые можно вкладывать деньги, в частности, за счет акций?
– У нас нет рынка акций, потому что в Украине в значительных масштабах не происходило привлечения капитала. Для бизнеса проще было заимствовать средства на западе, поскольку там капитал дешевле. Поэтому, если акции у нас не торгуются – в этом нет особой проблемы.
Важно, чтобы у нас была возможность заключать те контракты, которые нам действительно нужны. В частности, деривативные. Видимо, мало кто понимает, что это такое, но мы все чувствуем их влияние в повседневной жизни. Например, знаменитый Роттердам+ — это и есть дериватив. Да и другие цены в наших платежках привязаны к таким контрактам.
Деривативный контракт – это возможность заключить сделку на покупку любого товара с поставкой и расчетом более чем через неделю. Например, это может быть газ, нефть, зерно. Для развитых рынков такой инструмент привычный, он дает возможность уменьшить риски экономической деятельности и ценовых колебаний.
Читайте также: 8 новых способов вложить деньги и заработать на ЦБ
В Украине мало у кого болит голова из-за того, что он не может купить акции украинских компаний. А вот какая будет цена на газ зимой — интересует многих. Поэтому, если сейчас цена на газ низкая, можно заключить деривативный контракт на его поставку зимой, зафиксировав ту стоимость, которая устроит и продавца, и покупателя.
Правда, для того, чтобы этот инструмент заработал, еще нужно много сделать. В частности, надо создать клиринговые учреждения, сформировать базы данных отчетности по деривативным контрактам.
«Мы увидим превращение спекулянта в добропорядочного инвестконсультанта»
– Одним из положительных аспектов закона называют усиления гарантий исполнения заключенных сделок. Каким образом будет работать этот механизм?
– Да, закон требует от торговых систем не только организовать встречу покупателей и продавцов, но и обеспечить выполнение всех соглашений. Ранее такие соглашения фактически выполнялись по желанию сторон. На практике часто бывало так, что менялись какие-то обстоятельства и продавец или покупатель уже не хотели выполнять соглашение. Такая ситуация убивала рынок.
Теперь же появляется система обеспечения сделок. Тот, кто торгует, должен сделать определенный гарантированный взнос и биржа сможет его использовать для обеспечения выполнения соглашения. К тому же появится контроль за качеством товара. Биржа будет проверять действительно ли он есть в наличии, соответствует ли заявленным характеристикам.
– Вы обращали внимание на то, что торговцы ценными бумагами будут трансформированы в инвестиционные фирмы по европейской модели. Что это означает?
– Фактически мы увидим превращение спекулянта в добропорядочного инвестиционного консультанта. То есть, спекулянт действовал по принципу: «куплю у тебя подешевле и продам ему подороже». Согласно новому закону, если клиент что-то продает, инвестиционная компания должна обеспечить, чтобы актив был продан за честную рыночную цену. Так же и покупатель должен получить честную цену.
– Одно из нововведений закона – разделение инвесторов на квалифицированных и неквалифицированных. Как их будут делить?
– Раньше, когда в инвестиционную компанию приходил клиент, все, что она должна сделать — это определить, что клиент, условно, «не Усама Бен Ладен», то есть провести финмониторинг. В то же время, для развития рынка капитала этого недостаточно — нужно обеспечить еще и здоровую инвестиционную деятельность.
Выбирай депозит в надежном банке и получи до 11% годовых
Поэтому новый закон разделяет инвесторов на квалифицированных и неквалифицированных, и предусматривает защиту мелких инвесторов. Если в компанию обратится клиент, который не оперирует крупными суммами, не имеет финансового опыта, он будет считаться неквалифицированным. Инвестиционная компания должна будет проконсультировать его и подобрать такой вариант для размещения денег, который будет понятен клиенту. А не предлагать вложиться в «алгоритмический трейдинг» и получить «золотые горы».
Если же инвесткомпания продаст неквалифицированному клиенту какой-то сомнительный актив и мы это заметим, ей придется вернуть деньги.
– Возможности инвестиционных фирм должны быть расширены за счет связанных агентов, которые смогут действовать от имени и в интересах фирмы. В чем именно будут заключаться полномочия этих посредников, как они смогут помогать компаниям?
– Если инвестиционная компания не может присутствовать в небольших городах, в них могут работать ее связанные агенты. Благодаря этому будет создана полноценная цепь посредников и их представителей. Инвестиционная компания будет нести ответственность за работу своих агентов, проверять уровень их профессионализма и добропорядочности.
Читайте также: Конец Уоррена Баффета: похоронит ли нынешний кризис стратегии биржевого гуру
Мы хотели бы, чтобы гражданин, который инвестирует даже 5 тыс. грн, понимал, что закон и государство его защищают. Существует мнение, что если инвестиция небольшая, то государству она не нужна. Это не так. Из этих маленьких инвестиций и складываются большие капиталы.
Государство должно обеспечить такие условия, чтобы те, кто хочет незаконно отобрать у большого количества людей по 5 тыс. грн, никогда в нашу страну не приходили.
«Если банки и инвесткомпании будут вкладывать деньги в сервис, комиссии станут значительно ниже»
– Если говорить о частных инвесторах, какие инструменты для них создает новый закон?
– Закон устанавливает правила выпуска целого ряда новых долговых инструментов. Это корпоративные, инфраструктурные, муниципальные облигации. В частности, можно будет инвестировать в строительство дорог, электростанций и т.п.
Я считаю, что для многих украинцев, которые хотят накапливать, эти инструменты будут интересны, ведь позволяют получать фиксированный доход. Вы сможете вложить в такие облигации 5-10 тыс. грн и наблюдать, как за ваши деньги развивается инфраструктура.
– Сейчас проблема небольших частных инвесторов – это существенные комиссии и достаточно высокий порог вхождения. Большинство компаний и банков даже продают ОВГЗ на сумму от 100 тыс. грн, меньше нет смысла из-за дорогого обслуживания. Изменит ли закон эту ситуацию?
– Это вопрос не закона, а эффективности предоставления услуг. Посредники недостаточно инвестируют в технологии, которые позволят сделать услуги более массовыми и дешевыми. Мы не видим системных инвестиций в новые электронные системы, которые дадут возможность торговать, например, через мобильное приложение.
Если же вы зайдете в отделение банка и спросите, как открыть счет в ценных бумагах, работник будет смотреть на вас большими глазами и не поймет, чего вы хотите. Проблема в том, что банк оказывает услуги, но его специалисты вообще не понимают, что это такое. Для того, чтобы выяснить, как открыть такой счет, из банка надо звонить в Днепр или в Одессу, где есть соответствующие специалисты.
Если же банки и инвестиционные компании будут вкладывать деньги в сервис, будут расширять круг клиентов, комиссии станут значительно ниже.
– Закон предусматривает новую процедуру выпуска корпоративных облигаций, которые должны стать более защищенными. Как это будет происходить?
– Рынок корпоративных облигаций существовал и раньше, но когда наступил экономический кризис 2007-2008 годов и компаниям стало сложно возвращать деньги, фактически исчез. Тогда многие просто отказались обслуживать долги.
Надежно и выгодно: инвестируй в ОВГЗ и получи 11% годовых
Теперь же кредиторы будут более защищены. Понятнее станут процессы, когда компаниям будет нужна реструктуризация или изменение условий, под которые привлекались средства. То есть взаимоотношения между заемщиком и кредитором будут более предсказуемыми.
У компании и инвесторов появится возможность сесть за стол переговоров и договориться. Ведь когда такой возможности нет, кто-то всегда будет пытаться обойти другого и использовать ситуацию в свою пользу.
– Еще одна из новаций закона – появление банковских сертификатов, которые должны упростить привлечение банками ресурсов. В чем особенность таких бумаг?
– Выпуск сертификатов будет интересен как банкам, так и вкладчикам. В отличие от срочного депозита, вы сможете всегда продать такой сертификат и получить деньги.
С другой стороны, банку тоже интересно выпускать такие сертификаты. Даже если вы его продадите кому-то другому, для банка фактически ничего не изменится, он не должен возвращать деньги раньше. Кроме этого, банк сможет реализовывать депозитные сертификаты дистанционно и так же инвестор будет покупать или перепродавать их через интернет.
«Украина – магнит для финансовых пирамид»
– В Украине фактически отсутствует фондовый рынок. Что нужно, чтобы его возродить?
– На протяжении последних 5 лет экономика Украины стабилизировалась. Если этот цикл будет продолжаться, мы сможем ввести рынок капитала. Для его появления, в первую очередь, нужен сам украинский капитал: люди, которые готовы вкладывать свои деньги, и компании, которые готовы размещать свои акции.
– Интересен ли будет украинский фондовый рынок отечественным компаниям? Ведь им может быть проще разместить акции и на иностранных рынках.
– Не надо упрощать этот вопрос. Выход на рынок – это очень ответственное и затратное действие, в какой бы стране это не происходило. Мир очень сложный и ничего просто в нем не делается. Особенно, если речь идет о деньгах.
Компания должна понимать, для чего она выходит на рынок и где ей это выгоднее сделать. Если речь идет о крупном экспортере, которого хорошо знают за рубежом, тогда ему может быть более выгодно привлекать средства за пределами Украины. Однако, если компания чисто украинская и предоставляет услуги внутри страны, ей может быть выгоднее размещать акции на наших биржах.
Читайте также: Зачем инвесторам участвовать в IPO и сколько на этом можно заработать
Кроме этого, я не чувствую особого желания иностранных фондовых рынков привлекать украинские предприятия. Ведь мы видели, что произошло с такими компаниями, как, например, «Мрия», когда деньги заимствовались «там», а разворовывались «здесь». Поэтому все инвесторы будут говорить следующее: давайте вы сначала возьмете деньги там, где будете их тратить, а потом придете к нам.
Украине нужен собственный фондовый рынок. Коронавирус продемонстрировал, что страны должны становиться более самодостаточными. Капитал, как и вакцины, — это национальные ноу-хау. Нельзя просто так купить вакцины в другой стране и так же сложно привлечь капитал.
– Сейчас большинство украинцев, которые инвестируют в иностранные фондовые рынки, делают это через брокеров, зарегистрированных в иностранных юрисдикциях. Есть ли в Украине защита для таких инвесторов в случае, если брокер объявит о банкротстве или у него возникнут какие-то другие проблемы?
– Нет. В будущем такая защита может быть, но для этого мы должны повысить наше регулирование до международных стандартов.
Обеспечить качественный надзор и защиту инвесторов, где бы они не вкладывали деньги – это ответственность национального регулятора. В то же время, согласно закону о государственном регулировании рынка ценных бумаг, мы не отвечаем многим международным требованиям.
Украина – последняя страна в Европе, у которой регулятор без полномочий, которые позволили бы защитить украинского инвестора как внутри страны, так и за рубежом. Например, мы не можем остановить много операций, которые очевидно вредят инвестору. Другие же европейские регуляторы это могут. Они договариваются с другими регуляторами, обмениваются информацией и действуют в интересах своих граждан.
Как следствие, Украина – магнит для финансовых пирамид. Ежегодно на национальном уровне возникает несколько пирамид, а на локальном – десятки.
Чтобы это изменилось нужна полная перезагрузка регулятора. После этого мы сможем сотрудничать не только с иностранными коллегами, но и с отечественными правоохранительными органами, поддерживать их в досудебном следствии и судебных процессах. Однако полномочия должны быть прописаны в законе.
«В нынешних условиях нет смысла вкладывать деньги в негосударственные пенсионные фонды»
– В Украине снова заговорили о введении второго уровня пенсионной системы — накопительного. Как будут защищать деньги будущих пенсионеров?
– Накопительная пенсия коснется 10 миллионов украинцев. Очень важно, чтобы эти деньги инвестировались ответственно, без значительного риска, а расходы на администрирование были умеренными.
Также нужен усиленный надзор. Я очень рад, что происходит диалог с правительством и парламентом о перезагрузке регулятора. Изменения позволят обеспечить такой надзор.
– Когда может быть принят закон о втором уровне пенсионной системы?
– В конце этого года или в начале следующего года. В таком случае система накопления сможет заработать с 2022 года.
– Кто, по вашему мнению, будет более эффективным распорядителем этих средств — государственная структура или негосударственные пенсионные фонды?
– Эффективность работы не зависит от того, кому принадлежит фонд. Главное — есть ли у распорядителя профессиональный уровень, профессиональные работники, экспертиза.
Закон должен устанавливать соответствующие требования. Нынешний проект предусматривает, что компании, которые хотят управлять деньгами других, должны иметь капитал, профессиональных специалистов, которые смогут отслеживать риски, и менеджмент, который понимает последствия своих действий.
Что касается участия государства, то оно должно обеспечить качественный надзор и инфраструктуру для такой работы, эффективную систему учета.
– Как вы оцениваете сейчас ситуацию на рынке негосударственных пенсионных фондов? Как эффективно контролировать их деятельность?
– Учитывая общую экономическую ситуацию в стране, система негосударственного пенсионного обеспечения действует вопреки всем условиям. У Фондов нет большого количества клиентов, они дорогие в администрировании.
Читайте также: Десятка НПФ, которые заработали самую высокую доходность для клиентов
К тому же, уровень надзора за ними не соответствует мировым стандартам. Чтобы эта система стала эффективной, нам нужна перезагрузка регулирования. Также необходимо сменить работу фондов, в соответствии с современными стандартами: в них должны действовать независимые наблюдательные советы, компании должны нести ответственность. Все это сделает невозможным недобросовестное инвестирование, которое было на протяжении лет.
При нынешних же условиях украинцам нет смысла вкладывать деньги в негосударственные пенсионные фонды. Регулирование работы этих компаний будет пересмотрено, а поэтому стоит подождать.
– Согласно закону о «сплите», под контроль комиссии перейдут фонды финансирования строительства. По вашему мнению, что может сделать регулятор для того, чтобы не допустить случаев прекращения деятельности строительных компаний?
– Чтобы контроль за этими фондами действительно был эффективен, необходимо менять законодательство. Сейчас у управляющих этих фондов нет инструментов для качественного оказания услуг, нет инструментов контроля за застройщиками.
Еще одна проблема заключается в том, что законодательство не дает возможности создавать активы на первичном рынке: до того, как здание сдано в эксплуатацию, ее в юридической плоскости практически не существует. Человек мог вложить 90% денег в недвижимость, но фактически ничего не имеет.
Читайте также: Какие квартиры будут покупать после кризиса
Поэтому нам нужно обеспечить и вкладчиков, и посредников современными наборами инструментов, а регулятора — полномочиями для того, чтобы сделать этот рынок более цивилизованным. Сейчас же в строительной сфере, казалось бы, здоровые инвестиционные планы иногда превращаются в финансовые пирамиды, когда старые стройки финансируются за счет новых.
Мы ожидаем, что соответствующие законодательные изменения будут приняты до конца года.