Недавно в парламенте появился законопроект №3704, который прописывает схему растаможки авто на иностранной регистрации. Но не только. В проекте — масса других новшеств, в том числе тех, которые касаются обычных водителей. Одно из самых одиозных — предложение пересмотреть принципы начисления так называемого «налога на роскошь» — 25 тысяч гривен в год, которые сегодня платят владельцы элитных автомобилей. Авторы законопроекта хотят снизить планку «элитности» машин почти вдвое. Если этот пункт пройдет, платить ежегодный налог придется и владельцам авто среднего класса.
«Минфин» разбирался, как Рада может поменять автомобильное законодательство, и к чему готовиться водителям.
Пачка проектов
Новый законопроект подала в Раду группа народных депутатов, в числе которых «слуги народа»: Марьян Заблоцкий, Михаил Лаба, Андрей Богданец, Сергей Штепа и др. В его разработке также принимала активное участие общественная организация АвтоЕвроСила. Это подтвердил заместитель главы Александр Чернявский.
По словам Чернявского, новый проект их вполне устраивает, хотя много предыдущих инициатив по растаможке евроблях активисты критиковали. Также он заверил «Минфин», что уже на следующей неделе проект будет рассмотрен на профильном комитете, а «шансы на его принятие очень высоки».
Напомним: за последние полгода в парламенте было зарегистрировано несколько проектов по евробляхам. К примеру, народный депутат Александр Ковалев подавал проект №2342, но он так и не прошел согласование финансового комитета.
Весной этого года в Раду был подан законопроект №3389. Оба эти проекта похожи. В них, в частности, предлагалось убрать возрастной коэффициент при растаможке авто. Сейчас чем старше машина, тем больше приходится за нее платить. Скажем, акциз для 10-летнего авто с двигателем 1,6 литров -1,2 тысячи евро, а для нового — вдесятеро меньше. Документы также предлагали снизить акциз для евроблях, а в перспективе — и вовсе отменить его для всех импортных авто.
Но эти проекты имели общий недостаток — их принятие могло резко снизить бюджетные поступления от растаможки автомобилей, тогда как никакого компенсаторного механизма взамен не предлагалось. Это могло стать веским аргументом противников льгот для евробляхеров.
Эту проблему попытались решить в новом проекте.
Что обещают евробляхерам
В новом законопроекте предлагается несколько нововведений.
Основной блок — для евробляхеров, под которых, собственно, этот проект и писался. По оценкам Александра Чернявского, льготной растаможки ждет порядка 500 тысяч владельцев авто на иностранных номерах. В пояснительной записке к проекту указано, что нерастаможенных евроблях в Украине — порядка 750 тысяч.
Ранее евробляхеры жаловались на слишком большие суммы за растаможку. Нередко они превышали стоимость самой машины. Ценник накручивал, главным образом, акциз, который зависит от возрастного коэффициента. И если в предыдущих проектах предлагалось просто убрать возрастной коэффициент, то в новом — вообще отменить акциз для авто, импортированных в Украину до 1 мая этого года в режиме временного ввоза (то есть, для евроблях).
Таким образом, к примеру, 10-летний автомобиль с дизельным двигателем в 2,5 литра подешевеет в растаможке почти на 1900 евро. Чем старше и мощнее авто — тем больше в итоге сможет сэкономить его владелец.
К примеру, за ту же 10- летнюю евробляху теперь нужно будет заплатить только НДС. С учетом того, что стоимость таких авто небольшая — 1-2 тысячи евро, налог также будет невысоким — до 400 евро. Если сейчас за растаможку такого автомобиля собственнику нужно заплатить до 2,5 тысяч, то с принятием нового проекта — только 400 евро акциза и 10% ввозной пошлины, то есть до 600 евро.
В пояснительной записке к проекту авторы подсчитали стоимость растаможки для евробляхи 2003 года — дизельного авто с мотором 2,5 литра стоимостью 2 тысячи евро. Получилась сумма в 785,5 евро плюс 8,5 тысяч гривен штрафа.
Если же растаможить все 750 тысяч евроблях, бюджет получит больше 17 млрд гривен.
Правда, существует еще проблема завышенной оценки базовой стоимости авто на таможне (а именно на нее насчитывают НДС). Водители жалуются, что машины из Европы, купленные по бросовой цене — за 800-1000 евро, наши таможенники оценивают едва ли не в 2-3 раза дороже. Автоматически увеличивается и стоимость растаможки. Этот момент авторы нового проекта не учли.
Также с прицелом на евробляхеров хотят до конца этого года снять ограничения по соответствию авто экологическим стандартам Евро-5. То есть можно будет свободно ввозить и растамаживать старые б/у машины.
Фото: Ria.com
Льгота или схема?
Завозить без акциза легковые авто, автобусы, грузовики до 3,5 тонн, прицепы разрешат также льготникам — участникам боевых действий, АТО, ветеранам и др.
Они смогут растаможить по льготе по одному транспортному средству из каждой товарной позиции для личного пользования (т.е. всего — 4 единицы техники на каждого).
Но есть несколько условий. По льготе не пройдут слишком старые автомобили, выпущенные до 1 января 1995 года, а также слишком дорогие модели. К последним относятся авто дороже 200 минимальных зарплат, что на сегодняшней день составляет больше 944,6 тысяч гривен. Также «льготный» транспорт не должен быть ввезен из страны-агрессора.
Читайте также: Июнь может установить полугодовой рекорд продаж новых авто
В следующем году льготники смогут завозить легковые автомобили, автобусы, грузовики и прицепы без НДС. Это достаточно существенная экономия — минус 20% на растаможке.
Правда, есть определенные ограничения: стоимость льготного авто не должна превышать 43 минимальные зарплаты. Сейчас это порядка 160 тысяч гривен. Но если минималку, как обещают, поднимут до 5 тысяч гривен, то планка вырастет до 215 тысяч гривен или чуть больше 7 тысяч евро. То есть без НДС можно будет ввезти достаточно бюджетное авто. Также запрещено растамаживать по льготе автомобили, ввезенные из страны- агрессора.
Со следующего года предлагают также полностью отменить акциз на авто. Если эта норма пройдет, то льготники смогут ввозить импортную технику только с уплатой 10% пошлины, без НДС и акциза.
«Ввоз авто под льготников может стать удобной схемой для тех, кто хочет сэкономить на налогах. В свое время у нас уже были аналогичные схемы по оформлению импортных машин на чернобыльцев и афганцев. Само введение новых льгот вызывает вопросы, так как был заявлен курс на монетизацию льгот. То есть граждане отдельных категорий должны получать бюджетную помощь, а уже как они ею распорядятся — купят авто или потратят на другие цели — отдельный вопрос. Но, получается, что этим проектом, наоборот, предлагается расширение льгот», — говорит глава адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец.
Никакого акциза и НДС в рассрочку
Полностью отменить акциз с импортной техники с 2021 года хотят не только для льготников, но и для всех водителей.
Для этого законодатели планируют внести изменения в Налоговый кодекс, исключив из списка подакцизных товаров легковые авто, прицепы, мотоциклы, микроавтобусы.
Сейчас акциз на импортные автомобили высчитывается по формуле: базовая ставка (для авто с бензиновым двигателем до 3 литров — 50 евро, с дизельным — 75 евро, для машин с более мощными моторами — 100 и 150 евро соответственно) умноженная на коэффициент двигателя (объем в литрах) и на коэффициент возраста авто (количество лет с момента выпуска, но не более 15).
Скажем, на новый автомобиль с бензиновым мотором 2 литра акциз составит 100 евро, а на десятилетний — 1000 евро. Если акциз отменят, новые машины подешевеют на несколько сотен евро, а б/у — до тысячи и больше.
Как указано в пояснительной записке к проекту, отсрочка до 2021 года по отмене акциза нужна для того, чтобы избежать кассовых разрывов, так как поступления уже запланированы в Дорожном фонде.
В случае принятия законопроекта, граждане также смогут воспользоваться рассрочкой по НДС. Ее предлагается ввести для покупателей коммерческой техники: импортных тракторов и полуприцепов, рефрижераторов, контейнеровозов.
Читайте также: Новый налог на б/у авто: как поменяются рынок и цены
Рассрочку по НДС можно будет получить на три года, без процентов и пени. Но транспорт при этом нужно будет оформить в залог или под банковскую гарантию.
При этом такой транспорт должен работать по назначению, то есть использоваться для перевозки грузов. Если же владельца уличат в нецелевом использовании, ему придется заплатить остаток налога и пеню в размере 120% учетной ставки НБУ.
Такая норма водится временно — до 2025 года.
Фото: RIA.com
Авто-середнячков запишут в элитные и обложат налогом
Понятно, что эксперименты с налогами — это минус для бюджета. На этот год от акциза с автомобилей запланированы поступления больше 4 млрд гривен. Растаможка евроблях в теории с лихвой перекроет эту сумму. Но это будут разовые выплаты. А как компенсировать недобор по акцизу и НДС в будущем — вопрос открытый.
Похоже, заплатить придется владельцам дорогих автомобилей.
В новом законопроекте предлагается существенно расширить базу плательщиков так называемого налога на роскошь (25 тысяч гривен в год).
Сейчас его платят собственники авто, стоимость которых выше 375 минимальных зарплат (около 1,8 млн гривен). Налог насчитывается на машины до 5 лет.
Авторы проекта хотят включить в список плательщиков транспортного налога также владельцев мотоциклов, водного транспорта (яхты, суда, лодки, моторные катера).
Но главное — предлагается снизить порог «элитности» транспортных средств с нынешних 375 минималок до 200.
Таким образом элитным будут считать автомобиль уже не за 1,8 млн гривен, а за 944,6 тысяч. То есть под налогообложение попадут новые машины стоимостью до 31,5 тысяч евро. А это не только люксовые модели, но и «середнячки».
По словам PR-менеджера компании «Ниссан Украина» Владимира Иванова, у них под эту ценовую планку попадают, к примеру, отдельные комплектации Nissan X-Trail и Navara, а также многие модели Infiniti. «Элитными» могут оказаться также некоторые модели Volkswagen, Mini Cooper и др.
Кроме того, платить по 25 тысяч гривен владельцам придется до тех пор, пока авто не достигнет восьмилетнего возраста. Хотя по всем параметрам машина считается новой до 5 лет. После этого срока она уже нуждается в серьезных вложениях, дорогом техническом обслуживании и т.д.
Также налог на авто станет плавающим. Если сейчас ставка — 25 тысяч гривен в год, то в случае принятия проекта, ее установят на уровне 6 минимальных зарплат. На данный момент это 28,3 тысячи гривен. А если минималку, как обещают, повысят до 5 тысяч, то придется платить уже 30 тысяч гривен в год. Правда, за последние три года (пока авто не достигнет возраста 8 лет) будут брать только половину налога.
Транспортный налог по-новому придется платить уже со следующего года.
Как пояснил глава адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец, в данном случае закон, в случае его принятия, имеет обратную силу. Новый транспортный налог коснется не только тех, кто приобретет авто после принятия закона, но и тех, кто уже владеет машинами, попадающими под новые правила.
Если вы покупали авто в салоне за миллион гривен год назад с расчетом, что за него не нужно будет платить никаких дополнительных налогов, теперь придется ежегодно отдавать в бюджет по 28 тысяч гривен.
«Начисление налога происходит автоматически, все базы данных для этого есть. В случае неуплаты налога на имущество накладывается арест, дело передается исполнительной службе, а она в свою очередь может подать взыскание на ту же машину, квартиру и др. Получается, что за евробляхеров, которые нарушали закон и не растамаживали авто, теперь заплатят остальные водители», — говорит Кравец.
То есть фактически наблюдается попытка расширить налогооблагаемую базу. Транспортный налог «на роскошь» будут платить уже не только богатые украинцы, но и средний класс.