В связи с введением в действие 28 апреля 2020 года новых требований законодательства по вопросам финансового мониторинга банки теперь обязаны в своей деятельности применять риск-ориентированный подход для оценки и понимания рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем.
Читайте также: Закон о финмониторинге: НБУ объяснил, будут ли ограничения при переводе денег
Ранее НБУ обнародовал новое положение об осуществлении банками финансового мониторинга, которым, в частности, установлены индикаторы подозрительности финансовых операций.
Индикаторы, которые касаются деятельности или поведения клиента:
– не может понятно объяснить, в чем заключается его деловая деятельность (характер деятельности);
– непредоставление информации, нужной для надлежащей проверки, или предоставление неполной или сомнительной информации, которую трудно проверить;
– невозможно связаться с клиентом по предоставленному им адресу или номеру телефона и электронной почте (особенно в короткие сроки после предоставления такой контактной информации);
Читайте также: Закон о финмониторинге: черт ногу сломит
– клиент имеет большое количество счетов или платежных карточек, потребность в которых не является понятной или не отвечает его бизнес-потребностям;
– клиент нервничает без видимых причин или проявляет нетипичное поведение;
– клиент демонстрирует необычную заинтересованность требованиями законодательства в сфере финмониторинга и внутренней системы финмониторинга банка;
Читайте также: Как банкиры вычисляют среди своих клиентов отмывателей грязных денег
– клиент отменяет проведение запланированной финансовой операции после того, как банк спросил у него соответствующие подтверждающие документы или разъяснения;
– клиент настаивает на срочности проведения финансовой операции, демонстрируя нервное поведение, без наличия очевидных на то оснований;
– клиент предлагает деньги, подарки или другой вид благодарности работнику банка за проведение финансовой операции необычным или подозрительным способом;
– счетами нескольких клиентов, между которыми нет логично объяснимых взаимосвязей, управляет один и тот же представитель;
Читайте также: В НБУ объяснили, в каких случаях могут проверять владельцев мобильных кошельков
– подавая заявку на получение платежной карточки по почте, клиент отмечает адрес, который неизвестен банку;
– клиент постоянно настаивает на обслуживании у одного работника банка и тому подобное.