О том, как будет развиваться соперничество Вашингтона и Пекина, близок ли крах доллара и куда мир заведет противостояние крупнейших экономик, в интервью «Минфину» рассказал директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев.
Курс Китая на конфронтацию был ошибкой
— Почему отношения между США и Китаем снова обострились?
— С приходом к власти Трамп начал продвигать идею возрождения величия Америки и экономической независимости США от Китая (в двусторонней торговле товарами США являются чистым импортером – ред.).
Главная задача заключалась в том, чтобы лишить Китай тех односторонних выгод, которые он получил при вступлении в ВТО в 2002 году: большинство из них должны были быть отменены к середине 2010-х, но они продолжают действовать и сейчас. Благодаря им, например, Китай мог устанавливать в 5-10 раз более высокие пошлины на американские автомобили, чем США – на китайские.
Читайте также: Китай vs США: Украину зацепило рикошетом
В январе страны подписали первую часть широкого торгового соглашения, в рамках которого Китай взял на себя обязательства относительно закупок американских товаров, облегчил вход на китайский рынок американских банков и финансовых компаний, а также гарантировал права обладателей американской интеллектуальной собственности. США сохранили торговые пошлины и обязались снизить их в ноябре в случае, если Китай выполнит взятые на себя обещания.
На мой взгляд, это была только отсрочка войны. Ведь главные противоречия сохранились: Китай довольно серьёзно сократил разрыв в технологическом развитии, что вызывало и вызывает опасения в США.
Эпидемия повлекла дополнительные проблемы. Во всем происходящем американцы винят китайцев. Ситуация перешла в долгоиграющий клинч, и каких-то шагов примирения от американцев ждать не приходится.
— А Китай может пойти на попятную?
— Резкий курс на конфронтацию со стороны китайцев был, по большому счету, с самого начала ошибочным. Каким бы успешным ни был Китай, он по-прежнему серьезно отстает.
Да, Пекин, например, достиг очень большого прорыва в 5G, других направлениях мобильной связи. Но все равно, это надстройка на некий фундаментальный базис, созданный на Западе.
Китайское руководство было дезориентировано собственной бюрократией, убеждавшей лидеров страны, что у них все хорошо. Потому они и ввязались в эту драку, о чём, думаю, уже жалеют.
Ведь американцы не требовали слишком многого. В начале торговой войны выполнение требований США должно было обойтись Пекину приблизительно в $ 16-17 млрд дополнительных торговых пошлин. Это для Китая абсолютная ерунда. Но уже в прошлом году на войне с США чистые китайские потери составили порядка $ 150 млрд.
— Компаниям из КНР, разместившим акции в США, скоро придется доказать свою независимость от государства или уйти с американских бирж. Такие правила устанавливает принятый недавно в США закон. Означает ли это, что китайские компании будут окончательно отрезаны от возможности привлекать инвесторов на американском рынке капитала?
— Просто взять и выдворить китайские компании с американских бирж сейчас нереально. Для этого нужны масштабные санкции, которые американцы вряд ли готовы вводить. Их пугает как то, что в Китае крайне сложно адекватно оценить реальную стоимость компании, провести должный аудит, так и то, что многие китайские компании действительно имеют очень тесные связи с правительством и спецслужбами.
Порой китайский бизнес ассоциируется с откровенным мошенничеством. Вспомнить хотя бы недавний скандал с китайской компанией Luckin Coffee, которая сфабриковала показатели продаж на сотни миллионов долларов.
Такого рода вещи на американском рынке встречаются крайне редко. Данное событие для биржевиков подпортило репутацию Китая больше, чем все торговые войны.
— Т.е. угроза того, что акции китайских компаний уберут из NASDAQ вполне реальна?
— Общие размещения китайцев на американских биржах формально велико: на них котируются акции 224 компаний, общая капитализация которых составляет $1.8 трлн. Однако собственно на американском рынке обращается небольшая часть их акций – стоимостью около $40-50 млрд.
И если вдруг потребуется, чтобы китайцы ушли с американского фондового рынка, никто не заплачет. Это не та проблема, которая будет привлекать основное внимание в ближайшее время.
Запад меняет методы создания богатства
— Торговые войны с Китаем – далеко не единственная и не самая важная проблема США. Госдолг Штатов увеличивается в среднем на $1 трлн каждый месяц. И недавно поставил новый рекорд — свыше $26 трлн, что дает основания некоторым экспертам предрекать скорый крах Америки…
— Да, США активно наращивают долг, выпуская огромные объёмы своих казначейских долговых бумаг. Они финансируют дефицит бюджета за счет привлекаемых таким образом денег, но это началось не вчера, а еще в начале 1980-х годов.
Сейчас и в Европе, и в Америке финансирование за счет долга идет полным ходом. Однако реалии финансового рынка меняются. Процентные ставки сейчас близки к нулю, а в будущем могут стать отрицательными.
Чем они ниже, тем меньше государство тратит на обслуживание долга. Я не понимаю, каким образом государственный долг, имитируемый фактически под 0%, может обрушить бюджеты.
Я абсолютно убежден, что ни о каком возврате долгов и сокращении дефицита сегодня вообще не идет речи. Это в принципе некая новая перманентная норма и до середины столетия Запад будет вести себя именно таким образом.
Читайте также: Мировую экономику ждет новый инфляционный кризис
— Значит ли это, что политика накопления резервов уже не актуальна?
— Сейчас успешность конкуренции связана не только с технологическим вопросом, но и с тем, насколько другие страны способны действовать подобным же методом, насколько приспособлена для этого их финансовая система.
Поэтому, когда я вижу, что Россия, Саудовская Аравия, Китай уже 20 лет занимаются накоплением резервов, мне кажется, что эти страны готовятся к войне позапрошлого века.
В марте и апреле всего за четыре недели США выбросили на рынок большую долларовую массу, чем все золотовалютные резервы Китая. Умение управлять деньгами сегодня даёт больше, чем способность их накопить.
Метод регулирования экономики, метод создания богатства, метод поддержания экономической активности сейчас на Западе меняется и этого нельзя не видеть. В связи с этим вот такого рода торговый и финансовый дисбаланс кажутся мне скорее преимуществом, чем недостатком.
— Значит, не стоит серьезно относиться и к прогнозам о скором крахе доллара и приходе на его смену новой мировой резервной валюты?
— Основанием для таких прогнозов является то обстоятельство, что доллар ничем не обеспечен, его слишком много и Америка в долгах. Здесь есть два обстоятельства.
Первое, Штаты не в долгах: для них не составляет проблемы эмитировать любое дополнительное количество валюты и выкупить свои предыдущие долги.
Например, принятие закона о поддержке экономики в условиях пандемии фактически увеличило государственный долг за несколько недель приблизительно на $2,5 трлн и ничего не случилось: даже цены в магазинах не повысились.
Читайте также: Почему решение ФРС ослабило доллар
Эмиссия этих денег была оформлена через заведение казначейских долговых бумаг на баланс ФРС. В данном случае американцы не размещали свои бумаги за рубежом, не продавали их иностранным инвесторам. Это то, что американцы себе сами выписали за 4 недели. И говорить о том, что это не может быть повторено ещё не один раз, я бы не стал.
Более того, долг американского правительства постоянно дешевеет. Скажем, во времена Клинтона бюджет был профицитным 3 года подряд, долг составлял 55% ВВП, но на его обслуживание шло 12% бюджетных расходов. Сейчас бюджет в страшном дефиците, долг составляет 115% ВВП, но на его обслуживание идет 5,7% расходов бюджета.
Что еще важно? Принятый в Европейском Союзе критерий макроэкономической стабильности, согласно которому долг страны не должен превышать 60% ВВП, окончательно устарел.
Сейчас более важным является не ВВП, как ежегодно произведенная стоимость, а стоимость активов, имеющихся в стране: капитализация корпораций, совокупная цена недвижимости, других материальных активов.
Читайте также: Почему украинский ВВП упал не так сильно, как в Европе, и когда ждать роста
— Поясните, пожалуйста, о чем идет речь.
— В марте все фондовые рынки катастрофически падали. Все резко поменялось, когда американское правительство приняло решение выдать больше $2 трлн помощи физическим лицам и компаниям.
В течение 5 недель после этого фондовый рынок прибавил в капитализации $5,6 трлн. Это значит, что реальный объём государственного долга к национальному богатству США даже сократился в результате нового займа.
При этом многие граждане фактически получили деньги дважды – сначала как чек от властей, а потом как увеличение активов на своих счетах в пенсионных фондах, вкладывающих средства в те же подорожавшие акции.
Феномен роста благосостояния состоит в том, что, во-первых, вы даете деньги напрямую, население становится богаче, а во-вторых, пенсионные счета мгновенно вырастают в цене.
Всегда считалось, что долг – это заимствование у будущих поколений. А в этом случае долг увеличивает богатство следующих поколений. Это то, что отличает нынешнюю финансовую систему от 1970-х годов. И это то, чего не видят ни китайцы, ни русские, ни многие другие, рассуждая о крахе доллара.
Я вполне предполагаю, что в ближайшие годы мы увидим отрицательную ставку процента, как абсолютную норму. В этой ситуации проблема возврата долга исчезнет как таковая.
Как Украина может повторить успех Америки
— Если в Украине залить экономику напечатанными деньгами, эффект будет тот же?
— Разберемся, почему у Америки так хорошо получается? Потому что эта страна, как ни странно, достаточно экономически закрыта. Импорт в США составляет сейчас меньше 20% ВВП. Более того, китайские товары поступают в Америку по очень низкой оптовой цене, дальше идут огромные наценки.
Приблизительно 70% от цены – это прибыль американских компаний. Поэтому, когда вы даете американским гражданам деньги, то почти все они тратятся на американские товары или дают прибыль американским компаниям.
Украине можно тоже напечатать деньги. Но, чтобы схема сработала, деньги, которые правительство заняло, нужно вложить так, чтобы они не вышли на валютный рынок. Вот единственная проблема.
Читайте также: Можно ли «залить» экономику кредитами и кому от этого станет хорошо
То есть если правительство намерено потратить занятые (причём в гривнах, но никак не в долларах или евро) деньги на дополнительные выплаты по 150 грн пенсионерам, или по 500 грн в качестве детских пособий, это можно и нужно сделать.
Малообеспеченные люди полученную помощь тратят в основном на еду, на товары народного потребления, произведенные в Украине. Тем самым они подогревают спрос, дают возможность компаниям сбывать свою продукцию, создавать рабочие места.
Но если при этом правительство берет деньги в долг и начинает помогать крупным компаниям – вот это катастрофа. Мы в России видели это не раз и не два. Деньги утекают из страны, выходят на валютный рынок – и тем самым только усугубляют кризис.
Читайте также: Сколько Украина потеряла из-за карантина
Условно говоря, что делают американцы – они вкладывают деньги в конечный потребительский спрос. Если вы можете это сделать, вперед, проблем не будет.
— Сейчас многие западные компании выносят производство за пределы Китая, меняются производственные цепочки. Насколько масштабным будет этот процесс?
— Американцы и европейцы говорят в открытую, что боятся зависимости от одного поставщика. Но не нужно преувеличивать их возможности вернуть производства. Учитывая, что в США и ЕС рабочая сила дороже, и издержки побольше, не все компании изъявят желание вернуться.
Но искать другие локации по миру, кроме Китая, и дифференцировать свои точки сборки будут. К этому бизнес подталкивает не столько боязнь очередной пандемии, сколько возможность серьезной политической конфронтации между Западом и Китаем.
Например, за последние 3 года импорт из Китая в Штаты сократился приблизительно на 11-12%, а из Мексики вырос на 15%. Если все пойдет так и дальше, то к концу 2021 года самым крупным поставщиком товаров в США будет не Китай, а Мексика.
Япония, например, будет смотреть в сторону Вьетнама, Бангладеш. Очень хорошие перспективы в такой ситуации имеет Индия.
Перенести производства поближе к себе будут стараться и европейцы. Для этого они рассматривают Польшу, Турцию, а также внимательно следят за Северной Африкой, например, Марокко, Тунисом. Украине, если сумеет встроиться в этот процесс, честь и хвала.
— Что должна сделать Украина, чтобы встроиться в новые производственные цепочки?
— Чтобы Украина мощно взлетела экономически, ей, во-первых, нужно быть формально интегрированной в европейские экономические объединения. Соглашения об Ассоциации на сегодня мало.
Как вариант, подумать о создании параллельного ЕС торгово-экономического блока. Именно это будет делать Великобритания после Брексита. Украине стоит максимально поучаствовать в такого рода организациях с тем, чтобы быть признанной европейской экономикой.
Без этого Украина останется страной, которая не подчиняется европейскому законодательству, и инвесторы всегда будут бояться сюда приходить.
Читайте также: Появится ли альтернатива ЕС и как Украина может к ней подключиться
Во-вторых, Украине надо привлекать капитал. «Панамское досье» показало, что оборот денег в офшорных юрисдикциях исчисляется не десятками миллиардов, как считалось ранее, а десятками триллионов долларов в год. И эти суммы будут расти, несмотря на попытки государств вывести их оттуда.
Поэтому единственный шаг, который будет препятствовать выводу денег в офшоры, это отмена налога на доходы и перенесение бюджетных акцентов на налоги на потребление.
В современном глобальном мире бессмысленно надеяться, что можно так же успешно отнимать деньги у богатых, как 500-100 лет назад. Государство, которое первым изменит налоговую систему и сможет привлечь капиталы, получит джокер в новой экономике.
Читайте также: Может ли Украина стать офшором и кому это нужно
— При этом нужно еще научиться жить в новых условиях, например, нескончаемых торговых войн…
— Сейчас мы фактически наблюдаем распад единой глобальной системы и формирование двух парадигм и двух центров глобализации. Они будут консолидировать вокруг себя не только страны, но и отдельные компании, людей. Каждый будет для себя выбирать: сидит он в Фейсбуке или китайских чатах, пользуется он Baidu или Google и т.д.
Это противостояние будет серьезным и долгим. Мир технологически и экономически будет разделен на проамериканскую и прокитайскую часть. Если конкуренция Китая и Америки сведется к экономической конкуренции, конкуренции двух глобальных парадигм, от этого никому не будет плохо.
– Как это противостояние отобразится на экономиках развивающихся стран, в том числе и Украины?
— Выиграет тот, кто первым сможет правильно воспользоваться ситуацией, как это в свое время сделал Китай.
Сегодня нужно оценить те процессы, которые происходят. Если нынешние тенденции сохранятся, то, во-первых, большинству стран придется определиться, с кем они. А во-вторых, постараться понять, какую роль они могут играть в той или иной системе.
Страны, которые заинтересованы в своем быстром развитии, должны очень активно предлагать свои услуги двум основным игрокам. Иными словами, вопрос заключается не в том, на кого первыми посмотрят США или Китай, а в том, кто первый докажет предпочтительному для себя игроку реальность выгод от сотрудничества – причем именно конкретного экономического сотрудничества, а не геополитической демагогии…
Беседовала Ирина Рыбницкая