Как сейчас подпитывается мировая экономика и что дает инвесторам повод для спокойствия, рассказал «Минфину» аналитик ИГ Универ Михаил Федоров.
Своеобразная жизнь фондового рынка
На фоне всех проблем и страхов в мировой экономике из-за коронавируса, фондовый рынок США, в относительных понятиях, чувствует себя очень уверенно.
Американский фондовый индекс S&P500 падал до 23 марта, но после он рос и к 28 апреля его значение составило 2878 пунктов. Это всего на 15% ниже пиковых значений этого индекса в начале текущего года.
Более того, текущий уровень индекса S&P500 примерно равен тем максимальным значениям, которые были в 2018 году. То есть, глядя на котировки американского фондового рынка, можно подумать, что больших проблем в экономике нет.
Но эти проблемы есть. К примеру, всего за пять недель общее число американцев, обратившихся за пособиями по безработице, если считать с исключением сезонных поправок, составило 24,4 млн человек. А эта величина соответствует 15%-у уровню безработицы, ведь в США в состав рабочей силы входит всего 162,9 млн человек.
Другая статистика по экономике также провальная, но фондовый рынок живет своей жизнью. И эта своя жизнь оправдывается достаточно банально – финансовые власти мира «залили» мировую экономику деньгами в буквальном смысле.
Читайте также: Как мировые фондовые рынки отреагировали на обвал нефтяных котировок
Денежный ливень: начало положено
В США финансовая подпитка экономики уже началась. Причем важно отметить, что декларирование мер поддержки это одно, а те меры, которые уже осуществляются — другое. Так вот, финансовые власти США уже действуют, и денежный ливень уже начался не только на словах, но и на деле.
Баланс ФРС США к 23 апреля вырос до уровня $6,6 трлн, тогда как 27 февраля он составлял $4,2 трлн. То есть американский регулятор «влил» в экономику $2,4 трлн менее чем за 2 месяца. В этом деле не отстает и Министерство финансов США, которое в апреле, до 24 числа, увеличило свой долг на $1023 млрд, то есть на триллион. Ранее в марте объем заимствований казначейства США составил $279 млрд. Всего за март и апрель госдолг США вырос на $1,3 трлн. Тогда как обычно для такого роста долга требовался почти целый год.
С 26 февраля по 15 апреля кредитный портфель банков США (внутри США) вырос с $13 936 млрд до $14 723 млрд. То есть банки раздали $787 млрд новых кредитов и увеличили свой кредитный портфель почти на 6%. Ранее для такого роста тоже требовался примерно год.
Также стоит отметить, что за этот же период в банковской системе США более чем на 70% вырос объем свободных денежных остатков. 26 февраля в системе было $1 778 млрд свободных денег, а 15 апреля их уже было $3 073 млрд. Такого беспрецедентного роста свободных денег у банков США не было никогда в истории.
Читайте также: Мировые акции растут на фоне стимулирования экономик США, Японии и ЕС
Не перестарались ли с вливаниями в экономику
История с США – это только часть того, что происходит в мире. В общем, по оценке МВФ, фискальные власти, то есть бюджеты стран, заготовили для мировой экономики помощь в размере $8 трлн. А если к этому добавить монетарные стимулы от Центральных Банков, то общий объем вливаний намного превысит отметку $10 трлн.
Такой объем помощи, возможно, является избыточным для экономики, по крайне мере в ее номинальном, денежном выражении. Ведь мировой ВВП в 2018 году составил $85,9 трлн по оценке Всемирного Банка.
Если исходить из этих цифр, то месячный ВВП мира составлял $7,15 трлн. Если предположить, что во время карантина экономика простаивает на 50%, то месячные потери мира составляют примерно $3,6 трлн.
Помощь властей в размере более $10 трлн покрывает 3-4 месячные потери. Если же простой составляет 25% экономики, то объем помощи экономики покроет уже более чем полугодичный карантин.
По оценке МВФ, потери мировой экономики от коронакризиса составят около $9 трлн. Аналитики JPMorgan Chase считают, что ущерб мировой экономике составит $5,5 трлн до конца 2021 года. И получается, что общая помощь финансовых властей мира, скорее всего, превысит ущерб от коронакризиса в деньгах.
Читайте также: Какие страны справятся с корона-кризисом первыми
Формула коронакризиса
Поэтому фондовый рынок США и перестал падать. И плюс к этому нужно учитывать, что коронакризис отличается от всех предыдущих экономических кризисов. Ведь обычно в кризис экономика падает постепенно и по мере падения на рынках растет страх перед будущим.
Кризисы, если можно так выразиться, истязают умы людей долгое время и создают неопределённость по поводу будущего. И рынок падает по мере роста страха, волна за волной.
У коронакризиса все по-другому, нет никакого длительного падения с неопределённым будущим. Экономика рухнула очень быстро, да так, что экономисты даже не успевают посчитать реальный эффект от падения.
В умах людей нет неопределенности по поводу будущего, они уже знают, что «дно» у экономики уже сейчас, а после снятия карантина экономика будет расти. Неважно как, в реальном выражении или только в номинальном, главное она будет расти.
И на рынке нет страха, который бы постоянно рос, и с каждым витком раскручивался бы с новой силой. Страх есть, но он не касается будущих перспектив, а сегодняшний негатив скоро останется в прошлом.
Образно говоря, инвесторы понимают, что при походе из точки «А» до точки «С», есть провал в точке «Б». Но в точке «С» проблемы закончатся, карантин будет снят и начнется восстановление экономики. А тогда зачем продавать акции сейчас (в точке «Б»), в самом низу.
Читайте также: ОВГЗ и валютный кеш: все, что нужно инвестору, чтобы переждать кризис
Никакой другой кризис не давал такой формулы. Инвесторы не знали что будет в точке «С», поскольку будущее не было определено. И поэтому они продавали в точке «Б».
Но сейчас будущее выглядит лучше настоящего, поэтому на фондовом рынке уже никто не паникует. Инвесторы решили просто переждать текущие проблемы и дождаться будущего. И в этом будущем с учетом того, что власти не смогут вернуть напечатанные деньги назад, точка «С» будет выше точки «А». То есть индекс S&P500 будет расти и вновь обновит свои исторические максимумы.
Инвесторы на финансовом рынке часто живут своими ожиданиями и смотрят в будущее, а не в настоящее. А будущее после карантина выглядит лучше настоящего, тем более что денег в этом будущем будет очень много.
Читайте также: Когда исчезнет понятие «нет денег»