Нацбанк объяснил, что на самом деле меняется из-за закона и дал ответы на ключевые вопросы, которые получает от граждан.
Как перевести знакомому 10 тыс. грн?
Если у гражданина эти средства на собственном счету, то лучше осуществить безналичный платеж на счет знакомого или родственника. Такие платежи осуществляются, как и раньше, без ограничений по сумме. Ведь владельцы банковских счетов уже идентифицированы и верифицированы банками, которые открывали им такие счета. Такую оплату просто и удобно можно осуществить удаленно с помощью дистанционных сервисов банка.
Если же у гражданина исключительно наличные – тогда этот платеж можно сделать:
- в отделении банка, имея с собой паспорт;
- через устройства с функцией приема наличных – терминалы самообслуживания, банкоматы (ПТКС), которые технологически смогут обеспечить верификацию плательщика. Если это, например, ПТКС банка, в котором у плательщика есть карточка, тогда банк сможет верифицировать его с помощью такой карточки. Также ПТКС может быть оборудован еще и другими возможностями идентифицировать клиента, например, посредством считывания данных с его паспорта.
В любом случае, у финансовых компаний есть достаточно времени, чтобы оборудовать ПТКС разными техническими возможностями. Ведь Нацбанк установил длительный переходный период – до конца 2020 года.
Нужно делать перевод меньше 5 тыс. грн?
Безналичные платежи с карты на карту или со счета на счет, как и раньше, можно осуществлять без каких-либо ограничений, и дробить платежи на части не нужно. Владельцы банковских счетов, к которым привязаны платежные карточки, и сейчас уже являются достаточно идентифицированными.
У банков есть информация о собственнике счета и владельце карточки. Они знают привычные операции с истории его платежей, владеют информацией, которую он предоставил банку, открывая счет.
Кроме того, обычные операции граждан на небольшие суммы не являются объектом финансового мониторинга. Ведь это – низкорисковые операции, банк их не будет дотошно проверять. Взамен новый закон смещает акцент на анализ рисковых и крупномасштабных операций на сумму свыше 400 тыс. грн.
Более того, Национальный банк никогда не требовал, чтобы клиенты банков предоставляли информацию об источниках происхождения средств по обычным операциям на небольшие суммы.
Заблокируют ли карту, если получить по 5 тыс. грн. дважды в день?
Нет. Зачисление на карточные счета клиентов не являются объектом проверок для финансового мониторинга. Такие низкорисковые операции не будут интересовать банки. Цель закона совсем в другом. Банки, согласно требованиям нового закона, должны акцентировать внимание на самых высоких зонах риска – рискованных и крупномасштабных операциях свыше 400 тыс. грн.
Однако финансовые учреждения должны выполнять некоторые технические требования закона, например, присвоить каждой операции свой уникальный номер. Для этого у них будет достаточно времени, ведь будет установлен длительный переходный период – до конца 2020 года. За это время они смогут выполнить все технические моменты.
Переводя более 5 тыс. грн в банке, надо подтвердить происхождение денег?
Нет, не надо. Нацбанк никогда не требовал, чтобы клиенты банков предоставляли информацию об источниках происхождения средств по обычным операциям на небольшие суммы.
Гражданам не надо для каждого небольшого платежа иметь при себе справку о доходах или другие документы. Это касается не только перевода средств другим гражданам и оплаты товаров и услуг, а и перевода средств на собственный счет.
Подтверждать происхождение средств надо лишь во время крупных – более 400 тыс. грн. – операций.
Нужна ли идентификация при переводе через терминалы, например, 10 тыс. грн?
Такой платеж можно произвести в отделении банка, имея с собой паспорт, или через ПТКС, что технологически может обеспечить верификацию плательщика (считать данные с его карточки или паспорта).
Читайте также: Планируя серьезный шопинг, не забудьте прихватить паспорт
Если ПТКС имеет такие технологические функции, тогда можно спокойно совершить операцию на ту сумму, которая нужна клиенту.
Если нет, тогда в ПТКС будет установлен лимит, и клиент просто не сможет совершить операцию на сумму свыше 5 тысяч гривен.
Нужна ли идентификация во время перевода с карты на карту 10 тыс. грн?
Нет, не нужна. Ведь все владельцы карт уже идентифицированы банками.
Они спокойно могут совершать переводы, как и раньше, без всяких ограничений.
У банков уже есть информация о них, они знают привычные операции из истории платежей и т.п.
А как насчет пополнения кредитки через терминал?
Это возможно. До 5 тысяч гривен в ПТКС можно пополнить наличными счет или карту без идентификации плательщика. От 5 тысяч гривен – через банковское отделение или ПТКС, который технологически может обеспечить верификацию плательщика.
Как быть с переводом из-за границы на валютный счет?
Поскольку речь идет о валютном счете имеющегося и уже идентифицированного клиента банка, никаких лимитов на зачисление средств на счет законодательством не установлено.
Как и раньше, никаких лимитов и ограничений на зачисление средств на счет, перечисленных из-за границы, валютным законодательством или законодательством по вопросам финансового мониторинга не установлено.
А как можно будет получить перевод свифтом на карточку?
Здесь речь идет о переводе средств в иностранной валюте, который осуществляется со счета на счет.
То есть, это уже идентифицированные имеющиеся клиенты банка. Он уже владеет информацией об этих клиентах, изучил и понимает их обычные операции.
Читайте также: Закон о финмониторинге: черт ногу сломит
Если банку такой перевод кажется необычным и у него возникнут вопросы – необходимо будет лишь объяснить банку суть операции.
Нужна ли идентификация во время покупки в интернете на 40 тыс. грн, если будет перевод на карту?
Если оплата карточкой осуществляется в интернет-магазине за товар или услугу, то такой перевод средств необходимо лишь сопроводить номером карты плательщика. Это одно из исключений относительно идентификации, предусмотренное в законе.
Нужна ли идентификация во время перевода наличными через международную систему 10 тыс. грн?
Да, при осуществлении этой операции необходимо идентифицировать и верифицировать плательщика. То есть, клиенту нужно иметь с собой паспорт и объяснить, что это за платеж, например, указать в реквизитах, что это помощь родственникам.
Если перевести более 400 тыс. грн, и нет подтверждения о происхождении, может ли банк заблокировать счет?
Банк не блокирует безосновательно счета клиентов, если имеет о них всю необходимую информацию. Открывая счет, клиент предоставляет банку информацию о себе, о своих доходах и т.п. Банк ежедневно наблюдает и знает историю операций клиента и знает, какие являются привычными для него.
Поэтому только если речь идет о нетипичной операции, которая не соответствует финансовым возможностям клиента, тогда банк обратится за соответствующими пояснениями.
Если клиент объяснит, что это, например, результат получения наследства, тогда банк осуществит операцию, и клиент сможет спокойно использовать эти средства.
Как теперь пользоваться электронным кошельком? Нужно идентифицироваться?
Да, идентификация и верификация владельцев электронных кошельков будет нужна.
Но не таких кошельков, которые используются абонентами для оплаты мобильных услуг. Закон не устанавливает требований к мобильным операторам. Речь идет о клиентах, которые самостоятельно открывают электронные кошельки, чтобы осуществлять по ним различные операции – покупать товары, платить за услуги.
Читайте также: В НБУ объяснили, в каких случаях могут проверять владельцев мобильных кошельков
Таких пользователей финансовые учреждения должны будут до конца года идентифицировать и верифицировать. Обычно для этого нужен будет их паспорт и идентификационный код.
Операции через такие кошельки будут лимитированными, и если клиент будет придерживаться этих лимитов, он сможет пройти упрощенную идентификацию.