Почему НБУ все же должен приобщиться к финансированию дефицита госбюджета и что будет, если регулятор этого не сделает, на своей странице в фейсбук рассказал глава Совета Нацбанка Богдан Данилишин. «Минфин» приводит ключевые тезисы публикации.
Настоящие причины инфляции
Противники идеи участия НБУ в операциях с ОВГЗ на вторичном (или даже на первичном) рынке говорят о рисках инфляции. Однако такого риска нет, что можно доказать следующими аргументами.
Большая часть инфляции в Украине имеет структурную природу и не связана с «избыточным спросом». Поэтому силовое торможение спроса с высокой вероятностью приведет к сокращению производства – рабочие будут выезжать за рубеж, основной капитал будет разрушаться. Это произойдет из-за следующих факторов:
- Естественное желание людей иметь минимальные стандарты жизни будет формировать спрос, влиять на их склонность к потреблению и толкать цены вверх безотносительно от таргетов НБУ. Этот спрос и рост цен можно остановить только вместе с остановкой экономики, применяя насильственные монетарные методы образца 2018-2019 годов.
- Экономика Украины характеризуется многочисленными ценовыми диспаритетами между различными секторами и отраслями. В частности, это диспропорции в ставках заработной платы различных категорий работников, уровнях рентабельности различных видов деятельности и т.п. В процессе формирования рынков эти диспаритеты будут исчезать, но пока что эффективных функциональных рынков в Украине не существует.
Нынешняя избыточная ликвидность и космические прибыли банков – это деньги, по сути, скачанные из реальной экономики, выведенные из нее через налоги бюджета и уплату бюджетом непомерно высоких процентов по ОВГЗ. Ни фискальная, ни монетарная политика в течение последних 5 лет не предоставляли достаточных стимулов для реальной экономики и это провоцировало сокращение добавленной стоимости в самых продуктивных ее секторах (в частности, промышленности). Поэтому возврат части ВВП в экономику, что годами перераспределялся в пользу финансового сектора, в том числе НБУ, может рассматриваться как операция использования «условного стабилизационного фонда».
Читайте также: Как эпидемия изменила экономические прогнозы для Украины
Экстраординарность эпидемических вызовов вызвала активацию обязательств государства по всем их типами – прямых, очевидных, неочевидных, условных.
Экстраординарные вызовы требуют задействования экстраординарных резервов для финансирования бюджета. Нацбанк должен сделать нелегкий выбор между двумя угрозами макроэкономической стабильности – коллапсом национальной финансовой системы, волной банкротств, армией безработных или растущей инфляцией.
Почему НБУ должен финансировать бюджет
Правление НБУ отмечает: «покупка Нацбанком ОВГЗ у банков невозможна, поскольку может быть элементом финансирования дефицита госбюджета, что будет иметь негативные последствия для макроэкономической стабильности».
А дестабилизация бюджетной сферы – не будет нести угрозы для макроэкономической стабильности? Критическая нехватка ликвидности в других, кроме финансового, секторах экономики – не будет нести угрозы для макроэкономической стабильности? Если 5 лет подряд происходит вымывание средств из реальной экономики через первично профицитный бюджет, в результате чего критически сокращается совокупный спрос – это не угроза стабильности?
Читайте также: Ошибок 90-х будут избегать. Нацбанк не будет финансировать бюджет
Государственным бюджетом на 2020 год предусмотрено привлечение около 230 млрд грн на внутреннем рынке заимствований. Фактически за i квартал 2020 г. было привлечено лишь около 60 млрд грн. То есть, для надежного рефинансирования внутреннего долга бюджет нуждается в привлечении до конца года еще 170 млрд. грн. Внесение изменений в бюджет будет вызывать потребности в существенном увеличении годовых объемов привлечения ОВГЗ для финансирования нового объема дефицита, который скорее всего превысит 6% ВВП.
Сколько нужно денег
Согласно планам обслуживания внутреннего долга в мае-декабре 2020 года, Минфину необходимо потратить на погашение и обслуживание ОВГЗ 186 млрд грн. С которых перед резидентами — 163 млрд грн, а перед нерезидентами – 23 млрд грн.
Ситуация на внутреннем финансовом рынке сейчас не позволяет Минфину привлекать средства с приемлемым уровнем доходности. Уже отменены три подряд аукциона по размещению ОВГЗ. В случае обострения или продолжение текущей ситуации финансирование планового дефицита бюджета будет под угрозой.
Учитывая это, оптимальный объем участия НБУ в операциях с государственными ценными бумагами — 160 млрд грн, что даст возможность рефинансировать государственный долг перед субъектами национальной экономики (преимущественно банками и НБУ) и повлечет минимальное давление на инфляцию.
Читайте также: Реструктуризация госдолга. Почему это не выход для Украины
В случае отсутствия положительного решения правления НБУ по проведению операций с ОВГЗ на вторичном рынке ценных бумаг, Кабмину стоит готовить решение о реструктуризации внутренних обязательств государства перед резидентами (кроме физических лиц), которые надо оплатить в мае-декабре 2020 года. Сумма таких обязательств на май-декабрь 2020 года с процентами составляет 128 млрд грн перед резидентами и 20 млрд грн перед нерезидентами.