Некоторые эксперты и СМИ уже вытащили на свет прежние резкие заявления Уманского о политике НБУ и Минфина, сомнения в бесспорной пользе для страны от сотрудничества с МВФ и многое другое. Означает ли приход в Минфин министра с такими взглядами резкое изменение в риторике финансового ведомства? Безусловно, нет.
Во-первых, изменились политические расклады. Во-вторых, статус Уманского. Ведь одно дело — комментировать ситуацию с позиции претендента на главу НБУ (у господина Уманского были такие амбиции). Другое — принимать решения и комментировать их в качестве главного финансиста страны.
Но ясно одно: Минфин под руководством Уманского точно не будет таким, как во времена Маркаровой. Чтобы понять, в каких направлениях могут происходить изменения, «Минфин» собрал знаковые заявления нового министра, которые он делал в течение последнего года.
Что изменится в переговорах с МВФ
Значительная порция критических замечаний Уманского была направлена в сторону МВФ. «Я никогда не воспринимал позицию, когда МВФ приходит, какую-то идею кидает, наши принимают под козырек и побежали. Украина стала полигоном для испытаний: получится – не получится», – говорил он в августе 2019 года.
В декабре в одном из интервью его позиция стала еще принципиальнее. Уманский заявил, что Украине МВФ не нужен, поскольку требует проводить «а-ля реформы», которые заключаются в максимальной либерализации экономики.
«То есть в момент, когда все остальные страны занимаются защитой внутреннего производителя и стимулируют экономический рост, мы должны открыть рынки для других», – возмущался он.
Одно из немногих, в чем Уманский полностью соглашается с МВФ, так это категорическое «нет» замене налога на прибыль налогом на выведенный капитал.
«Здесь даже МВФ уже против этой затеи. Хотя у меня за много лет выработался такой критерий — если мое мнение совпадает с мнением МВФ, значит я точно не ошибаюсь и значит они не ошибаются», – подчеркивал Уманский.
Введение налога на выведенный капитал с самого начала казалось не более, чем пиар-ходом экс-президента Петра Порошенко, чтобы завоевать симпатии бизнеса накануне выборов. Этот же ход подхватил и новый глава государства. Но к внедрению новации никто и никогда не относился серьезно.
Будет ли означать приход Уманского изменение позиции Украины по другим ключевым вопросам, от которых зависит сотрудничество с МВФ? — тоже нет. Для кредиторов две главные позиции сейчас — открытие рынка земли и принятие закона, который гарантирует невозврат выведенных с рынка банков бывшим владельцам (так называемого «антиколомойського закона»).
Вопрос рынка земли уже перенесен под купол Верховной Рады. Основным переговорщиком с МВФ относительно доработки «антиколомойского закона» теперь стал офис президента. И если согласование документа затянется, это будет сознательный выбор ОП.
Но, по информации сайта Лига.Финансы, который ссылается на закрытый аналитический отчет Morgan Stanley, американский инвестиционный банк уже озвучил опасения, что назначение нового правительства приведет к расширению дефицита бюджета и негативно повлияет на сотрудничество с МВФ.
В качестве одного из аргументов аналитики припомнили то, что новый министр финансов Игорь Уманский в своих предыдущих заявлениях ставил под сомнение необходимость сотрудничества Украины и Фонда.
Читайте также: Новое правительство планирует пересмотреть госбюджет. Премьер хочет повысить пенсии
Инфляция примирит Минфин с НБУ
Политика НБУ также неоднократно становилась предметом критики новоназначенного министра. Главная претензия — политика регулятора в отношении инфляционного таргетирования, слишком высокая учетная ставка и привязка стоимости кредитов к этому показателю.
«Они (НБУ — ред.) сознательно делают все возможное и невозможное, чтобы была снижена кредитная активность. У нас нормальная кредитная активность только по потребительским кредитам, там, где доходность более 30% для банка. А на самом деле, именно это и раскручивает потребительскую инфляцию. Соотношение объемов кредитования к ВВП в Европе сейчас самое низкое», – так комментировал Уманский действия регулятора по сдерживанию роста потребительских цен.
«При такой прибыльности, которую дает Нацбанк и Минфин, кредитовать реальный сектор просто не имеет смысла… И такая ситуация будет сохраняться, если не вывести Нацбанк с рынка заимствований через инструмент депозитных сертификатов, если прибыльность по ОВГЗ и стоимость кредитов будет привязана к ставке рефинансирования», — такое мнение будущий министр финансов высказывал летом прошлого года.
Ныне Уманский сможет найти точки соприкосновения с руководством НБУ. Как стало известно «Минфину», по предварительным подсчетам Нацбанка, февральская инфляция замедлилась до 2,9%. И в ближайшие три месяца этот показатель будет находиться в коридоре 2-3%. В такой ситуации регулятор может продолжить снижение учетной ставки.
Эту позицию будет поддерживать и Игорь Уманский. Тем более, что и в офисе президента настаивают на том же, чтобы выполнить обещание — «ипотечные кредиты под 10% уже в этом году».
Продолжит ли расти при Уманском «пирамида ОВГЗ»
Слишком высокая ставка рефинансирования НБУ неоднократно становилась объектом критики Уманского еще по одной причине — высокой доходности по ОВГЗ, которая становилась предметом особого интереса для иностранных спекулянтов. Уманский видел в этом большие риски.
Размещение ОВГЗ он называл аферой, «уровень которой трудно вспомнить в Украине». По его убеждению, в первую очередь, «ОВГЗ выгодны крупным иностранным банкам, которые получают сверхприбыль. Для Украины же выгода сомнительная».
В нынешней ситуации, когда интерес иностранных инвесторов идет на спад, Уманский сможет изменить стратегию привлечения денег для финансирования бюджетного дефицита. В частности, обойтись без иностранцев и одалживать у «своих». У внутренних инвесторов достаточно денег. Как сообщают в НБУ, объемы гривневой ликвидности банков на сегодня составляют около 180 млрд грн.
На чем сойдутся Гетманцев и Уманский
Новый министр финансов является сторонником амнистии капитала, к тому же, на самых либеральных условиях.
«Нам говорят: «Нельзя проводить (амнистию капитала — ред.), потому что будут легализированы коррупционные деньги, деньги от наркотиков, от торговли оружием». Это вроде бы звучит логично, но только они у себя такую легализацию провели, а у нас нет.
Читайте также: Налоговая амнистия. Стоит ли играть с государством
Если ставить вот эти маячки-требования, это означает, что вы, например, если захотите легализоваться, то должны будете доказать, откуда получили эти деньги. А как вы докажете, если получали в конверте? Это означает одну простую вещь: я или вы, или кто-то другой, не сможем это доказать и не пойдем в эту легализацию, поэтому и эффект от нее будет мизерный. Нужно убирать это требование», — говорил Уманский в интервью «Украинским новостям» летом 2019-го.
Активным сторонником амнистии капиталов является председатель комитета ВР по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев. Поэтому эта идея может объединить его с новым министром финансов. Правда, Гетманцев, наоборот, выступал за жесткие ограничения участия в декларировании «теневых» заработков, чтобы не допустить к нему коррупционеров и представителей криминального бизнеса. Впрочем, такие разногласия могут стать предметом дискуссии.
Как обеспечить 7-процентный рост ВВП
Игорь Уманский считает вполне реальным ускорение роста ВВП в ближайшие годы до 7% . И даже уже знает рецепт, как достигнуть такого показателя. Во-первых, это возможно «при условии прихода к власти адекватной команды с хорошей адекватной экономической программой».
Во-вторых, нужно создавать точки роста. «… у нас настолько низкая база роста, что реализация одного инвестиционного проекта, достаточно крупного в Украине,… даст просто огромный эффект. Повторюсь, вот эти $ 20 млрд инвестиций — дали бы нам 20% роста ВВП. Ну, 17%», — говорил министр финансов в том же интервью «Украинским новостям».
При этом министр отмечал, что сам готов завести в Украину до 5 млрд долл. инвестиций. Впрочем, воплощение в жизнь плана по созданию роста невозможно без тесного сотрудничества с профильными министрами и министерствами, прежде всего, МЭРТ.
Но на сегодня кресло министра экономики остается вакантным. Поэтому и говорить об изменениях в инвестиционной политике пока рано.
Далеко не бедный министр
Еще до голосования в Раде Игорь Уманский подал декларацию, как претендент на должность министра финансов.
В декларации политика за 2019 год указаны три квартиры в Киеве. Он является собственником одной – на 71,2 кв. м. Другие две – 71,4 кв. м. и 103,6 кв. м. – записаны на жену и дочь соответственно. Также он владеет 2 земельными участками в Киевской области общей площадью более 7 тыс. кв. м.
Кроме того, в 2019 году Уманский приобрел гараж на 42,3 кв. м. А еще у него продолжается строительство жилого дома под Киевом.
Среди других ценностей, которые Уманский указал в декларации: картина Арт ван дер Нера – нидерландского художника времен Золотого века Голландии, ювелирный набор жены, ее шуба и швейцарский наручные часы марки Harry Winston.
Также господин Уманский задекларировал автомобиль Mercedes Bens 2010 года выпуска стоимостью 350 тыс. грн. Право собственности на автомобиль принадлежит жене.
На банковских счетах семьи – более 95 тыс. грн. А вот валюту он предпочитает держать в кеше: в его «кубышке» 25 тыс. долларов и 12 тысяч евро.
Читайте также: Новые зарплаты чиновников: Кабмин установил сетку зарплат
Политическая карьера
Киевлянину Игорю Уманскому 45 лет. В 1997 году окончил Киевский национальный экономический университет с дипломом магистра делового администрирования. Получил степень кандидата экономических наук.
В правительственных структурах Уманский работает с 1998 года, когда стал экспертом службы вице-премьера Украины по вопросам экономики при правительстве Валерия Пустовойтенко. В 2001–2003 годах он уже заместитель руководителя группы советников министра экономики Тигипко в правительстве Виктора Ющенко. Затем перешел в Нацбанк.
После этого в 2005–2007 гг. работал заместителем председателя правления «Укртранснафты», заместителем председателя Государственного ипотечного учреждения, заместителем председателя Госагентства по инвестициям и инновациям.
Возвращение в правительство состоялось в 2008 году. На этот раз господин Уманский пришел в Минфин первым замом министра в правительстве Юлии Тимошенко. После отставки Пинзеника возглавил ведомство и до 2010 года руководил им, правда, в статусе исполняющего обязанности.
В 2014–2015 был первым заместителем министра финансов в правительстве Арсения Яценюка. С 2016 по 2019 – советник Порошенко.
До сих пор был одним из основных консультантов главы государства Владимира Зеленского.
Елена Демина, Ирина Рыбницкая