На каком этапе внедрения находятся цифровые валюты, и какие перспективы в украинских электронных денег, рассказал в колонке на НВ начальник отдела инновационных проектов департамента платежных систем и инновационного развития НБУ Роман Гартингер.
Либра как феномен
В прошлом году финансовый мир всколыхнуло заявление корпорации Facebook о намерении выпуска собственной цифровой валюты под названием Либра. Учитывая количество пользователей социальной сети Facebook, Либра могла бы стать действительно глобальным платежным средством.
Либру относят к стейблкойнам, подвиду криптовалют. От остальных криптовалют стейблкойны отличает относительно стабильный («stable») курс за счет существования обеспечения — национальной валютой, ценными бумагами и т.п.
Пристальное внимание крупных технологических компаний (вроде Apple, Facebook или Amazon) к предоставлению платежных услуг и выпуску собственных цифровых валют сегодня является существенным вызовом для регуляторов. Почему?
На примере той же Либры очевидно, что эта цифровая валюта может быть действительно глобальной и не ограниченной национальными границами стран. Такое явление порождает как перспективы, так и риски различной природы — монетарные, правовые, операционные и другие.
Читайте также: Запуск Libra отменяется. В ЕС запретили криптовалюту Цукерберга
Легализовать нельзя запретить
В сентябре 2019 года в Базеле (Швейцария), состоялась встреча с участием руководства финансовых регуляторов стран Большой семерки и менеджмента крупнейших стейблкойн проектов (Libra Association, JP Morgan и Fnality International).
Мнения финансовых регуляторов стран относительно статуса стейблкойнов разделились. Тогда как Швейцария придерживалась либеральной позиции, Германия и Франция заявили, что операции с Либрой не могут быть легализованы в Евросоюзе пока все потенциальные риски не будут изучены и урегулированы.
Во время обсуждения стейблкойнов были высказаны интересные мысли и предположения. «А если обязать эмитента такой цифровой валюты получить лицензию e-money institution? А если поставить условие, чтобы стейблкойны обеспечивались государственными ценными бумагами и национальными валютами развитых стран? То почему бы и нет?».
На самом деле эта дискуссия является частным случаем более широкой дискуссии: каким должно быть распределение ролей между государством и частными учреждениями в процессе создания денег (включая цифровые валюты)?
Вскоре после упомянутой дискуссии, Банк Международных Расчетов, а за ним Европейский Совет и Еврокомиссия опубликовали официальную позицию относительно стейблкойнов. Ключевой месседж озвученной позиции: стейблкойны являются источником системных рисков, которые должны быть соответствующим образом идентифицированы, оценены и урегулированы. До тех пор выпуск и обращение стейблкойнов на территории Евросоюза запрещается.
Одновременно центральным банкам было рекомендовано сосредоточиться на изучении возможности выпуска собственных цифровых валют. Многие центральные банки интересовались тематикой цифровых валют центральных банков (ЦВЦБ), однако к пилотным проектам, а тем более до реального выпуска ЦВЦБ, приблизились лишь некоторые. Но похоже, что ситуация меняется, и появление стейблкойнов стало триггерным событием, активизировало исследования цифровых валют.
В январе 2020 года стало известно о создании рабочей группы по изучению ЦВЦБ, объединяющей усилия центробанков Швеции, Канады, Швейцарии, Великобритании, Японии, а также Европейского Центрального Банка и Банка Международных Расчетов. Сфера анализа будет охватывать экономические аспекты, вопросы технологии и архитектуры ЦВЦБ, включая возможность трансграничного взаимодействия. В упомянутых странах уже есть существенные наработки по вопросам ЦВЦБ.
Например, Риксбанк Швеции после длительного исследования, планирует в этом году начать пилотный проект «e-krona», Банк Канады реализует проект «Jasper», Банк Японии совместно с ЕЦБ проводили проект «Stella».
Когда оцифруют гривну
Национальный банк Украины тоже движется в тренде. В конце 2016 года украинский центробанк начал изучение возможности выпуска собственной ЦВЦБ — э-гривны.
Э-гривна является цифровым эквивалентом наличности, который должен обмениваться без ограничений на наличные или безналичные гривны в соотношении 1:1.
В 2018 году Нацбанк реализовал пилотный проект по выпуску э-гривны. В его пределах регулятор проанализировал международный опыт, исследовал правовые аспекты, макроэкономический эффект и рассматривал различные варианты бизнес-модели обращения э-гривны.
Параллельно на блокчейн-платформе в обращение было выпущено ограниченное количество э-гривны, операции с использованием которой тестировались рабочей группой при участии Нацбанка, компаний-волонтеров, а также представителей Всемирного банка.
Читайте также: Е-гривна. Когда и для чего ее запустит Нацбанк
Проведенное исследование дало практический опыт и также поставило перед Нацбанком новые вопросы:
- Каким будет влияние данного платежного инструмента на экосистему платежного рынка?
- Будет ли существовать достаточный спрос на э-гривну со стороны пользователей, торговцев и участников рынка?
- Какая технология должна использоваться?
- Каким должен быть уровень анонимности транзакций с э-гривной?
Сегодня однозначных ответов на эти вопросы нет и у других центробанков мира.
Национальный банк Украины продолжает изучать возможность выпуска собственной цифровой валюты — э-гривны, основываясь на результатах проведенного пилотного проекта, обнародованных Национальным банком в Аналитической записке по его итогам.
Уже в этом месяце состоится международная конференция на тему «Цифровые валюты центральных банков: новые возможности для платежей». Конференция станет площадкой для обмена знаниями и опытом относительно потенциальной возможности внедрения цифровых валют центральных банков и их места в финансовой экосистеме.
Свои взгляды представят эксперты из Всемирного банка, Международного валютного фонда, центральных банков Японии, Южной Африки, Уругвая, Финляндии, Литвы, Канады и Швеции, представители финансового рынка (банки и финтех) и т.п.