Экономика дошла до «предела»
Украина не сможет отвертеться от дополнительных выплат по госдолгу в следующем году. Это стало понятно, как только появились предварительные отчеты Госстата.
По итогам октября-декабря 2019-го, реальный ВВП Украины вырос на 1,5%. Но в предыдущие три квартала прошлого года экономика росла значительно быстрее:
• I квартал — на 2,5%;
• II квартал — на 4,6%;
• III квартал — на 4,1%;
• IV квартал — на 1,5%.
Это значит, что по итогам 2019 года общий рост ВВП составит 3,1-3,2%, — считают опрошенные «Минфином» эксперты. Окончательную цифру Госстат должен назвать в 20-х числах марта.
Почему это важно
Реструктуризация госдолга, которую проводила в 2015 году министр финансов Наталья Яресько, была привязана именно к показателям экономического роста Украины. Страна находилась на грани дефолта — она с трудом тянула крупные выплаты по еврооблигациям вместе с платежами МВФ и прочим кредиторам. Потому правительству пришлось вести переговоры с держателями бондов.
Чиновники договорились о списании 20% долга, общая сумма которого составляла $19,3 млрд — то есть на $3,8 млрд.
В качестве компенсации за списание Украина выпустила для держателей еврооблигаций новые ценные бумаги — ВВП-варранты — на $3,2 млрд. По сути, мы согласились делиться с ними своим экономическим ростом в будущем.
Реструктуризация затевалась из-за того, что страна сильно пострадала от кризиса и ее экономика находилась в руинах. В 2015 году ВВП Украины упал на 9,9%. Потому мы пообещали кредиторам выплатить премию, если ситуация стабилизируется и ВВП начнет расти. Им гарантировали выплату определенной доли от будущих достижений.
В соглашении были прописаны следующие условия:
- Если годовой рост ВВП составляет до 3%, а реальный валовый продукт не превышает $125,4 млрд — страна не платит ничего.
- При росте ВВП от 3% до 4% — Украина платит 15% от превышения показателя ВВП над 3%.
- Если ВВП вырастет более чем на 4% — платим 40% с каждого следующего процента экономического роста.
Выплаты по варрантам начинаются с 2021 года. С 2021 по 2025 год платежи не могут превысить 1% ВВП. А вот с 2026 года и до 2038-го они могут быть любыми.
«ВВП-варранты не являются частью госдолга страны», — объяснил «Минфину» глава аналитического департамента инвестиционной компании Eavex Capital Дмитрий Чурин. По бумагам выплачивается только премия за рост экономики и не начисляются проценты.
Читайте также: Яресько рассказала, когда Украина выплатит 50 млрд долларов госдолга
Сколько заплатим по ВВП-варрантам
Оценки предстоящих платежей очень разнятся. Кто-то говорит о $20-25 млн в 2021 году (за 2019 год). Кто-то умножает эту цифру на два — $40-50 млн.
В 2022 году инвесторам придется заплатить вдвое больше — от $50 до $100 млн.
Что касается суммарных выплат по варрантам за все годы, то здесь прогнозы достигают угрожающих $9-10 млрд.
Читайте также: Высокие премии чиновникам можно выплачивать варрантами
Экономисты начали прикидывать потенциальные объемы выплат после того, как осенью 2019 года новоназначенный премьер-министр Алексей Гончарук пообещал, что экономика Украины вырастет на 40% в ближайшие 5 лет.
При таком сценарии выходило, что выплаты по варрантам могли бы быть значительно больше тех $3,8 млрд., которые были списаны по еврооблигациям. Впрочем, достаточно быстро стало ясно, что наша страна еще не скоро увидит экономическое чудо.
«Суммы выплат озвучивались самые разные, вплоть $10 млрд. Но есть несколько проблем с расчетами: во-первых, спрогнозировать рост ВВП/курс/структуру экономики на столь продолжительный период невозможно в принципе. Во-вторых — не понятно, как поведет себя правительство со временем, если станет перед необходимостью платить по долгам, возникшим при достаточно странных обстоятельствах», — считает директор департамента рыночных исследований рейтингового агентства IBI-Rating Виктор Шулик. В этом случае могут рассматриваться разные варианты. Например, обмен варрантов на еврооблигации.
2021 год — за достижения 2019-го
«По нашим оценкам, выплаты по варрантам в 2021 году (рассчитываются по итогам 2019 года) будут менее $50 млн. При росте ВВП на 3,2% выплата составит $40-50 млн, а при 3,1% — вдвое меньше, то есть порядка $20-25 млн», — посчитал «Минфину» начальник аналитического отдела Альфа-Банка Украина Алексей Блинов.
В гривне это порядка 0,9-1,2 млрд грн — не лишние деньги для госбюджета, но и не критичная сумма. Средний размер одного выпуска 1-1,5-летних минфиновских ОВГЗ в 2020 году.
2022 год — за рост в 2021-м
На этот год Нацбанк дал прогноз роста ВВП на уровне 3,5%. Однако не факт, что экономика покажет такой рост. Картину могут испортить последствия китайского коронавируса и неразрешенный торговый конфликт с США.
Читайте также: Консенсус-прогноз — 2020: курс гривны, инфляция, ВВП
«Украинская промышленность уже чувствует негативные тенденции на мировом рынке. В декабре-2019 промышленное производство упало на 8,3%. В последний месяц прошлого года промпроизводство также сократилось и в Еврозоне — на 2,1%. Если в ближайшее время не удастся переломить эти тенденции, прогноз в 3,5% роста ВВП в 2020 году будет нереалистичным», — заверил «Минфин» начальник отдела по работе с инвесторами банка «Кредит Днепр» Андрей Приходько.
Многие экономисты сходятся на среднем прогнозе — 3,2%. «Это подразумевает небольшой объем выплат по варрантам в 2022 году — в диапазоне $45-55 млн. Но если предположить рост экономики Украины на 3,5% в 2020 году, то соответствующая сумма платежа вырастет до $110-125 млн», — уточнил Алексей Блинов.
Аргентина, Греция и Украина
Выплаты Украины по VRI точно войдут в историю мировой экономики. Мы одна из немногих стран, которые когда-либо пользовались этим инструментом.
«ВВП-варранты — редкий финансовый инструмент. Его во время реструктуризации долга выпускали Аргентина в 2005 году, и Греция в 2012-ом», — рассказала «Минфину» главный экономист Dragon Capital Елена Белан.
По ее словам, параметры выпуска варрантов не стандартизированы — это результаты договоренности правительства и кредиторов во время реструктуризации. Нет ни стандартных ставок, ни ограничений по сумме выплат. Если сравнивать Украину с другими эмитентами VRI, наш выпуск имеет свои преимущества и недостатки.
«Аргентина по таким бумагам на протяжении 2006-2035 годов платит 5% от превышения ВВП определенного уровня. Сейчас это 3% реального роста ВВП, как у нас. Также там есть ограничение, что общая сумма выплаты по таким бумагам не может превышать 48% от номинальной стоимости бумаг. У нас такого ограничения нет. Общий выпуск бумаг — около $40 млрд. Варранты выпущены в долларах, евро, иенах и песо», — рассказал «Минфину» руководитель аналитического отдела Concorde Capital Александр Паращий.
В Греции соглашение по VRI подписано на 2015-2042 годы. Выплаты зависят от превышения реального ВВП свыше 2-2,9% — в зависимости от года. «Но там годовая выплата ограничена 1% номинальной стоимости бумаги. Причем, начиная с 2023 года, это ограничение сужается. Объем выпуска — 62,4 млрд евро», — добавил Паращий.
Как поменьше заплатить по варрантам
Но отдельную главу в учебнике по мировой истории экономики Украина все-таки заслужит. «В случае с варрантами Аргентины и Греции — суммы выплат математически не могут быть выше суммы списания по госдолгу. Украина, видимо, будет первой страной, которая заплатит больше», — заметил Паращий.
Вряд ли VRI станут проблемой правительства Гончарука. О ней будут думать уже его преемники. Они могут рассматривать самые разные варианты — от обмена до выкупа. Правда, денег потребуется немало.
«Ограничений на выкуп варрантов нет, но по текущей цене для этого нужно найти в бюджете как минимум $3,5 млрд. На самом деле, даже больше, так как цена выкупа должна быть выше текущей. Также можно предложить держателям варрантов обменять их на еврооблигации. Еще вариант — предложить изменить параметры бумаг, например, ввести ограничение на общую сумму выплат в обмен на премию», — прокомментировала разные сценарии Елена Белан.
ВВП-варранты Украины находятся в листинге Ирландской биржи — Irish Stock Exchange, считаются внебиржевым инструментом. Точных данных об объемах торгов нет. Эксперты оценивают ликвидность наших бумаг как среднюю. На момент выпуска стоимость украинских VRI находилась на уровне 30% номинала, но по мере роста ВВП достигала и 100%. В них поверили и ждут выплат. Но те, кому потребуются живые деньги, вполне могут и договариваться.
«Это рыночные инструменты, поэтому здесь многое будет зависеть от «ловкости рук» Министерства финансов или любого органа, которые будет ответственным за долговую политику в перспективе», — считает Виктор Шулик.
Недавно Алексей Гончарук заявил о создании в Украине Долгового агентства, которому уже сейчас нужно продумывать варианты по работе с нашими варрантами. «Если что-то и предпринимать, то в ближайшее время. Пока цены на эти бумаги не сильно улетели вверх», — спрогнозировал Александр Паращий. Он полагает, что оптимальным вариантом, который держатели воспримут без негатива, может стать обмен варрантов на долгосрочные облигации с фиксированной доходностью.
Ирина Тимофеева