Понятие «банковская тайна» постепенно отмирает в Украине. Первые тревожные симптомы появились в далекие 2000-2001 годы. Тогда, еще при Николае Азарове, Государственная налоговая администрация пыталась договориться с Нацбанком об автоматическом предоставлении финансовой информации. Активно лоббировалось постановление НБУ, обязывающее банкиров массово раскрывать налоговикам данные их клиентов.

Сделать это в то время не вышло. Но уже в 2019 году фискалы смогли добиться своего: ряд банков начал снабжать их сведениями, содержащими банковскую тайну — сколько денег на счете и как они расходуются или прибывают. То есть налоговики могут отслеживать движения по счету. В первую очередь, это делают госбанки, во вторую — коммерческие финучреждения.

«Сливают» данные по ФОПам

Пока банки докладывают преимущественно о физлицах-предпринимателях (ФОП — укр.). О массовом «сливе» данных по счетам физических и юридических лиц речь еще не идет.

«Распространенной стала практика автоматического обмена информацией между налоговыми органами и банковскими учреждениями в отношении счетов физлиц- предпринимателей. Фискалы считают, что сегодня значительная часть ФОПов скрывает свои реальные доходы, используя для предпринимательской деятельности счета, открытые как для обычных физических лиц. Это приводит к умышленному занижению оборотов бизнеса и к уклонению от уплаты налогов», — рассказал «Минфину» юрист ЮК Legal House Михаил Гурин.

В каком именно режиме и какие именно данные по счетам предпринимателей получают налоговики — точно неизвестно. Есть неподтвержденная информация о том, что сведения уходят в Налоговую службу только при расчетах на крупные суммы. То есть как только ФОП превышает годовые лимиты по оборотам, установленные для его налоговой группы — 1, 2 или 3-ей, — фискалы об этом узнают.

Недавно Нацбанк наделал много шума своим постановлением №162: сначала позволил ФОПам переводить средства на свой личный счет (физлица) только после уплаты всех налогов и сборов, а затем отменил эту оговорку. Так что сейчас действует простое правило: предприниматели могут перебрасывать средства на свои личные карты в любой момент, когда это потребуется.

Читайте также: Нацбанк обсудит с налоговой расчеты ФОПов с бизнес-счетов

Но говорят, что налоговики задают банкам все больше вопросов о движении средств по счетам ФОП, когда у них возникают малейшие подозрения о выводе крупных капиталов. Более-менее открыто об этом сообщают юристы. Финансисты же наотрез отказываются комментировать эту тему. 

Сложно представить, что данные о передвижении ваших денег разглашаются по первому требованию. Всем хочется верить в то, что есть банковская тайна и банкир, как твой лечащий врач, хранит ее как зеницу ока. Хотя это уже давно миф.

«Постепенный отказ от института банковской тайны — это тенденция, «навеянная» глобализационными процессами», — пояснила «Минфину» юрист Stron Legal Services Алена Перепеличная.

Все из-за ужесточения требований по финансовому мониторингу со стороны банков, на чем настаивал НБУ. А также из-за повышения налоговой дисциплины: как под давлением нашей Государственной налоговой службы, так и со стороны мировых регуляторов (BEPS и прочие нюансы).

Читайте такжеНовые правила финмониторинга: За что банки будут блокировать счета и «стучать» на клиентов

Что знают обо всех

Слежка начинается с момента открытия банковского счета. Как только вы его открываете — банк сообщает об этом налоговикам в течение трех рабочих дней. Неважно, в каком статусе вы получаете банковские реквизиты: как физлицо-предприниматель или как юрлицо. Есть регламент подачи соответствующего отчета и финансисты неуклонно ему следуют. 

«Согласно п. 1 разд. III Порядка представления сообщений об открытии/закрытии счетов налогоплательщиков в банках и других финансовых учреждениях в контролирующие органы, утвержденному приказом Минфина от 18 августа 2015 года №721, банковские организации уведомляют об открытии/закрытии банковских счетов органы ГНС Украины на протяжении 3 дней. В том числе подаются данные о номере счета, МФО банка, названии банка, коде валюты, номере счета, дате открытия/закрытия счета», — объяснил «Минфину» управляющий партнер Gracers Law Firm Сергей Лысенко.
 

Фискалам сообщают только о самом факте появления счета. Сколько денег на него  внесли, куда их перечислили или что еще предприняли — всего этого ГНС сразу никто не сообщает.

Кому банки рассказывают тайны

Чтобы узнать больше о движениях по счету и сумму остатка средств на нем, нужно иметь соответствующие основания. Например, должно быть открыто дело о неуплате налогов, либо об отмывании денег, либо о финансировании терроризма. Требование может быть выдвинуто и на основании ряда других статей. Также необходимы постановления уполномоченных организаций либо постановления судов о раскрытии банковской тайны в отношении простого человека или предприятия.

«Как показывает практика, чаще всего с подобными заявлениями в суды обращаются налоговые органы в рамках проверок», — сообщила Алена Перепеличная.

Но доступ к банковской тайне имеют и другие органы. Их перечень можно найти в ст. 62 закона «О банках и банковской деятельности».

Список структур, имеющих доступ к банковской тайне

  1. Органы прокуратуры, СБУ, Государственное бюро расследований, Нацполиция, НАБУ, Антимонопольный комитет;
  2. Государственная налоговая служба;
  3. Госфинмониторинг;
  4. Органы государственной исполнительной службы, частные исполнители по их письменному требованию по вопросам исполнения решений судов и решений, подлежащих принудительному исполнению;
  5. Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку. Регулятор может затребовать данные в случаях самостоятельного представления банком информации о банке как эмитенте и административных данных в соответствии с законами о ценных бумагах и фондовом рынке;
  6. Другой банк — в случаях, предусмотренных законом «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения»;
  7. АРМА (Агентство по розыску и менеджменту активов). Доступ предоставляется по письменному требованию в связи с розыском активов, на которые может быть наложен арест в уголовном производстве;
  8. Властям других стран, если они буду разыскивать в Украине людей или компании, которые помогают их резидентам укрывать от налогообложения доходы. Порядок раскрытия банковской информации в данном случае предусмотрен специальным американским законом «О налоговых требованиях к иностранным счетам», FATCA. Он прописан в межправительственном соглашении с украинским правительством и определяется нашим Нацбанком:
  9. НАПК по антикоррупционному законодательству.

«По решению суда информация может быть предоставлена Национальному агентству по предупреждению коррупции. Агентство может затребовать данные о наличии и состоянии счетов, операций по счетам конкретного юридического лица или физического лица, физлица-субъекта предпринимательской деятельности в соответствии с законом Украины «О предотвращении коррупции», — объяснила Перепеличная.

Постановление суда или запрос

Любой чиновник по своей прихоти не может требовать от банка закрытую информацию. Для этого необходимо выполнить все формальности. 

В законодательстве четко описан вид запроса/требования о предоставлении данных, содержащих банковскую тайну:

  • все должно быть изложено на бланке государственного органа установленной формы или направлено в электронном виде;
  • документ должен быть заверен подписью руководителя государственного органа (или его заместителя), скреплен гербовой печатью. Еще он должен содержать квалифицированную электронную подпись руководителя государственного органа (или его заместителя);
  • содержать детально выписанные основания для получения сведений;
  • содержать ссылки на нормы закона, согласно которым государственный орган имеет право на получение такой информации.

При невыполнении любого из пунктов, банки имеют право отказывать в раскрытии данных о счетах клиентов. Финансисты уверяют, что так и делают. 

Активнее всего банковская тайна раскрывается по постановлениям судов. Практика показывает, что служители Фемиды редко защищают право человека и бизнеса на тайну своих финансов.

«В судах на этот счет нет однозначной позиции. Но в большинстве случаев они все-таки становятся на сторону государственных органов и принимают решения, которые обязывают банковские учреждения раскрывать информацию по счетам», — рассказала «Минфину» эксперт юридической компании Riyako&Partners Анна Ковалева.

Конечно, владелец счета может протестовать против раскрытия банковской тайны. Однако юристы признают, что обычно это мало помогает на практике.

«Согласно ч. 3 ст. 290 Гражданско-процессуального кодекса, лицо, в отношении которого банк раскрывает банковскую тайну, или заявитель могут обжаловать решение суда в пятидневный срок в апелляционном суде. Однако этот факт не прекращает его выполнение. То есть раскрытие банковской тайны имеет необратимый характер, возвращение исполнения судебного решения невозможно», — констатирует Сергей Лысенко.

Нашли и арестовали

Очень часто люди и бизнес даже не знают, что банк уже сдал их финансовую информацию налоговикам, силовикам или прочим госструктурам. Или узнают об этом с опозданием. Финансисты потом могут ссылаться на тайну следствия или другой документ, который связывал им руки по части информирования клиента. Так что люди нередко получают неприятные сюрпризы.

«Банковские учреждения не обязаны сообщать о таких действиях. Удобным способом отслеживания информации о раскрытии банковской тайны контролирующими органами являются онлайн реестры и такие сервисы, как Youcontrol или Оpendatabot. Они, хоть и несвоевременно, но все же дают возможность контролировать судебные документы, выданные в отношении предприятий», — посоветовал Михаил Гурин.

Раскрытие банковской тайны — это лишь прелюдия. Нередко за нею следует блокировка средств на счете, его арест или даже списание средств в чью-то пользу — например, человека, который выиграл иск или госбюджета. Это происходит в бесспорном (безакцептном) режиме: так часто поступают налоговые органы и судебные исполнители. В таких случаях всегда нужно соответствующее постановление суда.

«Согласно инструкции НБУ о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте и в соответствии с Гражданским кодексом, блокировка счетов допускается по решению суда. Кроме того, допускается остановка финансовых операций, которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма», — уточнил «Минфину» начальник управления банковской безопасности Пиреус Банка Игорь Пристинский.

Когда дело доходит до ареста счета, то соответствующий документ в банк доставляет исполнитель, например, прокурор или судебный исполнитель. Либо же бумага доставляется заказным письмом.

А вот банки редко уведомляют людей и бизнес об арестах счетов. Чаще всего это становится неприятным сюрпризом, за исключением случаев с VIP-клиентами. Частные лица обычно стараются решить проблемы с госструктурой, которая начала на них нападать, а бизнес почти всегда пытается оспорить действия банка через суд и получить решение о снятии ареста со счета.

«Арест счетов — очень распространенная практика давления на бизнес правоохранительными органами. К счастью, во многих случаях эта мера обжалуется довольно просто, учитывая слабую доказательную базу силовиков», — поясняет  Сергей Лысенко.

По его словам, обжалование чаще всего осуществляется согласно абз.2 ч.1 ст.174 Уголовно-процессуального кодекса. Арест имущества может быть отменен полностью или частично, если будет доказано, что в дальнейшем в применении этой меры отпала необходимость или арест был наложен необоснованно.

Ирина Тимофеева